Файл: Когнитивные функции Общая психологияЦели изучения темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уровне» не слишком выражены и имеют временную характеристику – растянутость во времени, и как «эмоцию», если изменения в «энергетическом уровне» ярко выражены и появляются неожиданно. Вместе с тем имеются и качественные отличия. Настроение характеризуется диффузностью. Оно пронизывает все остальные переживания, восприятие, мыслительные процессы и т.д., образуя своеобразный общий фон «эмоционального самочувствия». Настроение – это эмоциональное переживание, составные части которого трудно вычленить. Другой отличительной чертой настроения является его непредметность. На это важное качество настроений указывал С. Л. Рубинштейн, подчеркивая то, что оно не связано с каким-либо определенным объектом. Настроения могут быть вызваны различными причинами, но в большинстве случаев эти причины могут не осознаваться как относящиеся к данной ситуации или объекту. Рубинштейн писал по этому поводу следующее: «Вследствие своей «беспредметности», настроение возникает часто вне сознательного контроля: мы далеко не всегда в состоянии сказать, отчего у нас то или иное настроение… Настроение - ... бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства». М. Арнольд указывает, что настроение, в отличие от собственно эмоций, которые всегда направлены на объект, отражает состояние субъекта и является показателем протекания процесса функционирования в субъекте. Например, высокий уровень мышечного функционирования, когда движения тела ничем не ограничены, свободны и ощущаются как сильные и ловкие, сопровождаются, как правило, мышечной радостью, веселым приподнятым настроением. В свое время П. П. Викторов пытаясь обосновать физиологическую интерпретацию настроения, подчеркивал влияние функционального состояния мозга на характер настроения. Например, печальное настроение «является ощущением замедленного хода ассоциаций, малокровия коры головного мозга».
Аффект.
Аффект – это сильное, захватывающее всю личность, относительно кратковременное эмоциональное переживание, которое сопровождается резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
Другими словами, аффект – это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления в реакциях вегетативной системы и в поведенческих актах. Изменения вегетативных функций обычно ярко выражены и являются объективными признаками аффекта.
Объективные признаки аффекта:
• покраснение кожи;
• повышение артериального давления;
• усиление сердцебиения;
• изменение дыхания;
• головокружение;
• обморок.
При подавлении внешнего выражения аффекта – усиливается его физиологическое проявление, и наоборот.
Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры.
Господство подкорки обнаруживается в яркости внешних переживаний (трудно скрыть бурное переживание гнева, горя, отчаяния, радости и др.). Обладая свойствами доминанты, аффект тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (бегство, агрессия), сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических ситуациях.
Согласно Португалову, такого рода аффекты состоят из трех фаз:
Аффект.
Аффект – это сильное, захватывающее всю личность, относительно кратковременное эмоциональное переживание, которое сопровождается резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
Другими словами, аффект – это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления в реакциях вегетативной системы и в поведенческих актах. Изменения вегетативных функций обычно ярко выражены и являются объективными признаками аффекта.
Объективные признаки аффекта:
• покраснение кожи;
• повышение артериального давления;
• усиление сердцебиения;
• изменение дыхания;
• головокружение;
• обморок.
При подавлении внешнего выражения аффекта – усиливается его физиологическое проявление, и наоборот.
Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры.
Господство подкорки обнаруживается в яркости внешних переживаний (трудно скрыть бурное переживание гнева, горя, отчаяния, радости и др.). Обладая свойствами доминанты, аффект тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (бегство, агрессия), сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических ситуациях.
Согласно Португалову, такого рода аффекты состоят из трех фаз:
1. Подготовительная: сознание пока сохранено полностью. происходит напряжение эмоций, исключительная концентрация внимания на травмирующем объекте, бедный, сильно суженный круг представлений сильно аффективно окрашен, все подчинено одному стремлению – осуществить свое намерение
2. Фаза взрыва – немедленное отреагирование (нападение, разрушение или бесцельная хлопотливость, желание убежать, спрятаться) с полной потерей самообладания и частичной или полной потерей сознания. В этой стадии патологического аффекта проявляются две линии поведения: стремление отразить, напасть, или убежать, спрятаться.
