Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания
2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
курсовая работа
по дисциплине
«Социальная психология»
на тему
«Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание»
Работу выполнил (а) студент (ка) |
группы ОБХ-1511ВШК |
Направление подготовки: психология |
Профиль: Организационная психология |
Муконина Юлия Евгеньевна |
|
Научный руководитель: |
Никишина Татьяна Викторовна |
МОСКВА
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 5
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания 5
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания 14
ГЛАВА II. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАНОГО ВЫГОРАНИЯ у учителей общеобразовательных школ И СПОСОБЫ его преодоления 22
2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ 22
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопрос эмоционального и психологического здоровья человека, живущей в крайне нестабильном, и постоянно изменяющемся мире, сложных, экстремальных социально-экономических условиях, выступает на первый план в последние десятилетия – время наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии. Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Актуальность исследования профессионального выгорания у представителей профессии учителей обуславливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. По мнению большинства ученых, профессия учителя является одной из самых подверженных влиянию профессионального выгорания, так как профессиональный труд педагога, отличается особо высокой степенью эмоциональной напряженности. В современных условиях работа учителя насыщена множеством факторов, вызывающими профессиональное выгорание. К ним можно отнести большое количество социальных контактов за рабочий день, высокая ответственность, недооценка большинства всех людей профессиональной значимости, необходимость быть все время в исключительно хорошей форме. Мы все являемся свидетелем того, что общество декларирует образ социально успешного, самостоятельного, решительного и уверенного в себе человека, достигшего карьерных успехов. Наряду с этим, для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь мощные внутренние ресурсы.
Проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение синдрома профессионального выгорания у учителей.
Для предотвращения симптомов необходимо определить специфику, особенности и способы профилактики синдрома профессионального выгорания.
Данная проблема актуальна в настоящее время и требует детального изучения особенностей проявления профессионального выгорания, уточнения симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональной деятельности учителей, своевременного выявления, разработки научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала учителей.
Целью курсовой работы является исследование проблемы профессиональных стрессов и профессионального выгорания у учителей общеобразовательной школы.
Объект исследования – учителя образовательной школы.
Предмет исследования – причины профессиональных стрессов и профессионального выгорания у учителей общеобразовательной школы и выработка рекомендация по их коррекции.
Задачи курсовой работы:
-
рассмотреть основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания; -
рассмотреть причины профессионального (эмоционального) выгорания у учителей общеобразовательной школы; -
разработать комплекс мер для учителей общеобразовательных школ, направленных на профилактику и способы преодоления синдрома профессионального выгорания.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что, расширив научные представления относительно синдрома профессионального выгорания у учителей, можно будет своевременно предотвратить его.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания
В XX веке, в семидесятые годы, учёные всего мира обратили внимание, что люди, проработавшие долгое время в одной сфере деятельности, начинают испытывать стрессовое состояние. Возникают такие симптомы, как головная боль, утомление, бессонница и в целом ухудшение здоровья. Эти симптомы заставляют человека обратиться за психологической помощью. Во время такого состояния работа для него перестаёт приносить удовлетворение, а, наоборот, вызывает только раздражение и враждебность. Также у человека появляется ощущение беспомощности, собственной некомпетентности и снижаются профессиональные достижения, выносливость и внимание в целом. В этом случае методы психотерапии оказываются неэффективными [55].
Американский психолог X. Дж. Фреденберг в 1974 году ввел термин «синдром сгорания» (burnout - англоязычная литература) для объяснения психологического состояния людей, которые по специфики своей профессиональной деятельности вынуждены много и часто общаться, что вызывает эмоциональное напряжение. Если в состоянии депрессии, человек испытывает такие признаки, как чувство вины и подавленности, то выгорание, наоборот сопровождается возбуждением, агрессией, раздражительностью [50, 44, 59, 23].
Этот ученый, работая в службе медицинской помощи, провел наблюдение у своих коллег-энтузиастов и выявил такие странные симптомы, как эмоциональное истощение, отсутствие вовлеченности в рабочий процесс, низкая сопротивляемость болезням, апатия и другие[55].
По мнению ученого, «синдром профессионального сгорания» возникает у тех людей, которые в течение продолжительного времени работают в одной профессиональной деятельности, но не получают при этом никакой эмоциональной разрядки, которая заключается в одобрения коллег и руководителя, а также в положительных отзывах о них других людей. Сотрудники, недавно демонстрировавшие высокую работоспособность и трудовой энтузиазм, испытав разочарование, становится менее успешным и малоэффективным.
Наиболее подвержены выгоранию профессии тех людей, которые по долгу своей службы «дарят» людям энергию и тепло своей души. К ним относятся учителя, менеджеры, врачи, артисты.
Понятие «профессиональное выгорание» имеет несколько синонимов, например, «эмоциональное выгорание», «профессиональное угасание», «психическое выгорание» и другие. Профессиональное выгорание представляет собой состояние, которое характеризуется всеобщим истощением: эмоциональным, умственным и физическим, и проявляется в сфере «помогающих» профессий [15, 55, 16].
Профессиональное выгорание является психофизиологическим заболеванием, развития которого влияет на профессиональные качества, умения и навыки конкретного человека. Любое заболевание, в том числе и синдром выгорания, имеет свои последствия, которые заключаются сначала в частичной, а затем и в полной невозможности выполнить человеком свою профессиональную деятельность. Оно является достаточно своеобразной психофизиологической дисфункцией, которая заключается в том, что работник не может выполнять частично или даже полностью свою профессиональную деятельности [32].
Синдром выгорания (по ВОЗ) - это всеобщее истощение эмоциональное, физическое, или мотивационное, которое характеризуется такими симптомами, как усталость, бессонница, различные соматическим заболеваниям, нарушение продуктивности в работе и т. д. Человек в таком состоянии может употреблять алкоголь или другие психоактивные вещества, чтобы получить временное облегчение, но это может привести к развитию физиологической зависимости и суицидального поведения [24].
Данное явление, возникнув у человека, развивается и остается с ним на всю жизнь. Его только можно затормозить или скорректировать [33].
Учёные провели анализ фактов, вызывающих симптомы выгорания в различных видах деятельности, который выявил ряд профессий, в которых человек чувствует себя внутренне опустошенным из-за того, что нужно постоянно общаться с другими людьми. Для объяснения данного состояния был введен термин «бессильный помощник», характеризующий состояние психической перегрузки в сфере, так называемых, «помогающих» профессий[55].
Синдром выгорания представляет собой болезнь работников, которые должны демонстрировать высокую психологическую устойчивость на работе в процессе общения. Специалисты таких профессий очень часто вынуждены вступать в процесс эмоционально насыщенного общения. Оно требует от специалиста очень больших затрат личностных ресурсов в свою профессиональную деятельность. В этих профессиях очень важна обратная связь, которая может проявляться через информацию об изменениях самочувствия, через признание, через благодарность, через проявление уважения и многое другое. Отсутствие обратной связи или ее негативный характер от людей является одной из основных причин выгорания.