Файл: 1. Понятие и сущность управления инновациями 2 Классификация инноваций 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дальнейшие эксперименты и проверка работоспособности, либо резкое замедление производства из-за неэффективности внедряемых инноваций.18
3. Специфика управления инновациями при реализации нефтегазовых проектов на шельфе
3.1 Перспективы развития шельфовых нефтегазовых проектов
В настоящее время почти все основные крупные месторождения нефти и газа на суше уже разработаны, и быстро развиваются технологии и добыча сланцевой нефти. Тем не менее, будущее мировой добычи нефти зависит от океанических континентальных шельфов. Континентальный шельф России имеет самую большую площадь в мире – более 6 миллионов квадратных километров. «Роснефть» — крупнейший лицензиат на континентальном шельфе России.
Освоение углеводородных ресурсов Арктики обусловлено стратегическим значением углеводородов и геополитической значимостью для России освоения арктических территорий. В настоящее время строится Северный морской путь — стратегически важный канал сообщения между Россией и Европой. В долгосрочной перспективе арктический континентальный шельф является одним из крупнейших в России и мире запасов углеводородов.
Василий Богоявленский, заместитель директора Института нефти и газа РАН, сообщил, что общие извлекаемые ресурсы континентального шельфа России оцениваются в 100 млрд тонн условного топлива, из которых более 80% составляют природный газ и 20% это масло. За последние 30 лет на арктическом шельфе России открыто 23 месторождения нефти, в том числе уникальные и крупные по запасам Штокмановское, Русановское, Ленинградское, Долгинское, Приразломное, Каменномысское-Морское.
В нефтегазовом отношении наиболее перспективным районом арктического шельфа является акватория Печорского моря, где открыто четыре месторождения: Приразломное, Долгинское, Варандейское-море и Медынское-море. В заливе Кара-Хайтаз добывается около 2,7 млн тонн конденсата. По оптимистичным прогнозам, годовая добыча этих пяти месторождений к 2025 году составит не более 20 млн тонн.
Цены на нефть сейчас падают, но даже при нынешнем налоговом режиме многие арктические шельфовые проекты могут быть более прибыльными, чем наземные. Но для этого необходимо выполнить два условия: во-первых, на берегу должна быть ранее созданная инфраструктура, во-вторых, ледовая обстановка должна быть мягче. Например, проекты в Печорском море имеют больше возможностей, чем проекты в Карском море и море Лаптевых.
19
Несмотря на многообещающие шельфовые проекты в Арктике, есть много ограничений. Многие эксперты критикуют бурное развитие арктических шельфовых проектов, утверждая, что арктическая нефть малоосвоена и неконкурентоспособна на рынке. Кроме того, шельфовые проекты — это высокотехнологичный бизнес. Экстремальный климат и сложные геологические условия в сочетании с низким уровнем развития инфраструктуры и удаленностью от побережий и промышленных центров определяют сложность таких проектов, требующих специального оборудования и технологий. Сегодня большая часть технологий российских шельфовых проектов импортируется, но есть и факторы, создающие неопределенность в отношении разработки арктических нефтегазовых месторождений.20
В настоящее время государство рассматривает арктические и шельфовые проекты как стимулы для развития российской экономики. По данным Министерства энергетики, ожидается, что добыча нефти на шельфе вырастет до 26 млн тонн (на 17% больше, чем в 2016 году). Ожидается, что добыча на шельфе России к 2035 году составит около 80 миллионов тонн.
Данные были представлены на 13-й Международной конференции по освоению ресурсов нефти и газа континентального шельфа Российской Арктики и стран СНГ (РАО/Шельф СНГ), проходившей в Санкт-Петербурге с 12 по 15 сентября 2017 года. Это крупнейшее отраслевое мероприятие регулярно собирает раз в два года представителей органов государственной власти, отечественных и зарубежных нефтегазовых компаний, ведущих ученых и специалистов для обсуждения наиболее важных аспектов освоения морских запасов нефти и газа.