3. Заключительная фаза – истощение психических и физических сил, психическое отупение, иногда сон. Спустя некоторое время после восстановления сил может наблюдаться нарушение воспоминаний о событиях, относящихся к периоду развития и взрыва патологического аффекта.
Для физиологического аффекта характерно относительно сохранное сознание, большая способность помнить происходившее и субъективное чувство облегчения и раскаяния на заключительной фазе. При этом поступки проявляются в форме, адекватной характеру сильного раздражения.
Чаще всего у человека аффекты возникают в ситуациях, затрагивающих поддержание его физического существования, в складывающихся социальных отношениях в результате социальных отношений и санкций. П. Фресс выделяет три фактора, которые могут провоцировать аффект:
1) новизна;
2) необычность;
3) внезапность.
Итак, совокупность образов, ситуаций, породивших сильное эмоциональное переживание – образуют в памяти прочный комплекс, и актуализация хотя бы одного элемента влечет за собой, даже против воли субъекта, немедленное введение в сознание других его элементов.
Многие авторы склонны рассматривать аффекты как положительные, так и отрицательные, в зависимости от того, какая эмоция переживается человеком и насколько он может владеть собой. Е.П.Ильин относит к аффективным проявлениям положительных эмоций восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, смеха, а к аффективным проявлениям отрицательных эмоций – ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, то есть так называемый аффективный шок. К частому проявлению аффектов в нормальной обстановке, как считает Е.П.Ильин), склонны либо невоспитанные люди, либо имеющие нервно-психические заболевания.
Стресс.
Современная наука утверждает, что жизнь каждого живого существа на земле начинается под знаком стресса. В чреве матери ребенок защищен достаточно надежно, но в момент рождения он сразу оказался во враждебном окружении: на него сразу обрушились микробы, жара, холод, потенциально опасная пища, возможность травм. С этого момента и до конца своих дней главной проблемой каждого живого существа, организма становится приспособление – адаптация.
Представления о стрессе Г. Селье. Проблемы адаптации привлекли к себе внимание в связи с работами Ганса Селье, сформулировавшего в 1936 г. понятие стресса как общую совокупность адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее физическую или психическую травму. Г. Селье в 1926 г. опубликовал наблюдения о больных, страдающих различными соматическими недомоганиями:
• повышением артериального давления;
• мышечной слабостью;
• потерей аппетита;
• утратой мотивации к достижениям.
При этом Г. Селье показал, что при этих различных соматических недомоганиях в организме наблюдаются однообразные нарушения:
1) изменения в коре надпочечников;
2) истощение лимфоидной ткани (лимфоузлов, тимуса);
3) язва желудка.
Для описания совокупности всех неспецифических изменений (реакций) внутри организма Г. Селье ввел понятие «стресс»
По мнению Г. Селье, стресс – это врожденный защитный механизм, который на ранних этапах эволюции дал возможность человеку выжить – стрессовая реакция позволяет подготовиться человеку к возбуждению. На протяжении своей профессиональной деятельности Селье трактует понятие
«стресс» по-разному. Как отмечают В. Я. Апчел и В. Н. Цыган, в своих первых работах Г. Селье стресс понимал, как совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под воздействием любых сильных раздражителей и сопровождавшихся перестройкой защитных систем организма.
Затем, в более поздних работах, стресс стал пониматься Селье как неспецифическая реакция на любое предъявление извне, то есть, как замечает Е. П. Ильин, произошло упрощение этого феномена и соответствующего ему понятия. В 1936 г. вышла статья Г Селье о стрессе, где он ввел новое понятие «общий адаптационный синдром», что и послужило появлению биологической теории и модели стресса.
В своей биологической теории Г. Селье стресс рассматривает с позиций физиологической реакции на физические, химические и органические факторы.
