Файл: Тема История становления и развития социологии ( 2 час.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Планы практических занятий по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»
Тема 1. История становления и развития социологии (2 час.)
План:
1. Научные и исторические предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Этапы становления и развития западной социологии. Общая характеристика.

3. Особенности становления и развития отечественной социологической науки.
Темы докладов/сообщений

1. Вклад О.Конта и Г.Спенсера в развитие социологического знания.

2. Основные научные направления русской социологии до октября 1917 г.

4. Особенности развития социологии в России после революции 1917 г.
Вопросы для коллективного обсуждения

1. Каковы критерии выделения этапов развития социологического знания?

2. Назовите характерные черты социологического позитивизма.

3. Определите особенности классического периода развития социологии на Западе. Почему он так называется?

4. Выделите и охарактеризуйте общие для всех представителей классического периода направления развития социологического знания.

5. Чем можно объяснить тот факт, что появление социологии как самостоятельной науки произошло только на рубеже ХIХ-ХХ вв.?

6. Укажите плюсы и минусы масштабного развертывания эмпирических исследований в 20-30-х гг. ХХ в.

7. В чем особенность появившихся в конце ХХ в. так называемых «интегративных»

теорий? Назовите авторов этих теорий и охарактеризуйте их.

8. Сформулируйте причины появления социологии в России. Почему социология в России возникла в более поздний период времени, чем на Западе?
Тема 2. Социальная структура и социальная стратификация (4 часа)

План:
1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Основные элементы социальной структуры общества и их взаимодействие.

2. Теории социальной стратификации

3. Исторические типы социальной стратификации.

4. Социальная мобильность: понятие, виды, факторы

5. Тенденции и проблемы изменения социальной структуры современного российского общества.
Темы докладов

  1. Бедность: понятие, критерии определения и их социокультурные особенности

  2. Средний класс, его критерии и функции в обществе.

  3. Маргинализация: понятие и факторы.

  4. Проблемы миграции в современном мире.



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. На основании материала лекций и изученной обязательной и дополнительной литературы определите понятия стратификации, дифференциации, расслоения, поляризации.

  2. Что такое ранжирование и ранговая система?

  3. Найдите отличия между социальным и экономическим, социальным и культурным неравенством. Приведите примеры.

  4. Есть ли средний класс в России? Докажите свою позицию.

  5. Как соотносятся рыночные отношения и социальная дифференциация?

  6. Что такое порог бедности и как он устанавливается в разных странах?

  7. Кто такие маргиналы? Назовите основные причины маргинализации современного российского общества.

  8. Как влияет миграция на социальную дифференциацию населения?

  9. Сравните три признака экономического неравенства – доход, богатство и заработную плату. Каким образом с их помощью можно выразить различия в уровне жизни населения?

Тема 3. Этносы и этнические процессы (4 час.)
План:

1. Этносы: понятие, признаки, типология.

2. Теории этноса

3. Этнические процессы и их виды. Национальные отношения.

4. Межнациональный конфликт: причины и поводы, уровни и формы проявления, генезис, факторы и условия обострения, способы предотвращения.

5. Современная ситуация в сфере межнациональных отношений российского общества.
Темы докладов:

  1. Теория пассионарности Л.И.Гумилева

  2. Этносоциальная стратификация и ее факторы.

  3. Этнический состав населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

  4. Национализм, его формы и проявления.

  5. Малые народы РФ: общая характеристика и проблемы.

  6. Типы этнических конфликтов в истории России.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Раскройте содержание понятий – этноцентризм, суперэтнос, межэтническая группа, диаспора, этническая группа, субэтнос, метаэтнос, этнос.

2. Определите и охарактеризуйте основные этнические процессы - этнического объединения и разделения.

3. Ассимиляция - это объективный процесс или национальная трагедия?

4. Охарактеризуйте понятия «этноцентризм» и «этнонигилизм».

5. Что понимается под «национальным вопросом»?

6. Назовите наиболее распространенные типы этнических конфликтов в современном мире.


Тема 4. Молодежь как социальная группа (2 часа)
План:

1. Молодежь как особая социальная группа. Критерии выделения.

2. Дифференциация молодежи: критерии выделения групп и их особенности.

3. Специфика и эффективность социализации молодежи.

4. Молодежная политика в России.
Темы докладов

1. Положение молодежи на рынке труда;

2. Студенчество: особенности положения и специфические проблемы.

3. Неформальные объединения и движения молодежи.

4. Социальные отклонения в молодежной среде.

5. Молодежные субкультуры (можно дать общую характеристику или рассмотреть конкретную субкультуру).
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Охарактеризуйте особенности социального статуса молодежи. Чем отличается социальный статус молодежи от других социальных групп?