Морской форум начался в 1993 году, когда резко возрос интерес к освоению нефтегазовых ресурсов Арктики и начались работы по проектам «Приразломное» и «Сахалин». Сегодня основной задачей RAO/CIS Offshore является продуктивный диалог между государством, руководителями нефтегазовой отрасли и ведущими экспертами по вопросам освоения углеводородного потенциала континентального шельфа России. В форуме, состоявшемся в 2017 году, приняли участие более 300 компаний, в том числе Газпром, Роснефть, Лукойл, Газпром, Севмаш, Газпром, Крыловский национальный исследовательский центр, Судостроительный комплекс «Звезда», Aker Solutions, DNV GL, GE Oil & Gas, KBR, Kvaerner, Сименс, ТехнипФМС.
Для развития шельфовых проектов государство будет поддерживать прибыльные предприятия. Об этом на форуме сообщил заместитель министра энергетики Кирилл Морозов. По его словам, власти будут создавать специальные условия для компаний, реализующих низкорентабельные проекты, даже если затраты на их разработку достигнут $70-80 за баррель. Судя по всему, увлечение государства мегапроектами на Крайнем Севере в большей степени связано с заботой о безопасности, «размахиванием флага» — военным и экономическим присутствием России в Арктике. Кстати, проекты на Каспийском и Печорском морях уже начались, благодаря значительным прибылям.
Арктический регион представляет особый интерес как для компаний, так и для стран. Сейчас Россия вступает в совершенно новый этап освоения Арктики и континентального шельфа, подчеркнул академик РАН Алексей Конторович. В результате образовалась важная геологическая база, которую, конечно, нужно совершенствовать, но и сейчас освоение континентального шельфа уже не является «великим» проектом, как многим казалось еще пять лет назад.21
Реализация предложенной стратегии исследования и освоения морского нефтегазового потенциала может иметь весьма значительные экономические последствия. Поступления в федеральный бюджет от использования недр в виде единовременных платежей оцениваются примерно в 5 миллиардов долларов. Страны с косвенным доходом могут рассмотреть возможность инвестирования в развитие нефтегазодобывающей и транспортной инфраструктуры, техническую поддержку и сопутствующие инвестиции, которые улучшат социально-экономические условия в арктических прибрежных и дальневосточных регионах (которые будут увеличиваться за счет увеличения количества рабочих мест и, соответственно, уровень занятости населения). Законодательство, регулирующее правоотношения в области разведки, добычи и добычи полезных ископаемых в водах, находящихся в ведении Российской Федерации, включая нормы федерального законодательства и международные нормативные акты. Однако правоотношения в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе нуждаются в совершенствовании.
Поэтому создание положительного инвестиционного климата в Арктике требует разработки антирисковых стратегий на национальном и корпоративном уровне, включая комплексный аналитический подход к управлению рисками. Реализация комплексных мер позволит задействовать углеводородный потенциал Арктики и обеспечить переход региона на траекторию устойчивого социально-экономического развития.
3.2. Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики
Падение мировых цен на нефть, начавшееся летом 2014 г., создало риски для реализации ряда масштабных проектов в нефтегазовой отрасли, в том числе проектов по добыче нефти и газа из сланцевых пород, морских глубоководных проектов и проектов на Арктический шельф. В настоящее время уровень мировой добычи нефти все еще превышает уровень её потребления. Однако остается вопрос сохранения текущего уровня добычи нефти и газа и обеспечения её роста для удовлетворения потребностей мировой экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. По данным ОПЕК и Международного энергетического агентства, к 2040 году потребление первичной энергии населением мира увеличится на 40-60% по сравнению с 2010 годом. При этом нефть по-прежнему будет лидировать в мировом энергетическом балансе - на уровне 25-27%, а доля газа - 24-26%, с 35% и 26% в настоящее время. К 2040 году значительная часть потребления нефти и газа будет приходиться на неисследованные территории. Неразведанные запасы на арктическом шельфе сегодня оцениваются в 90 миллиардов баррелей нефти и 47 триллионов кубометров природного газа. Учитывая эти оценки, средне- и долгосрочные запасы нефти и газа на шельфе Арктики, вероятно, будут играть важную роль в поддержании текущих уровней добычи нефти и газа и её росте.