Основное содержание теории общего адаптационного синдрома может быть обобщено в четырех положениях:
1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего равновесия функционирования своих систем.
Это сохранение обеспечивается процессами гомеостаза, поддержание которого является жизненно необходимой задачей организма.
2. Сильные внешние раздражители (стрессоры) нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно- приспособительной.
3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий.
Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессоров.
4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может иметь летальный исход.
Обобщение результатов исследований позволило Г.Селье обосновать существование трех стадий общего адаптационного синдрома.
Стадия тревоги возникает при появлении стрессора. Вначале наблюдается снижение уровня резистентности организма, нарушение вегетативных и соматических функций. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревожные симптомы исчезают и организм возвращается к нормальному функционированию. Большинство стрессов разрешается на этой стадии.
Стадия резистентности наступает в случае интенсивного и продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне напряжения функциональных систем.
Стадия истощения отражает нарушение регуляции защитно- приспособительных механизмов.
Адаптационные резервы существенно уменьшаются, сопротивляемость организма снижается, что может привести к различным заболеваниям. При продолжительном воздействии стрессора снижается выброс в кровь гормонов, так как возможность синтеза гормонов небезгранична, и, следовательно, снижается эффективность их воздействия на организм. В этом случае организм может погибнуть. Даже на стадии резистентности существует такая угроза, так как стресс провоцирует мощный выброс гормонов, что приводит к снижению иммунитета, вследствие чего возрастает вероятность появления язвы желудка, гипертонии, инфаркта. Во многих случаях стрессовые реакции являются целесообразными и адекватными, так как они вызывают стенические эмоции и тем самым повышают готовность человека к встрече с опасностью, с физическими и психическими перегрузками. Однако сильные стрессоры часто приводят к неадекватным реакциям с эмоциональным возбуждением, дезорганизацией поведения, которые могут переходить в состояние подавленности, пассивности.
Такие стрессы Г. Селье назвал дистрессами, то есть «плохими стрессами».
Краткий обзор некоторых теорий стресса. Формирование концепций стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.
Типы реагирования на стресс. В большинстве исследований выделяют:
1. Стресс-факторы. Под стрессорами понимают различные внешние и внутренние факторы, вызывающие повышенное напряжение или перенапряжение психофизиологических функций.
2. Стрессовая реакция. Повышенное напряжение или перенапряжение психофизиологических функций и обозначается как стрессовая реакция, так как возникающие в организме изменения носят обратимый характер и нарушенное психофизиологическое равновесие восстанавливается. Если этого не происходит, если психофизиологические резервы не обеспечивают эффективной адаптации, то возникает дистрессовое состояние, которое в отличие от стрессового состояния является уже патологическим.
В настоящее время различают:
1) физиологический стресс (Г. Селье);
2) психологический стресс (Р. Лазарус).
Физиологический стресс провоцируют стрессоры, вызывающие нарушение структуры или функции организма (ожог, травма, шум, температура, загазованность и др.). Опосредующим процессом при физиологическом стрессе является автоматический гомеостатический механизм.
Психологический стресс вызывается стрессорами, которые люди рассматривают как вредные для своего благополучия, то есть факторами, вызывающими отрицательные эмоции.
Опосредующим процессом при психологическом стрессе являются процессы оценки предполагаемой угрозы личности и поиска адекватного ответа на эту угрозу. Они различаются по скорости и продолжительности развития и находятся в зависимости от индивидуальных психологических и нейрофизиологических характеристик личности. Всем этим и определяется индивидуальных характер психологического реагирования разных индивидов в стандартных эмоционально-стрессовых ситуациях.
Психологическая защита при стрессе. Существует так называемая психологическая защита от травмирующих факторов. Понятие «психологическая защита» введено представителями психоаналитической школы. В представлении психоаналитиков - психологическая защита – это способность предотвращения грозных клинических последствий конфликта сознания и бессознательного
посредством различных форм защиты: вытеснения, сублимации, рационализации, проекции и др. З.Фрейд считал защитные механизмы врожденными, которые запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию снятия внутреннего конфликта. А.Фрейд внесла существенные коррективы в эту концепцию: в ее интерпретации психологическая защита носит приобретенный характер, и механизмы защиты рассматриваются ею как продукты развития и научения. Психоанализ выработал достаточно много видов психологической защиты: вытеснение, сублимация, проекция, избегание и др.