  2. Назовите основные критерии социальной дифференциации российской молодежи.

  3. В чем отличия и сходства российской и американской молодежи?

  4. Назовите и охарактеризуйте сферы и формы социальной активности молодежи.


Тема 5. Семья и брак в современном обществе (2 часа)

План:

  1. Понятия «брак» и «семья» в социологии. Общая характеристика семьи как социального института и малой социальной группы.

  2. Функции, структура и типология семьи.

  3. Жизненный цикл семьи. Проблемы лидерства в семье.

  4. Тенденции развития современной семьи.


Темы докладов:

  1. Исторические формы семьи и брака.

  2. Кризис семьи как традиционного социального института. Стабильность современной семьи и ее основные факторы.

  3. Социальные проблемы молодой семьи

  4. Роль женщины в патриархальной и современной семье.


Вопросы для коллективного обсуждения

1. Назовите основные требования к заключению брака в различных странах.

2. Чем объясняется многообразие взглядов на объект и предмет социологии семьи.

3. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе?

4. Как вы считаете, какой из типов семьи доминирует в современном обществе?

5. Всегда ли «брак» и «семья» существуют вместе? Какие формы брака различают исследователи?

6. Какое значение в обществе придается родству?

7. Назовите и охарактеризуйте объективные и субъективные факторы стабильности брака.



Тема 6. Личность в системе социальных связей (2 часа)

План:

1. Специфика социологического изучения личности.

2. Социологические концепции личности.

3. Структура личности и ее компоненты. Типология личности.

4. Социальный статус. Иерархия статусов. Статусные коллизии.

5. Социальные роли.
Темы докладов:

  1. Психоаналитическая концепция личности З.Фрейда.

  2. Теория «зеркального Я» (У. Джеймс, Ч.Х.Кули и Дж.Г.Мид).

  3. Ролевая теория личности (Т.Парсонс.

  4. Диспозиционная теория личности (Т. Знанецкий, У.Томас, В.И. Ядов)


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что такое социальный статус? Проиллюстрируйте его на своем примере.

  2. Приведите примеры статусных символов и статусного имиджа.

3. Какие статусы существовали в России раньше и исчезли после 1917 г.?

4. Чем отличается статус английской королевы и статус директора школы?

5. Как соотносятся социальный статус и социальная роль?
Тема 7. Социальное поведение и социальный контроль. Социализация личности (2 часа)
План:

1. Понятие и факторы социального поведения.

2. Социальный контроль. Элементы системы социального контроля и их характеристика.

3. Социализация личности: понятие, модели, этапы и институты социализации.

4. Социальная девиация: понятие, виды, формы.
Темы докладов

1. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины

2. Наркомания как социальная девиация.

3. Алкоголизм как социальная девиация.

4. Подростковая преступность: показатели, состояние, причины.
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Как вы понимаете проблему свободы, дисциплины и ответственности личности? Возможна ли гармония отношений личности и общества? Аргументируйте свою точку зрения.

  2. Какова роль потребностей, интересов, ценностей, мотивов, стимулов, установок в социальном поведении людей.

  3. Что такое социальный контроль? Назовите средства социального контроля за поведением людей.

  4. Назовите факторы, влияющие на социализацию личности. Что играет ведущую роль в процессе социализации?

  5. Охарактеризуйте внутренние и внешние регуляторы социального поведения личности.

  6. В чем проявляется социализация и ресоциализация в современном российском обществе?

  7. Охарактеризуйте социализацию студенчества. Проиллюстрируйте ваш ответ конкретными примерами.

  8. Отклоняющееся и девиантное поведение – это одинаковые понятия или разные? Обоснуйте свою позицию.

  9. Назовите условия преодоления отклоняющегося поведения в современном российском обществе.


Тема 8. Социологическое исследование (2 часа).

План
1. Социологическое исследование: понятие, особенности, классификация.

2. Этапы осуществления социологического исследования.

3. Методы сбора первичных данных и их характеристика. Опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов.

4. Программа социологического исследования: назначение, структура и функции.
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Определите и соотнесите понятия «методология» и «методы».

  2. Какова роль социологических исследований в познании общества?

  3. Возможно ли проведение эмпирического социологического исследования без социологических теорий? Докажите свою позицию.

  4. Укажите основные различия между количественной и качественной традициями в социологических исследованиях.

  5. Определите особенности, достоинства и недостатки методов сбора первичной социологической информации.

6. Почему метод социологического исследования должен соответствовать основной концепции и задачам исследования?