Файл: 1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенкадошкольника.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника?
В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так в области формы – это плоские геометрические фигуры и объёмные формы, в области цвета: одноцветный и разноцветный.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
2. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?
Учебная деятельность имеет свои специфические характеристики:
• учебная деятельность специально направлена на овладение определенным учебным материалом и решение учебных задач;
• в учебной деятельности происходит освоение общих способов действий и научных понятий;
• в процессе овладения учебным материалом общие способы действия предваряют решение учебных;
• учебная деятельность способствует изменениям самого субъекта деятельности, т. е. школьника;
• под влиянием собственных учебных действий и их результатов происходят изменения психических свойств и поведения школьника.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая деятельность, которая не носит обязательного характера, в отличии от учебной деятельности. Также учебная деятельность должна быть результативной, направленной на достижение определенной цели, которую необходимо осознать ребенку. В связи с этим в рамках учебной деятельности создаются условия для развития умения самостоятельно формулировать цель деятельности. Наряду с этим
учебная деятельность отличается произвольностью, обеспечивающей произвольное управление своими эмоциональными состояниями, двигательной активностью, познавательными процессами, отношениями с другими людьми и др. Произвольный характер учебной деятельности возможен при произвольности всех психических процессов, что обеспечивает самостоятельное формулирование цели и ее успешное достижение. Произвольность психических процессов является одним из главных психологических новообразований младшего школьного возраста, формирующихся под влиянием учебной деятельности как ведущей деятельности на данном этапе онтогенеза.
К основным психологическим новообразованиям младшего школьного возраста, складывающимся под влиянием учебной деятельности, относятся: планирование в уме, умение анализировать и рефлексия. Под их влиянием перестраиваются и совершенствуются основные психические процессы ребенка (внимание, восприятие, память и мышление), возрастает их произвольность, осознанность и контролируемость. В этом заключается основное влияние учебной деятельности на психическое развитие младшего школьника, что обеспечивает в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
3. Являются ли ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка типичными, нормативными достижениями или выступают как «возможности», «идеалы»?
4. Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями психологов.