22
Ключом к этой функциональной области является лучшее понимание влияния льда и ледовой нагрузки на разведочное бурение.
Исходя из этого, строительство самотечных и плавучих морских нефтегазовых объектов требует новых технологических решений с целью:
Для их развития необходимо:
Заключение
Можно сделать вывод, что современный нефтегазовый комплекс (НГК) является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики и ключевой отраслью экономики России, обеспечивающей динамичное социально-экономическое развитие страны, в основном за счет нефти и Доля доходов от природного газа в государственном бюджете (более 37%). Нефтегазовый комплекс включает в себя высокотехнологичную деятельность в области геологоразведки, добычи полезных ископаемых нефти и газа, их переработки, транспортировки, хранения и реализации широкого спектра продукции. В современных условиях ухудшающейся минерально-сырьевой базы, в том числе увеличения доли трудноизвлекаемых запасов нефти в общем балансе (до 65% по данным Роснедр), тяжелой макроэкономической ситуации, стремительно усложняющегося производственного процесса.
В погоне за конкурентными преимуществами инновационная инфраструктура (ИИ) все чаще играет роль взаимосвязанной и взаимодействующей структуры, функции которой призваны решать задачи инновационного развития нефтегазовых компаний.
Поэтому при анализе опыта международных компаний нефтегазовой отрасли по управлению инновационной деятельностью следует видеть, что государство активно участвует в управлении инновациями. В частности, государственные органы контролируют инновационную деятельность, финансируют и задают направление. Это обеспечивает согласование стратегий развития нефтегазовых компаний с национальной политикой, а международные компании получают партнеров от имени государства для управления различными рисками. Такое совместное управление инновационной деятельностью OGI проявляется в совместных программах научных и проектных исследований, стратегической политики и общей инновационной деятельности.
В настоящее время большинство компаний «Роснефти» так или иначе внедряют инновации, в основном современные методы увеличения добычи нефти. Однако, по имеющимся оценкам, инновационный потенциал во много раз превышает достигнутый уровень.
Список литературы
3. Специфика управления инновациями при реализации нефтегазовых проектов на шельфе
3.1 Перспективы развития шельфовых нефтегазовых проектов
В настоящее время почти все основные крупные месторождения нефти и газа на суше уже разработаны, и быстро развиваются технологии и добыча сланцевой нефти. Тем не менее, будущее мировой добычи нефти зависит от океанических континентальных шельфов. Континентальный шельф России имеет самую большую площадь в мире – более 6 миллионов квадратных километров. «Роснефть» — крупнейший лицензиат на континентальном шельфе России.
Освоение углеводородных ресурсов Арктики обусловлено стратегическим значением углеводородов и геополитической значимостью для России освоения арктических территорий. В настоящее время строится Северный морской путь — стратегически важный канал сообщения между Россией и Европой. В долгосрочной перспективе арктический континентальный шельф является одним из крупнейших в России и мире запасов углеводородов.
Василий Богоявленский, заместитель директора Института нефти и газа РАН, сообщил, что общие извлекаемые ресурсы континентального шельфа России оцениваются в 100 млрд тонн условного топлива, из которых более 80% составляют природный газ и 20% это масло. За последние 30 лет на арктическом шельфе России открыто 23 месторождения нефти, в том числе уникальные и крупные по запасам Штокмановское, Русановское, Ленинградское, Долгинское, Приразломное, Каменномысское-Морское.
В нефтегазовом отношении наиболее перспективным районом арктического шельфа является акватория Печорского моря, где открыто четыре месторождения: Приразломное, Долгинское, Варандейское-море и Медынское-море. В заливе Кара-Хайтаз добывается около 2,7 млн тонн конденсата. По оптимистичным прогнозам, годовая добыча этих пяти месторождений к 2025 году составит не более 20 млн тонн.
Цены на нефть сейчас падают, но даже при нынешнем налоговом режиме многие арктические шельфовые проекты могут быть более прибыльными, чем наземные. Но для этого необходимо выполнить два условия: во-первых, на берегу должна быть ранее созданная инфраструктура, во-вторых, ледовая обстановка должна быть мягче. Например, проекты в Печорском море имеют больше возможностей, чем проекты в Карском море и море Лаптевых.
