Файл: Педагогическое сопровождение сюжетноролевой игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это, с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно - ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья - поезд, кустарники - граница, бревно - корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.

5. Распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

7. Сохранение игровой ситуации. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре:

а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх - четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!» рапорт о выполненном поручении);

б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива;

в) все меры педагогического воздействия на детей - требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации;

г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами;


д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.

8. Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

1.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного возраста, пока дети растут и развиваются, приобретают новые умения и знания, наиболее характерным видом деятельности остаётся у них сюжетно-ролевая игра. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация (мнимая), которая заключается в том, чтобы дошкольник мог брать на себя роль взрослого и выполнять действия в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность дошкольника в сюжетно-ролевой игре - одна из её характерных черт. [2, с.79]. Дошкольники сами выбирают тематику для игры, сами придумывают ход действий и сюжет, а также сами находят удобное для них место, для того, чтобы развернуть игру. Дети неограниченны в выборе средств для воплощения образа.

В игре дети воплощают свои замыслы, свое отношение к тому событию, которое разыгрывается и это является главным.

Содержание игры помогает детям осознать мотивы, цели труда взрослых, а также помогает воспроизвести их взаимоотношения, которые они могут воспринимать через роль и через игровые правила. И именно поэтому важно способствовать расширению всех тематик игр для дошкольников, а также способствовать развитию их содержания на основе углубления знаний детей дошкольников о жизни людей.

Основное содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также одним из важнейших условий воспитания дошкольников в игре. Но стоит ответить, что не каждая детская

игра может нравственно развивать дошкольников. Функцию нравственного развития может выполнить только «хорошая» игра. Существует такие критерии, которые характеризуют «хорошую» игру. Основным критерием такой игры в дошкольном возрасте является интерес к самим играм, содержание этих игр отражает характерные общественные явления; содержательность целей этих игр; разнообразие сюжетов и ролей в этих играх; проявление нравственных чувств. [1, с.46].



Уровень дошкольной игры прямо зависит от умения руководить игровой деятельностью педагогом, она передает дошкольникам свой нравственный опыт, а также приобщает их к жизни взрослых людей.

Важным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без этого основного компонента не может быть самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжеты игр разнообразны. Они делятся на бытовые, производственные, общественные.

Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры - это, то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми в бытовой, трудовой, общественной деятельности. [4, с.112].

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается дошкольником с помощью ролей, которых он берёт на себя. Роль является средство реализации сюжета, а также является главным компонентом сюжетно-ролевой игры в целом. Всякая роль содержит определённые правила поведения, которые определяются из окружающей среды. Роль - это образец того, как можно и нужно действовать. Исходя из этого дошкольник оценивает поведение всех участников игры, а затем и собственное. Развитие ролей в сюжетно-ролевой игре, на протяжении всего дошкольного возраста, происходит от исполнения ролевых действий к самим ролям, т.е. образам. В последние годы в виду того, что отмечается недостаточность высокого уровня сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые Н.Я. Короткова, Н.Я. Михайленко, предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослыми и дошкольниками. [5, с. 134].

Сюжетная игра привлекательна как деятельность в жизни детей дошкольного возраста. В игре дошкольники испытывают комфорт, который позволяет ощутить внутреннею свободу, именно в сюжетной игре ему подвластны вещи, отношения, а также действия - всё то, что в обычной жизни дается с трудом. Именно со спецификой сюжетной игры связано это состояние и ощущение внутреннего комфорта. В целом сюжетная игра не запрашивает от дошкольника реального продукта, в ней все «как будто», «понарошку».

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

Игра является важным средством для развития личности детей. Развитие у дошкольников способности взаимодействовать с другими людьми, оказывает большое влияние на саму игру.


Современные психолого-педагогические исследования показывает, что сюжетная игра, как и любая другая дошкольная деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается взрослыми, которые уже «умеют играть» [5, с. 123].

