Файл: Исследование структурных кризисов актуально в сегодняшних условиях, т к. как минимум за прошедшие 20 лет наша страна столкнулась с кризисом трижды..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Реализация продуктов а также услуг, что имеет преширокую практику в своевременных реалиях. Согласно конкретным обстоятельствам, многочисленные неплатежи имеют все шансы вместе с огромной возможностью вызвать упадок. Таким образом, в Российской федерации упадок неплатежей в дословном значении фразы никак не предоставляет возможности работать компаниям. Тысячи из подобных предприятий были вынуждены приостановить свою деятельность, вследствие чего прерывается кругооборот капитала и растет безработица.

3. При росте военных расходов милитаризация экономики забирает много денежных ресурсов от гражданских отраслей производства, которые могли иметь потенциал в уменьшении безработицы и увеличении емкости рынка. Пагубное влияние милитаризации находит свое отражение как стимулятор инфляции, обесценивает все денежные накопления населения и уменьшает вложения капитала в экономику страны

Нельзя ставить какую-то одну причину возникновения кризиса выше всех остальных, ведь объяснить природу возникновения и развития циклов они могут только в совокупности. Однако, значение одной из причин может оказаться главенствующей на данный момент, при данном кризисе. В следующий же экономический цикл причина может оказаться другая.

В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

1.3 Закономерности экономических циклов в 21 веке

Одним из самых громких кризисов 21 века является кризис 2007 года – худший экономический упадок со времен Великой депрессии. Одним из основных изменений в экономике в последние десятилетия становится сдвиг в распределении доходов среди потребителей. В конце 2000-х экономический упадок произошел в Европе, что привело к многолетним экономическим, социальным и политическим последствиям. Одними из таких стали сокращение традиционных крупных экономик и банкротство части из них. Ярче всего последствия кризиса стали заметны на юге Европы, где были предприняты усилия по противодействию кризису – изменений институтов, поворотные моменты для государства, демократического правительства, социальных реакций и трудовых взаимоотношений. [4]

Испания, Греция, Италия и Португалия пережили экономический и политический кризис одновременно, которые являются одновременно и национальными
, и транснациональными. Политика Евросоюза после 2009 года привела к сокращению участия государства в экономике, что в свою очередь, привело к увеличению безработицы, низкой экономической активности, низкому потреблению среди населения, снижению роли государства в делах управления. Всё это привело к созданию нового экономического сценария с последствиями, которые, на данный момент, сложно предсказать.

Рост социальных волнений и неравенства, послабление общественных институтов и возрастающее политическое недовольство граждан приводят к вопросу: как европейские демократии смогут сохранять свою легитимность?

После кризиса, вызванного беспорядком в международных финансах, Франция до сих пор не смогла встать на ноги после кризиса и вернуть свою экономику в прежнее русло. За пределами краткосрочного кризиса 2008 года, эта страна переживала также и структурный кризис.

Существует такое понятие, как Чудо Восточной Азии – феномен, заключающийся в том, какую важную роль сыграла южнокорейская экономика в мировой экономике. Однако, в 1997 году, страна впала в кризис дефолта и потребовала помощи в его регулировании от Международного валютного фонда. В дальнейшем Корея пыталась повысить производительность своей промышленности путем содействия радикальным реформам в своей экономической структуре. Прошение к МВФ – показатель неспособности Кореи выполнить международные платежи по долгам собственными денежными ресурсами. Эксперты из Хансинского университета говорят о том, что главной причиной экономического упадка в Азии является пост-демократизация после долгих лет военного правления были уступками многих социальным структурам и объединениям, и это привело к снижениям темпов экономических реформ в отличие от политических. По мнению экспертов, внимание должно было быть акцентрировано на углублении конфликтов капитало-трудовых отношений, экологической катастрофе, глобализации. Государственные чиновники упивались неограниченным ростом старой экономической модели, которая в новых условиях не могла работать с должной эффективностью. [5]