19
Несмотря на многообещающие шельфовые проекты в Арктике, есть много ограничений. Многие эксперты критикуют бурное развитие арктических шельфовых проектов, утверждая, что арктическая нефть малоосвоена и неконкурентоспособна на рынке. Кроме того, шельфовые проекты — это высокотехнологичный бизнес. Экстремальный климат и сложные геологические условия в сочетании с низким уровнем развития инфраструктуры и удаленностью от побережий и промышленных центров определяют сложность таких проектов, требующих специального оборудования и технологий. Сегодня большая часть технологий российских шельфовых проектов импортируется, но есть и факторы, создающие неопределенность в отношении разработки арктических нефтегазовых месторождений.20
В настоящее время государство рассматривает арктические и шельфовые проекты как стимулы для развития российской экономики. По данным Министерства энергетики, ожидается, что добыча нефти на шельфе вырастет до 26 млн тонн (на 17% больше, чем в 2016 году). Ожидается, что добыча на шельфе России к 2035 году составит около 80 миллионов тонн.
Данные были представлены на 13-й Международной конференции по освоению ресурсов нефти и газа континентального шельфа Российской Арктики и стран СНГ (РАО/Шельф СНГ), проходившей в Санкт-Петербурге с 12 по 15 сентября 2017 года. Это крупнейшее отраслевое мероприятие регулярно собирает раз в два года представителей органов государственной власти, отечественных и зарубежных нефтегазовых компаний, ведущих ученых и специалистов для обсуждения наиболее важных аспектов освоения морских запасов нефти и газа.
Морской форум начался в 1993 году, когда резко возрос интерес к освоению нефтегазовых ресурсов Арктики и начались работы по проектам «Приразломное» и «Сахалин». Сегодня основной задачей RAO/CIS Offshore является продуктивный диалог между государством, руководителями нефтегазовой отрасли и ведущими экспертами по вопросам освоения углеводородного потенциала континентального шельфа России. В форуме, состоявшемся в 2017 году, приняли участие более 300 компаний, в том числе Газпром, Роснефть, Лукойл, Газпром, Севмаш, Газпром, Крыловский национальный исследовательский центр, Судостроительный комплекс «Звезда», Aker Solutions, DNV GL, GE Oil & Gas, KBR, Kvaerner, Сименс, ТехнипФМС.
Для развития шельфовых проектов государство будет поддерживать прибыльные предприятия. Об этом на форуме сообщил заместитель министра энергетики Кирилл Морозов. По его словам, власти будут создавать специальные условия для компаний, реализующих низкорентабельные проекты, даже если затраты на их разработку достигнут $70-80 за баррель. Судя по всему, увлечение государства мегапроектами на Крайнем Севере в большей степени связано с заботой о безопасности, «размахиванием флага» — военным и экономическим присутствием России в Арктике. Кстати, проекты на Каспийском и Печорском морях уже начались, благодаря значительным прибылям.
Арктический регион представляет особый интерес как для компаний, так и для стран. Сейчас Россия вступает в совершенно новый этап освоения Арктики и континентального шельфа, подчеркнул академик РАН Алексей Конторович. В результате образовалась важная геологическая база, которую, конечно, нужно совершенствовать, но и сейчас освоение континентального шельфа уже не является «великим» проектом, как многим казалось еще пять лет назад.21
Реализация предложенной стратегии исследования и освоения морского нефтегазового потенциала может иметь весьма значительные экономические последствия. Поступления в федеральный бюджет от использования недр в виде единовременных платежей оцениваются примерно в 5 миллиардов долларов. Страны с косвенным доходом могут рассмотреть возможность инвестирования в развитие нефтегазодобывающей и транспортной инфраструктуры, техническую поддержку и сопутствующие инвестиции, которые улучшат социально-экономические условия в арктических прибрежных и дальневосточных регионах (которые будут увеличиваться за счет увеличения количества рабочих мест и, соответственно, уровень занятости населения). Законодательство, регулирующее правоотношения в области разведки, добычи и добычи полезных ископаемых в водах, находящихся в ведении Российской Федерации, включая нормы федерального законодательства и международные нормативные акты. Однако правоотношения в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе нуждаются в совершенствовании.
