Файл: 1. Понятие и сущность управления инновациями 2 Классификация инноваций 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание





1. Понятие и сущность управления инновациями 2

1.1. Классификация инноваций 2

1.2. Функции и задачи инновационного менеджмента 6

2. Основные направления управления инновациями при реализации нефтегазовых проектов 10

2.1. Инновационная деятельность предприятий нефтегазовой промышленности 10

2.2. Организация процесса управления инновационной деятельностью в нефтегазовой отрасли 13

3. Специфика управления инновациями при реализации нефтегазовых проектов на шельфе 18

3.1 Перспективы развития шельфовых нефтегазовых проектов 18

3.2. Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики 22

Заключение 23

Список литературы 26



  • Для главы не нужно делать подпункты в параграфах

  • Параграфы не должны заканчиваться рисунками, должен быть текст

  • Нужно добавить труды преподавателей МГИМО по теме. Больше монографий и статей, меньше учебников.

  • П.1.1 надо дать определение управление инновациями, рассмотреть по функциям планирования, организации, учета и контроля (оценка эффективности). Далее на этой основе рассматривать п.1.2,1.3, 3.2 и 3.3

  • П.1.2 показать особенности управленческих решений при реализации нефтегазовых проектов, особенности планирования, организации, учета и контроля (оценка эффективности)

  • П.1.3 показать, какие управленческие решения возникают при реализации проектов на шельфе, что из рассмотренного в п.1.2 применяется и что добавляется

  • Больше наглядности (рис и табл)


1. Понятие и сущность управления инновациями
1.1. Классификация инноваций

Классификация инноваций относится к разделению инноваций на определенные группы в соответствии с определенными критериями. Построение инновационной таксономии начинается с определения таксономических характеристик. Категориальные признаки – это характерные признаки данной группы нововведений и их основные признаки.

Инновационная классификация может осуществляться с использованием разных классификационных признаков по разным схемам. В экономической литературе предлагаются различные классификации инноваций, а также стандартные методы их выделения.1

Инновации классифицируются по следующим признакам:


  • направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);

  • значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);

  • разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);

  • глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);

  • масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);

  • место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);

  • место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);

  • степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);

  • причина возникновения (реактивные, стратегические);

  • время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);

  • характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);

  • область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).2

Согласно международным стандартам инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в выводе на рынок новых или усовершенствованных продуктов, использовании на практике новых или усовершенствованных технологических процессов.

Большинство ученых, например: Дж. Брайт, поддерживают точку зрения, согласно которой инновационная деятельность охватывает возникновение идеи, её развитие, использование результатов в производстве, управление процессом, создание предпринимательства как обязательное условие процесса инновации, доступ к рынку и коммерческий успех.

Инновации отличаются не только степенью новизны, но и достижениями, необходимыми для успеха в бизнесе.

В нормативном документе инновация определяется как «деятельность по освоению результатов исследований и разработок для повышения эффективности методов и средств реализации конкретных процессов, в том числе по освоению новых продуктов и технологий в производстве».

С точки зрения менеджеров по инновациям инновация представляет собой сложный процесс, основной задачей которого является развитие и повышение эффективности экономической деятельности. Поэтому инновационные менеджеры должны учитывать особенности инновационного процесса, которые определяются преимуществами той или иной инновации, при разработке организационно-хозяйственного механизма своих предприятий. Поэтому одним из важнейших этапов инновационного анализа является его классификация по некоторым основным признакам.



Таксономия инноваций является важным элементом любого исследования, связанного с инновациями. В настоящее время существует множество способов группировки инноваций как в результате развития научного мышления в рамках науки и научных школ, так и отдельными учеными. Как правило, они сгруппированы по техническим параметрам, сфере деятельности, степени новизны, месту в производственном цикле, охвату ожидаемой доли рынка, характеру применения, источнику возникновения (стимулу), распространенности, роли в воспроизводстве, видам новизны в рынок и т.д. Остановимся подробнее на основных классификациях.3

Инновации можно оценить, но можно оценить и технические параметры, и положение на рынке. На основе технических параметров проводится различие между продуктами (новыми продуктами и услугами) и процессными инновациями. Продуктовая инновация включает в себя использование новых материалов и реагентов, новых полуфабрикатов и компонентов, а также производство совершенно новых продуктов. Процессные инновации (инновации-процессы) включают в себя новые технологии и методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур внутри предприятия.

Пересечение с предыдущими выпусками инноваций, классифицированных по тематике и области применения. Здесь различают продуктовые инновации, процессные инновации и рыночные инновации. Рыночные инновации — это инновации, которые открывают новые области применения продукта и позволяют продавать продукт на новых рынках.