Национализм и его проблемы накрепко закрепилась в сознании народных масс и не давала рассматривать актуальные экономические проблемы. Правительство не обращало своего внимания на потребность реформации официального и государственного сектора, необходимость в решении проблемы взаимоотношений работодателей и рабочего класса – результата быстрых темпов модернизации. По факту, оно пыталось ограничить свой контроль над банковской системой и отраслями промышленности. Приватизация предприятий привела к росту долгов по кредитам и лишению банков действительной независимости. Пока Корея пыталась приспособиться к новым экономическим условиям, глобализация наоборот разрушала ее структуру. Старая экономическая модель не смогла сдержать стремительных темпов технологических инноваций и увеличения конкуренции.



Структурный кризис российской экономики стал одним из проявлений ее системного кризиса. В начала 90х годов появилось мнение об автоматической деятельности рыночного механизма без государственного вмешательства в структурную перестройку отечественной экономики. В связи с этим произошла не имеющая аналогов деградация отраслевой структуры экономики, несмотря на то, что страна совсем недавно считалась сверхдержавой.

Последние годы мировой экономики ознаменованы развитием топливно-энергетического комплекса, ростом металлургического комплекса при учете падения доли легкой промышленности и машиностроения в экспортном потенциале, который должен обеспечивать техническую регенерацию всего народного хозяйства. Результат – падение объемов производства в легкой и пищевой промышленности, в отраслях народного хозяйства – в отраслях, которые отвечают напрямую за удовлетворение потребностей населения и за достижение нового качества экономического роста.

Опыт мировых держав говорит о возможности прогрессивного и регрессивного вариантов структурной перестройки рыночной экономики. Регрессивный вариант в современных условиях предполагает большую деградацию уже имеющегося строя. Прогрессивная же политика имеет перспективу развития экономики при условии вступления ее в этапт постиндустриального развития страны.

Преодоление структурного упадка российской экономической системы невозможен без перехода к современной макроэкономической модели экономики. Отрасли, связанные с обеспечением нового качества экономического роста, должны иметь основные позиции в национальной экономике страны. Необходимо признать максимальную экономию народнохозяйственных издержек производства на всех стадиях производства общественного продукта как ключевой критерий при определении приоритетов прогрессивной структурной перестройки экономики. [6]

1.4 Антициклическая политика


Воздействие государства на экономику меняет характер экономической динамики и влияет на ход экономического цикла, на частоту и продолжительность циклов, глубину кризисов и соотношение между фазами цикла. Антициклическая политика направлена на поддержание экономической стабильности в обществе с помощью кредитно-денежных и бюджетно-налоговых рычагов. В период кризиса меры государства имеют цель стимулировать производство, в период подъема экономики – на его сдерживание. В условиях кризиса происходит удешевление кредита, сокращение налогов, ускоренная амортизация и налоговые скидки на новые инвестиции. В условиях подъема, наоборот, государственные меры направлены на подорожание кредита, введение новых налогов, повышение старых, отмену ускоренной амортизации и налоговых льгот.


Происходит интеграция сознательного государственного воздействия на процесс воспроизводства с стихийным механизмом экономического функционирования.

Современный экономический кризис всегда содержит в себе инфляцию, которая изменяет механизм экономического цикла и взаимодействует с циклическим развитием экономики. Изменение заключается в уменьшении «чувствительности» цен к кризисному сужению спроса рынка и увеличение ее по отношению к росту спроса. Государство помогает крупному капиталу контролировать кризис путем сокращения объема производства при условии сохранения высоких цен. По итогу наблюдается конфликт двух тенденций ценообразования: понижательная, которая рождается путем циклического сокращения емкости рынка, и повышательной, которая связана с деятельностью монополий и государственного аппарата.

Механизм современных экономических циклов включает кризис и инфляцию, из-за чего антициклическая государственная политика регулирования кризисов сменилась антиинфляционной.

