Файл: Анализ фгос ооо 2010 и 2021 Какими нормативными документами руководствуемся До 202223 учебного год.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Сравнительный анализ ФГОС ООО 2010 и 2021 Какими нормативными документами руководствуемся До 2022/23 учебного года все образовательные организации Воронежской области работали в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО 2010). Приказом Министерства просвещения РФ от 13.05.2021 № 287 утвержден обновленный стандарт основного общего образования (далее –
ФГОС ООО 2021), его еще называют стандартом третьего поколения. В августе 2022 года в обновленный ФГОС ООО внесли правки, что мы тоже учитываем в работе.
ФГОС ООО 2021 вступил в силу си реализуется повсеместно в х классах. В других параллелях на него также можно переходить с согласия обучающихся и их родителей/законных представителей. Тексты стандартов ФГОС ООО 2010 и ФГОС ООО 2021 представлены в дополнительных материалах в занятии 1.1 – это №10 «Приказ_Об утверждении ФГОС ООО (далее документ 10), №12 «Приказ_Об утверждении ФГОС ООО (далее – документ 12).
Системно-деятельностный подход как основа образовательных стандартов В основе стандартов 2010 и 2021 лежит системно-деятельностный подход, является его методологической основой (Методология — это совокупность научных знаний, выступающих в роли руководящих принципов, приемов и средств реализации. Под системно-деятельностным подходом понимают такой подход, при котором ведущая роль в учебном процессе отводится активной, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основным результатом обучения является развитие личности
2 обучающегося на основе учебной деятельности. Основная ключевая идея – уход от репродуктивного способа восприятия учебного материала к его освоению в деятельности, которую учитель должен организовать. Справка системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, АН. Леонтьева, ДБ.
Эльконина, П.Я. Гальперина. Учебная деятельность связана с постановкой и решением школьником учебной задачи. Структура учебной деятельности (по ДБ. Эльконину):
1) учебная мотивация
2) учебная задача
3) учебные действия
4) действие контроля (самоконтроля
5) действие оценки (самооценки. Основная идея системно-деятельностного подхода - становление личности происходит в «самостроительстве», в процессе деятельности учащегося в предметном мире. Процесс учения это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности. Во ФГОС ООО 2021 сказано, что системно-деятельностный подход обеспечивает (смотрите п. 5 документа 12):
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В обоих стандартах ФГОС ООО 2010 и 2012 системно-деятельностный подход лежит в основе, нов обновленном стандарте конкретизированы образовательные результаты.
3 В п. 6 документа 12 представлены личностные характеристики выпускника основной школы, в 8 устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования – личностным, метапредметным и предметным. В п. 9, 10, 11 данные требования представлены развернуто. Особенности обновленного ФГОС ООО 2021 В обновленном ФГОС ООО 2021 сохраняется привычная структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. Основные изменения обновленного ФГОС ООО 2021 связаны с детализацией требований к результатами условиям реализации основных образовательных программ. Основные особенности ФГОС ООО 2021:
• Вариативность содержания образовательных программ
• Единство требований к условиям реализации и результатам освоения ООП.
• Разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование.
• Овладение современными технологическими средствами, формирование культуры пользования ИКТ, реализация индивидуальных
4 учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений.
• Применение обучающимися технологий совместной/коллективной работы. Во ФГОС ООО 2021 достижения обучающихся сгруппированы потрем направлениями отражают способность использовать на практике УУД, позволяющие овладевать и использовать учебные знаково-символические средства, приобретать умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, овладевать типами учебных действий. Во ФГОС ООО изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, введено понятие учебный модуль. В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы, они перечислены в статье 18.3.1 документа 12 (частичная выдержка, документ 12, стр. 24-25): Предметные области Учебные предметы Учебные курсы Математика и информатика Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика
Общественно-научные предметы География Естественнонаучные предметы Физика Химия Биология
5 На углубленном уровне в соответствии с ФГОС ООО 2021 могут изучаться следующие учебные предметы Математика, Информатика, Физика, Химия, Биология. Требования к предметным результатам Существенным изменением во ФГОС ООО 2021 является определение содержание образования. В статье 11 ФГОС ООО 2021 представлены требования к предметным результатам. Самостоятельно изучите требования к предметным результатам по преподаваемому вами предмету. Посмотрите, предусмотрено ли изучение предмета на углубленном уровне. Предмет Статья документа 12 Страницы документа 12 География
11.2 12-13 Математика
11.3 13-15 Информатика
11.3 13-15 Физика
11.5 16, 17 Биология
11.5 16, 17-18 Химия
11.5 16, 18 В соответствии с требованиями стандарта к предметным результатам содержание обучения определяется программой, в настоящее время завершается разработка и утверждение федеральных программ по всем предметам. Часть основной образовательной программы составляет учебный план основного общего образования, который обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО 2021. Использование электронных средство обучения В стандарте ООО 2010 года подробных норм не было, в стандарте 2021 года школам дано право на использование различных образовательных технологий, например, электронного облучения и дистанционных образовательных технологий, определены требования по доступу к ресурсам п. 35.4 документа 12).
6
Информационно-образовательная среда В стандарте ООО 2010 года требовалось обеспечить учащихся доступом к электронным ресурсам в школьной библиотеке, в стандарте 2021 года определяется, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя/законного представителя в течение всего периода обучения (п. 35.3 документа 12). Деление обучающихся на группы В стандарте ООО 2010 года прямых указаний по поводу деления на группы не было, в стандарте 2021 года указано, что образовательную деятельность можно организовать с делением на группы, основания для деления – успеваемость, образовательные потребности и интересы, цели (п. 20 документа 12). Оснащение кабинетов В стандарте ООО 2010 года содержались лишь общие требования, например, наличие помещений для проектной деятельности, в стандарте 2021 года устанавливаются требования к оснащенности кабинетов естественнонаучного цикла комплектами специального лабораторного оборудования (п.
36 документа 12).