Определите тип инноваций на определенных рынках по местоположению рынка. По степени новизны инновации можно разделить на радикальные (базовые), усовершенствования и рационализации (модификации). Радикальные инновации относятся к принципиально новым продуктам. Инновации-улучшения связаны со значительными улучшениями существующих продуктов или внедрением новых, или значительно улучшенных методов организации производства. К рационализирующим инновациям относятся незначительные улучшения (модификации) продукта или методов производства организации, не оказывающие существенного влияния на изменение основных параметров и характеристик продукта (процесса). К таким инновациям относится и освоение производства продукции, известной на рынке, но новой для бизнеса. Рационализированные инновации также называют псевдоинновациями.4

В зависимости от того, почему это происходит, инновации можно разделить на стратегические и реактивные. Стратегические инновации ориентированы на долгосрочную перспективу. Они являются основой стратегического планирования развития предприятия и обеспечивают конкурентоспособность предприятия. Реактивные инновации также помогают обеспечить конкурентоспособность продукта или услуги, но это реакция на действия конкурентов.


По степени воздействия на производственный процесс инновации делятся на: расширение, замену и усовершенствование. Эпитаксиальная инновация — это инновация, которая распространяет принципы и методы базовой инновации на другие области экономики. Инновации в области смещения направлены на разработку более эффективных способов работы. Усовершенствованные инновации помогают улучшить качество работы.

Базовые инновации и дополнительные инновации можно различать в зависимости от их роли в производственном процессе.

Различать лидеров инноваций и последователей инноваций в зависимости от того, когда они произошли по отношению друг к другу. Ведущие инновации можно назвать первичными инновациями. Первичная инновация стимулирует инновационный процесс в отрасли и появление вторичных инноваций (последующие инновации).

В международном плане инновационная продукция — это продукция, которая претерпела разную степень технологических изменений. Его состав определяется по типу технологической инновации. Поэтому он охватывает новые (вновь представленные) или усовершенствованные продукты, а также продукты, основанные на новых или значительно улучшенных методах производства (другие инновационные продукты). Исходя из этого, определение нового (вновь выпущенного) продукта соответствует концепции радикальной продуктовой инновации, улучшенного продукта — концепции инкрементной продуктовой инновации. Другие инновационные продукты являются результатом технологических инноваций.5
1.2. Функции и задачи инновационного менеджмента

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, к которому стремится любая организация. Эта цель устанавливает определенные ориентиры развития на данный период. С одной стороны, цели служат результатом прогнозирования и оценки ситуации, а с другой стороны, ограничениями для планирования инновационной деятельности.6

Целью управления инновациями является создание изобретений, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организация массового производства, подготовка и одновременно организация реализации такой продукции, вывод на рынок новой продукции, обеспечение выхода на рынок новой продукции с более высокими качественный и конкурентоспособный товар.


Реализация поставленных целей предполагает всесторонний учет многих факторов, включая рыночную ориентацию инноваций, соответствие между инновациями и целями предприятия, чувствительность предприятия к инновациям, наличие творческих источников на предприятии, а также отбор и оценка инновационных проектов Экономически обоснованные Системы, эффективные методы управления инновационными проектами и контроля их реализации, индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.7

Состав функций и задач управления может быть скорректирован в зависимости от уровня инновационной системы (национальное хозяйство в целом, отрасль, индивидуальные предприниматели, отдельные инновационные проекты или частные разработки) и условий, в которых она функционирует. Выполнение каждой управленческой задачи или реализация отдельных управленческих функций всегда связаны с принятием того или иного управленческого решения.

Этот наиболее ответственный и часто повторяющийся элемент управления составляет суть деятельности менеджеров в инновационной сфере.

Руководство предъявляет определенные требования к уровню проверки подготовки, принятия и реализации управленческих решений, методов и процедур. Как деятельность управление инновациями предполагает постановку задач и процедур конкретным исполнителям — руководителям разного уровня.

Как инструмент управления инновациями, управление инновациями включает в себя структурное проектирование инновационного поля. Инновационные процессы возникают и осуществляются определенными группами людей, сознательно координирующими свою деятельность для достижения определенных целей. Каждое такое сообщество индивидуумов в управлении называется организацией. Интеллектуальная собственность — это организация, которая достигает своих оперативных целей посредством инноваций.8

Инновация связывает по своему характеру и методам управления все сферы экономической деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствовать способы и методы управления инновациями, быстро и адекватно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, острую потребность в управлении инновациями, разрабатывать новые направления инструментов в работе компании, совершенствовать все основные элементы современных инноваций применительно к деталям рынка, позволяющим инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.