Роль воспитателя в развитии игры важна, чтобы роль педагога была существенна, воспитатель должен следовать следующим правилам:

- использовать косвенные приёмы;

- дать дошкольникам знания об окружающем мире;

- активно участвовать в игре как партнёр;

Обязанность педагога состоит в том, чтобы обучить дошкольников игровым умения. Чтобы это возможно было осуществить воспитатель должен следовать принципа организации сюжетной игры в дошкольном возрасте: первый принцип обуславливается тем, что педагог должен играть с дошкольниками и именно в ходе этого дети будут учиться овладевать игровыми умениями.

Чтобы правильно реализовать игру, педагог должен отметить решающие моменты в игре. При выборе игры задачей воспитателя является помощь выбрать интересную игру, для этого воспитатель изначально должен создать условия, в которых ребёнок будет заинтересован игрой, а далее помочь дошкольникам объединится в коллектив для игры. В процессе игры педагог должен принимать тактичное участие в игре, а также знакомить детей с новыми игровыми действиями. При окончании игры воспитатель должен организовать обсуждение игры, проанализировать с детьми их игровую деятельность и их взаимодействия, а также дать советы при правильном выстраивание игры.

Из выше перечисленного следует второй принцип организации сюжетной игры: педагог должна принимать активное участие в игре с дошкольниками на протяжении всего дошкольного детства, но с учётом каждого возрастного этапа. Её цель развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения.

Третьем принципом организации сюжетной игры является способ начинать с раннего возраста до старшего дошкольного возраста необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

Таким образом, стоит учитывать, что эти три принципа не смогут быть реализованы, если не будет обозначена реальная опора, на которую педагог сможет опираться при формировании у дошкольников игровых умений.

Многочисленные педагогические исследования свидетельствуют о значительной зависимости развития самостоятельной игры детей от направляющих воздействий взрослых.



Вывод по первой главе
Теория и практика игры включает в себя комплекс различных проблем и вопросов. Воспитание ребенка в игре зависит от влияния на её содержания, т.е. на выбор темы, развитие самого сюжета, распределение ролей, а также на реализацию самих ролей.

Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться. Одна тема может включать в себя разнообразные эпизоды, всё зависит от интересов самих дошкольников. От переживаний и ощущений дошкольника определяется выбор игр. Ребёнок испытывает потребность отражать в игровой деятельности свои повседневные впечатления, которые связанны с теми чувствами, которые он питает к окружающей жизни.

Задачей педагога является в том, чтобы помочь ребенку выбрать из разнообразия жизненных впечатлений самые яркие, те, что могут послужить сюжетом хорошей игры.

Полученные в этой части исследования теоретические результаты можно рассматривать как методологические основания, необходимые для реализации методического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.


Глава II. Практическая работа по выявлению изучения педагогического руководства сюжетно – ролевыми играми

2.1. Конспекты продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевыми играми
ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМАТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя




«Семья»

«Больница»

«Детский сад»

«Магазин»

Сентябрь

В семье младенец

Поликлиника

Работники

детсада

Овощи - фрукты

Декабрь

Мамы и папы нет дома

Аптека

День в детсаду

Супермаркет

Март

Праздник в семье

Вызов врача на дом

Играем и занимаемся в детсаду

Игрушки,

книги

Апрель

Мы мамы и папы

На приеме у специалистов

Праздник в детсаду

Одежда, обувь




«Парикмахерская» «Ателье»

«Стройка»

«Завод»

«Фабрик»

«Космос»

«Армия»

«Театр»

«Музей»

май

Парикмахерская

Строим город

Летчики

Мы -зрители

июнь

Ателье одежды

Автозавод

Космонавты

Мы - артисты

июль

Детское ателье

Фабрика

игрушек




Экскурсия в музей




«Транспорт»

«Зоопарк»

«Путешествие»

«Школа»

«Библиотека»

Август

Машины на нашей улице

Зоопарк

Путешествие на автобусе

Библиотека

октябрь

Пост ГИБДД

Поездка

Путешествие на поезде

Школьная

библиотека

ноябрь

Общественный

транспорт

Цирк зверей

Путешествие на корабле

Уроки в школе