Файл: Программа профессиональной переподготовки Клиническая (медицинская) психология со специализацией по патопсихологии (2030).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология со специализацией по патопсихологии (2030)
Дисциплина: Педагогическая психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Прикладные аспекты педагогической психологии. Психология профессионального образования
Выполнил:
слушатель Чикишева Ксения Андреевна
Преподаватель:
Спирина Ирина Олеговна
г. Москва – 2023
Задание №1.Алгоритм решения педагогической ситуации (по стандартам Worldskills).
1. Прочесть ситуацию.
2. Дать описание ситуации кратко: О чём она? В чём суть случившегося?
3. Выделить противоречия, породившие проблему.
4. Выделить возможные причины ситуации, не менее трёх.
5. Сформулировать проблему.
6. Определить задачи учителя по решению проблемы (несколько).
7. Предложить несколько вариантов решения ситуации: в момент случившегося и на перспективу (потом, в дальнейшем).
8. Аргументировать своё решение с разных позиций: психологической, педагогической, социальной, медицинской и других. Можно привести аргументы в форме цитирования великих педагогов, известных учёных, подобными ситуациями из произведений и фильмов.
1.Педагогическая ситуация:
Урок информатики в 8 классе. Педагог просит тянущего руку учащегося начать объяснение выполненного задания. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем заикание сильнее. Возникает заминка. Педагог ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, педагогу, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего, вызовет родителей. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик продолжает дальше объяснять алгоритм выполнения задания. Потом замолкает и тихо плачет.
Участники: Участниками педагогической ситуации является ученик, его одноклассники и классный руководитель.
Проблема:
Проблема данной ситуации заключается во взаимоотношениях ребенка и
учителя, а именно в недопонимании друг друга.
Педагогические задачи:
-
Успокоить учащихся -
Вернуть рабочую обстановку в классе -
Разрешить возникшую ситуацию с учеником, недовольным своей оценкой
Решение: Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание, естественно, смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым.
В результате этого случая (и подобных ему) может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке.
Кроме того, так как в отношении него допущена явная несправедливость, это скажется и на отношениях учитель-ученик. Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7-8 может начаться настоящая травля.
Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше.
«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для
ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...» (Конфуций)
2..Педагогическая ситуация:
С раннего детства учащийся проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Педагог предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В образовательном учреждении учащийся имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание общаться с ним, то учащийся не идет на контакт. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе».
Участники: Участниками педагогической ситуации является ученик, педагог и родители ученика
Проблема:
Проблема данной ситуации заключается во взаимоотношениях ребенка и родителей, а именно в недопонимании друг друга. Конфликт будет только углубляться. Родители приложат все силы, чтобы реализовать свои несбывшиеся по какой-либо причине планы. Ребенок только средство реализации.
Педагогические задачи:
1.Повысить самооценку ученика
2.Нужно провести в группе социометрию. Выявить, к кому из одноклассников он расположен, попытаться сблизить их, предлагая для выполнения совместные задания. Можно дать учащемуся особенное задание, после его выполнения
высоко его оценить, похвалить перед другими
3.Следует провести работу и с родителями. Необходимо помочь им понять и увидеть увлечения своего ребенка. А также предложить им учесть мнение сына, выбирая для него дополнительное образование, чтобы он был им действительно увлечен. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время.
Решение: в данной ситуации родители ученика мыслят субъективно, опираясь лишь на свои желания, не прислушиваясь ни к мнению учителя, ни к желаниям своего ребенка. Если родители все же отдадут ребенка в спортивную секцию, то это станет не самым лучшим решением. Во-первых, это пойдет в разрез с увлечениями и желаниями ученика. Во-вторых, учитывая то, что обучающийся итак не имеет друзей и не идет ни с кем на контакт, то, находясь в спортивной секции, он тем более не завяжет ни с кем общение, ведь его с другими участниками не будет связывать общий интерес.
Для начала учителю необходимо поговорить с ребенком о том, чего он хочет. Затем провести беседу с родителями, продемонстрировав им работы ребенка, указав на наличие у него таланта, который необходимо развивать. Так же следует указать на то, что ребенок по своей сути и так закрытый, а занятие нелюбимым делом не окажет позитивного влияния на развитие его
коммуникативных навыков, однако занятие любимым делом благотворно скажется на ребенке, беря в учет то, что в художественной школе его будут окружать люди с схожим увлечением.
Задание № 2. Сравните разные стили педагогической деятельности, используя предложенные критерии:
| | |