Поэтому создание положительного инвестиционного климата в Арктике требует разработки антирисковых стратегий на национальном и корпоративном уровне, включая комплексный аналитический подход к управлению рисками. Реализация комплексных мер позволит задействовать углеводородный потенциал Арктики и обеспечить переход региона на траекторию устойчивого социально-экономического развития.
3.2. Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики
Падение мировых цен на нефть, начавшееся летом 2014 г., создало риски для реализации ряда масштабных проектов в нефтегазовой отрасли, в том числе проектов по добыче нефти и газа из сланцевых пород, морских глубоководных проектов и проектов на Арктический шельф. В настоящее время уровень мировой добычи нефти все еще превышает уровень её потребления. Однако остается вопрос сохранения текущего уровня добычи нефти и газа и обеспечения её роста для удовлетворения потребностей мировой экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. По данным ОПЕК и Международного энергетического агентства, к 2040 году потребление первичной энергии населением мира увеличится на 40-60% по сравнению с 2010 годом. При этом нефть по-прежнему будет лидировать в мировом энергетическом балансе - на уровне 25-27%, а доля газа - 24-26%, с 35% и 26% в настоящее время. К 2040 году значительная часть потребления нефти и газа будет приходиться на неисследованные территории. Неразведанные запасы на арктическом шельфе сегодня оцениваются в 90 миллиардов баррелей нефти и 47 триллионов кубометров природного газа. Учитывая эти оценки, средне- и долгосрочные запасы нефти и газа на шельфе Арктики, вероятно, будут играть важную роль в поддержании текущих уровней добычи нефти и газа и её росте.
22
Ключом к этой функциональной области является лучшее понимание влияния льда и ледовой нагрузки на разведочное бурение.
Исходя из этого, строительство самотечных и плавучих морских нефтегазовых объектов требует новых технологических решений с целью:
-
увеличить продолжительность делового сезона; -
обеспечить круглогодичную эксплуатацию; -
создание систем быстрого выхода из скважин и систем позиционирования; -
разработка новых способов швартовки и новых швартовных тросов.
Для их развития необходимо:
-
повторная оценка имеющихся данных для определения расчетных ледовых нагрузок; -
эксперименты по получению данных о ледовых нагрузках (особенно многолетних льдах, айсбергах, аномальных ледовых образованиях); -
вероятностные модели ледовых нагрузок; -
моделирование дрейфа льда и физических процессов, оценка динамических ледовых нагрузок и их влияния на проектирование морских нефтегазовых установок и систем позиционирования; -
моделирование глобальных, локальных и динамических ледовых нагрузок, предназначенных для морских операций; -
лучшее понимание динамики снижения ледовой нагрузки, вызванной образованием барьеров из мелкого льда и брызголеда; -
оценить воздействие плавучих льдин на суда снабжения и стационарные погрузочные системы.23
Заключение
Можно сделать вывод, что современный нефтегазовый комплекс (НГК) является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики и ключевой отраслью экономики России, обеспечивающей динамичное социально-экономическое развитие страны, в основном за счет нефти и Доля доходов от природного газа в государственном бюджете (более 37%). Нефтегазовый комплекс включает в себя высокотехнологичную деятельность в области геологоразведки, добычи полезных ископаемых нефти и газа, их переработки, транспортировки, хранения и реализации широкого спектра продукции. В современных условиях ухудшающейся минерально-сырьевой базы, в том числе увеличения доли трудноизвлекаемых запасов нефти в общем балансе (до 65% по данным Роснедр), тяжелой макроэкономической ситуации, стремительно усложняющегося производственного процесса.
В погоне за конкурентными преимуществами инновационная инфраструктура (ИИ) все чаще играет роль взаимосвязанной и взаимодействующей структуры, функции которой призваны решать задачи инновационного развития нефтегазовых компаний.
