Файл: Педагогическое сопровождение сюжетноролевой игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

(ГАПОУ СМПК)

Курсовая работа
на тему: «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры»



Оценка: ____________

Дата защиты «_____» _________ 2021 г.

Руководитель: ____________

Выполнила студентка

III курса группы ДО-37

специальности 44.02.01

Дошкольное образование

Фахретдинова Алина Ильфаковна

Руководитель

Федорова Ираида Витальевна.


Стерлитамак, 2021

Содержание
Введение……………………………………………………………...……………3

Глава I. Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста………..5

1.1. Развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста…………...5

1.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста……………………….…………….9

Вывод по первой главе…………………………………………….…………….16

Глава II. Практическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста….…17

2.1. Конспект сюжетно-ролевой игры с старшего дошкольного возраста……………………………….…………………………………………17

Заключение…………………………………….…………………………………23

Список литературы………………………………………………………………25

Приложение

Введение
Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, а также возникают предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре.

Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.


Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры и ее влияния на нравственные нормы дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджерицкая Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л. и другие.

Тема исследования: «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры».

Объект исследования: процесс педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить методы и условия педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

Гипотеза: сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста будет развиваться успешно, если со стороны воспитателя будет осуществляться её педагогическое сопровождение .

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее развития у детей дошкольного возраста.

3. Определить методы и условия педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

4. Разработать конспект сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- теоретические (изучение, анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования);

- эмпирический (анализ педагогической документации).

База практики: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Солнышко»» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.


Глава I. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры

1.1. Развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Дети объединяются в группы. Нередко этими же группами дети организуют разные игры. Такие устойчивые объединения детей строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. Тематика игр меняется: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную.



Это происходит потому, что постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей).

Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни). Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры.

В игре ребенка старшего возраста четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). [4, с. 99]. Это уже элементарное планирование. У детей возникает потребность обсуждать сюжет, распределение ролей, исходя из интересов, всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе. Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. С возрастом количество играющих увеличивается. Если в младших группах в игре участвуют 2-3 ребенка, то в старших группах количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек.

Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.


Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. [8, с. 97].

Руководство сюжетно - ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

Прямое педагогическое руководство - это когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми.

Косвенное руководство - это когда педагог создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.

Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры:

- ознакомление с окружающим миром в активной деятельности;

- обогащение игрового опыта детей;

- организация предметно-игровой среды;

- активизирующее общение воспитателя с детьми. [9, с. 108].

Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент комплексного руководства. Основополагающим документом в определении содержания знаний об окружающем мире является программа, по которой работает дошкольное учреждение. В соответствии с программными требованиями воспитатели планируют расширение кругозора своих воспитанников. Работу по ознакомлению с окружающим миром нужно организовать так, чтобы дети без принуждения со стороны взрослого захотели отображать полученные впечатления в своих играх. Поэтому материал должен подаваться эмоционально, с опорой на наглядность. В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. На воспитателя возложена сложная функция - сформировать у ребёнка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью.


Развитие игрового опыта проходит несколько этапов:

- усложнение содержания;

- усложнение игровых действий;

- взаимодействие с партнером;

- самостоятельность и творчество.

Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды.

В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы, изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми.

Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия. Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, совместно изготовить атрибуты для игр.

Немаловажную роль в руководстве сюжетно-ролевыми играми играет активизирующее (побуждающее) общение воспитателя с детьми. Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных методов руководства, например, совета, напоминания, поощрения и т д. руководство сюжетно - ролевой игрой должно быть хорошо продумано, своевременно, ненавязчиво. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринуждённым.

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течение всего учебного года. В этом может помочь структурированная в таблицах система подбора тематики для игр. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.

Таблица 1 - «Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми»




Задачи

Методы и приемы

1

Расширять

представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей об окружающей жизни.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ воспитателя.

Чтение художественной литературы. Беседа.

Отгадывание загадок.

2

Изучать интересы детей, их любимые игры.

Наблюдение за игровыми объединениями детей.

Рисование на тему «Как мы играем». Рисование на тему «Мои любимые игрушки».

Беседа на тему «Любимые игры».

Беседа на тему «Мои друзья».

Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду».

3

Создавать

«материальную основу» для игры. Обогащать «материальную базу» для игры.

Рассматривание предметов, игрушек, предметов - заместителей.

Рассказ воспитателя о предметах.

Беседа об использовании предметов, игрушек.

Беседа о хранении и размещении игрушек. Изготовление детьми предметов - заместителей, игрушек-самоделок, поделок. Внесение новых игрушек и предметов.

4

Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре. Развивать творческие способности детей.

Предложение темы игры, новых сюжетов Обсуждение игрового сюжета.

Создание игровой воображаемой ситуации. Создание игровой обстановки.

Разработка плана игры.

Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры. Распределение ролей.

5

Формировать специфические игровые умения.

Показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями. Употребление условной игровой терминологии.

Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей).

Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой.