Файл: Инновационные методы обучения. Дидактические средства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инновационные методы обучения.
Дидактические средства.
-
Инновационные методы обучения.
60-е годы ХХ века характеризуются поиском новых методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активизации выступают устойчивый интерес учащихся к знаниям и их самостоятельность в осуществлении разнообразных учебных действий.
Новые методы обучения получили название активных или инновационных. Они отличаются от традиционных такими особенностями, как
-
«вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности, повышение эмоциональной включенности учащихся и творческий характер занятий; -
обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с учителем; -
формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения.
Основные задачи применения инновационных методов обучения сводятся к следующим: -
формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения; -
развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли; -
развитие способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения; -
развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.
Методы инновационного обучения могут использоваться тогда, когда учащиеся уже владеют основами необходимых знаний, полученных, как правило, традиционными методами.
В этой связи нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы обучения.
Необходимо находить разумное их сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих в процессе обучения задач и возникающих ситуаций.
Необходимость в использовании инновационных методов обучения возникает при
-
создании ситуаций проблемности; -
сотрудничества и кооперации; -
коллективного взаимодействия; -
управления формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей учащихся; вовлечения обучаемых в постоянную активную деятельность и др.
Инновационные методы обучения предполагают изменение традиционной роли учителя в качестве организатора и информатора на соорганизатора, партнера, интегратора, консультанта.
Инновационные методы обучения подразделяются на имитационные и неимитационные.
I. Имитационные методы обучения связаны с моделированием в процессе обучения различного рода отношений и условий реальной жизни.
Такое моделирование позволяет превратить обучение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам естественную ненасильственную социализацию, делает их не пассивными объектами процесса обучения, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Ориентация учащихся в процессе такого «жизненного» обучения в реалиях общественной, научной, культурной и других областей жизни позволяет им видеть перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать и осознанно осуществлять развитие своих способностей.
Имитационные методы обучения, в свою очередь, могут быть
-
игровыми (ролевые и деловые игры, игровое проектирование и др.) и -
неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинг и др.).
Игровые методы:
-
Игра как метод обучения представляет собой имитацию проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.
Широко практикуются обучающие имитационные игры. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным.
Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагмeнты.
Применяются несколько видов игр:
-
организационно-деятельностные игры (ОДИ), предусматривающие организацию коллективной учебно-познавательной деятельности на основе развертывания содержания образования в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ – «сделать» группу единицей процесса обучения, но при условии сохранения личной позиции каждого;
-
ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения;
-
деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т. д.).
Дидактические (учебные) игры, в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Это игровой вариант учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Дидактические игры можно классифицировать по различным основаниям:
-
характеру деятельности различают игры физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; -
ступени обучения в средней школе выделяют дидактические игры в младших, средних и старших классах; -
времени проведения игры классифицируют на кратковременные (игры-летучки и т.п., длящиеся до 10—15 минут); средневременные (укладывающиеся в рамки одного урока); долговременные (игры с «продолжением», охватывающие несколько уроков); -
основной дидактической задаче различают игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; -
доминирующей цели обучения игры бывают познавательные, воспитательные, развивающие;
характеру игровой методики различают игры предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации; -
предметной области игры классифицируют в соответствии со школьными дисциплинами; -
игровой среде различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения; -
характеру познавательной деятельности игры бывают репродуктивные, продуктивные, творческие.
Дидактическая игра в процессе обучения задается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к игровой деятельности. При этом
-
дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; -
учебная деятельность подчиняется правилам игры; -
учебный материал используется в качестве игрового средства; -
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; -
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая игра в отличие от традиционных методов обучения обладает прежде всего развивающим эффектом, который зачастую превалирует. В ней происходит не только обучение, но и оказывается воздействие на личность учащихся в целом.
2. Игровое проектирование как метод обучения имеет своей целью стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний. Суть данного метода – переход от теории к практике через соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
В основе игрового проектирования лежит учебный проект – не жестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности.
Фактически задаются тема, цель и результат, условия организации самостоятельно-групповой деятельности и материально-техническое оснащение этой деятельности. Для учеников проект выглядит как задание, которое они могут выполнить, так как они уже вполне компетентны в ряде проблем, многое знают и умеют, им остается показать, на что они способны. Цели обучения здесь закамуфлированы.
Игровые проекты можно разделить на пять основных групп.
1. По доминирующей в проекте деятельности различают следующие проекты:
1)исследовательские, которые полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием
-
выделение актуальности исследования, -
формулирование проблемы, объекта, предмета, -
обозначение задач и методов исследования, источников информации, -
выбор методологии исследования, -
выдвижение гипотез решения проблемы, -
разработка путей ее решения, -
обсуждение полученных результатов, -
выводы, -
оформление результатов исследования, -
обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования);
2) творческие – это такие проекты, которые
не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта; оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и т.д..;
3) ролевые, в которых структура также только намечается и остается открытой до завершения работы; участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями). Результаты таких проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра;
4) прикладные (практико ориентированные), отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, ориентированных на социальные интересы самих участников (например, проект зимнего сада школы и т.д.). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, cцeнapия всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов;
5) ознакомительно ориентировочные (информационные)проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; в них предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эти проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры: цель проекта, его актуальность, источники информации. Подобные проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
2. По предметно-содержательной области выделяют следующие проекты:
1) монопроекты – в рамках одной области знания, например
-
литературно-творческие, -
естественно-научные, -
экологические, -
культуроведческие, -
спортивные проекты и т.д.;