Поэтому при анализе опыта международных компаний нефтегазовой отрасли по управлению инновационной деятельностью следует видеть, что государство активно участвует в управлении инновациями. В частности, государственные органы контролируют инновационную деятельность, финансируют и задают направление. Это обеспечивает согласование стратегий развития нефтегазовых компаний с национальной политикой, а международные компании получают партнеров от имени государства для управления различными рисками. Такое совместное управление инновационной деятельностью OGI проявляется в совместных программах научных и проектных исследований, стратегической политики и общей инновационной деятельности.
В настоящее время большинство компаний «Роснефти» так или иначе внедряют инновации, в основном современные методы увеличения добычи нефти. Однако, по имеющимся оценкам, инновационный потенциал во много раз превышает достигнутый уровень.
Список литературы
-
Агарков, А. П. Управление инновационной деятельностью: Учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по направлениям подготовки «Менеджмент», «Инноватика» (уровень бакалавриата) / А. П. Агарков, Р. С. Голов. – 2-е издание. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 204 с. -
Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов / А. А. Алексеев. – 2-е изд., перераб, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 259 с. -
Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 303 с. -
Баранчеев, В. П. Управление инновациями: учебник для академического бакалавриата / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – 3-е изд., перераб, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 747 с. -
Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / Ю. М. Беляев. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к°», 2020. – 218 с. -
Боева, А. А. Методы инновационного менеджмента предприятия в условиях рыночной экономики / А. А. Боева, Ю. В. Пахомова // Организационно-экономические и управленческие аспекты функционирования и развития социально-экономических систем в условиях инновационной экономики: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 23 мая 2019 года. – Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2019. – С. 34-42. -
Василевская, И. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / И. В. Василевская. – 3-e изд. — Москва: РИОР, 2019. — 129 с. -
Горфинкель, В. Я. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – 4-е изд., перераб, и доп. – Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2021. — 380 с. -
Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва: ИНФРА-М, 2019. — 311 с. -
Данилина, Е. И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебник для бакалавров / Е. И. Данилина, Д. В. Горелов, Я. И. Маликова. – 2-е изд. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к°», 2020. — 208 с. -
Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к°», 2020. – 168 с. -
Джуха, В. М. Инновационный менеджмент. Курс в схемах и таблицах: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Инновационный менеджмент» (Электронный ресурс) / В. М. Джуха, Т. А. Салтанова. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. – 68 с. -
Зверева, Т. М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента / Т. М. Зверева // Электронный научный журнал. – 2020. – № 1(30). – С. 67-70. -
Инновационный менеджмент: Учебно-методическое пособие -
Инновационный менеджмент в российском бизнесе / А. В. Борщева, М. С. Санталова, И. В. Соклакова, И. Л. Сурат. – 2-е издание. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 198 с. -
Инновационный менеджмент как объект управления / Ю. И. Минина, К. Д. Шляпин, Д. А. Евдокимова, А. И. Горбачева // Вестник современных исследований. – 2020. – № 7-7(37). – С. 52-58. -
Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 2-е изд., перераб, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 487 с. -
Инновационный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Антонец [и др.]; под редакцией В. А. Антонца, Б. И. Бедного. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 303 с. -
Ключарев, Г. А. Инновационные предприятия в вузах: вопросы интеграции с реальным сектором экономики / Г. А. Ключарев, М. С. Попов, В. И. Савинков. – 2-е изд., испр, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 382 с. -
Лапин, Н. И. Теория и практика инноватики: учебник для вузов / Н. И. Лапин, В. В. Карачаровский. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 350 с. -
Лебедева, С. Р. О некоторых аспектах современного инновационного менеджмента: вызовы, инструменты, методы / С. Р. Лебедева, Н. Н. Покутняя // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020): Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2020. – С. 86-94. -
Малыхина, М. Е. Организация и планирование инновационной деятельности на предприятии / М. Е. Малыхина // Результаты современных научных исследований и разработок: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 15 апреля 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 38-41. -
Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / С. В. Мальцева; ответственный редактор С. В. Мальцева. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 527 с. -
Мурашова, А. П. Инновационный подход в управлении предприятием / А. П. Мурашова // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 567-577. -
Мухамедьяров, А. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие / А. М. Мухамедьяров, Э. А. Диваева. – 3-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 191 с.