Файл: Инновационные методы обучения. Дидактические средства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инновационные методы обучения.

Дидактические средства.


  1. Инновационные методы обучения.

60-е годы ХХ века характеризуются поиском новых методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активизации выступают устойчивый интерес учащихся к знаниям и их самостоятельность в осуществлении разнообразных учебных действий.

Новые методы обучения получили название активных или инновационныхОни отличаются от традиционных такими особенностями, как

  • «вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности, повышение эмоциональной включенности учащихся и творческий характер занятий;

  • обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с учителем;

  • формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения.

    Основные задачи применения инновационных методов обучения сводятся к следующим:

  • формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения;

  • развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли;

  • развитие способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;

  • развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.


Методы инновационного обучения могут использоваться тогда, когда учащиеся уже владеют основами необходимых знаний, полученных, как правило, традиционными методами.

В этой связи нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы обучения.

Необходимо находить разумное их сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих в процессе обучения задач и возникающих ситуаций.

Необходимость в использовании инновационных методов обучения возникает при

  • создании ситуаций проблемности;

  • сотрудничества и кооперации;

  • коллективного взаимодействия;

  • управления формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей учащихся; вовлечения обучаемых в постоянную активную деятельность и др.


Инновационные методы обучения предполагают изменение традиционной роли учителя в качестве организатора и информатора на соорганизатора, партнера, интегратора, консультанта.

Инновационные методы обучения подразделяются на имитационные и неимитационные.

I. Имитационные методы обучения связаны с моделированием в процессе обучения различного рода отношений и условий реальной жизни.

Такое моделирование позволяет превратить обучение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам естественную ненасильственную социализацию, делает их не пассивными объектами процесса обучения, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Ориентация учащихся в процессе такого «жизненного» обучения в реалиях общественной, научной, культурной и других областей жизни позволяет им видеть перспективы своего жизненного пути и соответственно планировать и осознанно осуществлять развитие своих способностей.

Имитационные методы обучения, в свою очередь, могут быть 

  • игровыми (ролевые и деловые игры, игровое проектирование и др.) и 

  • неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинг и др.).

Игровые методы:

  1. Игра как метод обучения представляет собой имитацию проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

Широко практикуются обучающие имитационные игры. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, овладение новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка умения быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным.

Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагмeнты.

Применяются несколько видов игр:

  • организационно-деятельностные игры (ОДИ), предусматривающие организацию коллективной учебно-познавательной деятельности на основе развертывания содержания образования в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ – «сделать» группу единицей процесса обучения, но при условии сохранения личной позиции каждого;





  • ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения;




  • деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т. д.).


Дидактические (учебные) игры, в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Это игровой вариант учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Дидактические игры можно классифицировать по различным основаниям:

  • характеру деятельности различают игры физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

  • ступени обучения в средней школе выделяют дидактические игры в младших, средних и старших классах;

  • времени проведения игры классифицируют на кратковременные (игры-летучки и т.п., длящиеся до 10—15 минут); средневременные (укладывающиеся в рамки одного урока); долговременные (игры с «продолжением», охватывающие несколько уроков);

  • основной дидактической задаче различают игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • доминирующей цели обучения игры бывают познавательные, воспитательные, развивающие;
     характеру игровой методики различают игры предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации;

  • предметной области игры классифицируют в соответствии со школьными дисциплинами;

  • игровой среде различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения;

  • характеру познавательной деятельности игры бывают репродуктивные, продуктивные, творческие.

Дидактическая игра в процессе обучения задается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к игровой деятельности. При этом

  • дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве игрового средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Дидактическая игра в отличие от традиционных методов обучения обладает прежде всего развивающим эффектом, который зачастую превалирует. В ней происходит не только обучение, но и оказывается воздействие на личность учащихся в целом.

2. Игровое проектирование как метод обучения имеет своей целью стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний. Суть данного метода – переход от теории к практике через соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

В основе игрового проектирования лежит учебный проект – не жестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности.

Фактически задаются тема, цель и результат, условия организации самостоятельно-групповой деятельности и материально-техническое оснащение этой деятельности. Для учеников проект выглядит как задание, которое они могут выполнить, так как они уже вполне компетентны в ряде проблем, многое знают и умеют, им остается показать, на что они способны. Цели обучения здесь закамуфлированы.

Игровые проекты можно разделить на пять основных групп.

1. По доминирующей в проекте деятельности различают следующие проекты:

1)исследовательские, которые полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием

  • выделение актуальности исследования,

  • формулирование проблемы, объекта, предмета,

  • обозначение задач и методов исследования, источников информации,

  • выбор методологии исследования,

  • выдвижение гипотез решения проблемы,

  • разработка путей ее решения,

  • обсуждение полученных результатов,

  • выводы,

  • оформление результатов исследования,

  • обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования);

2) творческие – это такие проекты, которые
не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта; оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и т.д..;

3) ролевыев которых структура также только намечается и остается открытой до завершения работы; участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями). Результаты таких проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра;

4) прикладные (практико ориентированные), отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников, ориентированных на социальные интересы самих участников (например, проект зимнего сада школы и т.д.). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, cцeнapия всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов;

5) ознакомительно ориентировочные (информационные)проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; в них предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эти проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры: цель проекта, его актуальность, источники информации. Подобные проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

2. По предметно-содержательной области выделяют следующие проекты:

1) монопроекты – в рамках одной области знания, например

  • литературно-творческие,

  • естественно-научные,

  • экологические,

  • культуроведческие,

  • спортивные проекты и т.д.;