Неконтролируемое развитие финансового сектора наравне с ростом денежного ресурса и формированием спекулятивного капитала является основной особенностью изменений в экономике на данный момент времени. Происходит дестабилизация нормальных рыночных отношений, необоснованный и внезапный рост цен на активы рынка.

Принимая во внимание особенности экономических спадов в некоторых государствах, можно разработать ряд критериев для того, чтобы выбрать грамотный и рабочий инструмент регулирования кризиса. Итого, направления антициклической политики можно свети к пяти:

  1. Финансовое обеспечение компаний в действительном секторе экономики, включая кредитную поддержку, капитализацию компаний, прямое бюджетное финансирование и расширение системы государственных гарантий.

  2. Снижение нагрузки налогов на бизнес среду, включая снижение корпоративных ставок по налогам и аннулирование определенных их видов, применение дифференцированных налоговых ставок, сокращение пошлин на таможне, упрощение налогового администрирования и повышение прозрачности, улучшение конкурентной среды.

  3. Повышение налогового спроса путем сокращения косвенных налогов и применения дифференцированных видов налогов, снижения ставок личного налога, расширения государственных закупок и спроса, применения спонсорской политики и повышения внутреннего потребления.

  4. Снижение социальной напряженности с помощью поддержки и расширения возможностей финансирования социальных программ, увеличения пособий по безработице, реализации программ занятости, реализации специализированных тренингов сотрудников

  5. Финансирование науки и инноваций, включая разработку технологий энергетических и ресурсосберегающих отраслей, повышение инновационной активности. [7]

  1. Антикризисная политика России в XI веке

2.1 Финансово-экономический кризис 2008 года


В 2008 мировую экономику потряс финансово-экономический кризис, связанный с снижением главных экономических показателей практически во всех экономически развитых стран, что в процессе перетекло в глобальный откат экономики.

Возникновение кризиса связывают с рядом причин:

  1. Общей цикличностью экономического развития;

  2. Перегревом кредитного рынка и его явлением – ипотечного кризиса;

  3. Перегревом фондового рынка;

  4. Высокими ценами на сырье;

Перед кризисом 2008 года был ипотечный кризис 2007 года США, последствия которого затронули главным образом высокорисковые ипотечные кредиты, а во второй волне нашли распространение на рефинансировании займов стандартного сегмента государственными ипотечными корпорациями. Итогами кризиса стали банкротство инвестиционных банков Bear Sterans, Lehman Brothers, снижение объемов продаж и производства автомобилей, рецессия и спад производства, спад цен на энергоносители, поглощение одних банков другими. За США воздействию финансовому кризису подверглась вся европейская экономика. [16]

Первыми жертвами кризиса в России стали «КИТ Финанс» и Связь-банк, банк ВТБ и другие получили поддержку от государства, был привлечен субординированный кредит, размешена допэмиссия ВТБ, которая была практически полностью выкуплена государством, были привлечены средства Банка России под залог на беззалоговых аукционах.

Реальный сектор экономики серьезно пострадал: капитализация российских компаний снизилась на три четверти, сократились золотовалютные резервы, упало доверие населения к банкам, что практически сразу привело к оттоку вкладов, снизились остатки на счетах физических лиц и упала финансовая устойчивость банков. Обанкротилось множество банков, начались массовые увольнения работников, отправка их в административный отпуск, сокращение оплаты труда, рост безработицы.

Мировой финансовый кризис привел к проблемам с инвестированием в энергодобывающий сектор и риску замедления реализации проектов по добыче нефти и ее экспорту. Причиной всего стало падение цен на нефть. В последствие произошел упадок количества государственных проектов в области инфраструктуры и строительства. [8]

Россия страдала от резкого оттока капитала в развитые страны. Нефть и металлы составляли большую часть российского ВВП, и падение их стоимости стало ударом по экономике страны. Эти факторы в совокупности с высокими расходами бюджета стали причинами падения экономики России во время кризиса 2008 года.