Фрустрация. Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно исходить из определения ее, данного известным американским исследователем С.Розенцвейгом, согласно которому «фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или сопротивление на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности».
Фрустрация – это переживание неудачи, сопровождающееся различными формами отрицательных эмоций. В ситуации фрустрации усилия человека достигнуть цели обречены на неудачу. Психическое состояние, вызываемое фрустратором, несомненно, зависит от типа этого фрустратора. С.Розенцвейг выделяет три типа фрустрирующих ситуаций:
1. Лишения, то есть отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Они, в свою очередь, подразделяются на внешние и внутренние. Примером внешнего лишения может служить отсутствие пищи у голодного человека; примером внутреннего лишения может служить ситуация, когда мужчина чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что он недостаточно привлекателен для нее.
2. Депривация (потери). Внешняя депривация: потеря близкого человека; сгорел дом и др. Внутреняя депривация: утрата статуса; импотенция и др.
3. Конфликт. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с мужчиной, который любит женщину, не отвечающую ему взаимностью. Пример внутреннего конфликта: мужчина хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.
Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является:
1. Наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность).
2. Наличие преграды на пути к достижению цели
В соответствии с этим фрустрационные ситуации классифицируются по:
1) характеру фрустрируемых мотивов;
2) характеру “барьеров”.
К классификациям мотивов относится, например, проводимое А.Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей, фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей»: познавательных, эстетических, потребности в самоактуализации, фрустрация которых не вызывает психических нарушений.
Анализ психологической литературы показал, что в результате исследований выявились различные типы поведения при фрустрации, которые, в свою очередь, «зависят от разных причин: силы фрустраторов, значимости их действия, привычки к ним. Важную роль играют индивидуальные особенности субъекта».
В психологии выделяют следующие виды фрустрационного поведения
(реагирования):
Фрустрация. Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно исходить из определения ее, данного известным американским исследователем С.Розенцвейгом, согласно которому «фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или сопротивление на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности».
Фрустрация – это переживание неудачи, сопровождающееся различными формами отрицательных эмоций. В ситуации фрустрации усилия человека достигнуть цели обречены на неудачу. Психическое состояние, вызываемое фрустратором, несомненно, зависит от типа этого фрустратора. С.Розенцвейг выделяет три типа фрустрирующих ситуаций:
1. Лишения, то есть отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Они, в свою очередь, подразделяются на внешние и внутренние. Примером внешнего лишения может служить отсутствие пищи у голодного человека; примером внутреннего лишения может служить ситуация, когда мужчина чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что он недостаточно привлекателен для нее.
2. Депривация (потери). Внешняя депривация: потеря близкого человека; сгорел дом и др. Внутреняя депривация: утрата статуса; импотенция и др.
3. Конфликт. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с мужчиной, который любит женщину, не отвечающую ему взаимностью. Пример внутреннего конфликта: мужчина хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.
Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является:
1. Наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность).
2. Наличие преграды на пути к достижению цели
В соответствии с этим фрустрационные ситуации классифицируются по:
1) характеру фрустрируемых мотивов;
2) характеру “барьеров”.
К классификациям мотивов относится, например, проводимое А.Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей, фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей»: познавательных, эстетических, потребности в самоактуализации, фрустрация которых не вызывает психических нарушений.
Анализ психологической литературы показал, что в результате исследований выявились различные типы поведения при фрустрации, которые, в свою очередь, «зависят от разных причин: силы фрустраторов, значимости их действия, привычки к ним. Важную роль играют индивидуальные особенности субъекта».
В психологии выделяют следующие виды фрустрационного поведения
(реагирования):