Файл: 1 Теоретические аспекты учета и анализа собственного капитала организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Инструкция к плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации -инструкция, устанавливающая единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета [14].

Приказ Минфина РФ от 02.10.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» - приказ от 02.10.2010 № 66н, регулирующий вид и форму бухгалтерской отчетности организации, порядок их оформления.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 24.12.2010 №186н) определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Документы, подтверждающие движение собственного капитала представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Документы, подтверждающие движение собственного капитала


Движение собственного капитала

Документы, подтверждающие движение собственного капитала

Создание капитала

Устав, инвентаризационные описи, накладные, приходные кассовые ордера, акты приема-передачи, акты оценки

Увеличение капитала

Решение общего собрания, расчет бухгалтерии

Увеличение капитала за счет дополнительных взносов участников

Устав, накладные, приходные кассовые ордера, акты приема-передачи, акты оценки

Возвращение частиц в случае выхода членов из состава предприятия

Решение общего собрания, расходные кассовые ордера, накладные, акты приема-передачи

Покрытие убытков за счет капитала

Решение общего собрания, расчет бухгалтерии



Первичные документы по учету собственного капитала: устав предприятия, учредительный договор, справки бухгалтерии, расходные кассовые ордера, приходные кассовые ордера, платежные поручения, накладные, акты переоценки основных средств [15].

Устав предприятия - учредительный документ, определяющий порядок и условия функционирования компании. В уставе в обязательном порядке должна содержаться информация о наименовании предприятия, его организационно-правовой форме деятельности, размере уставного капитала, порядке формирования фондов и распределения прибыли, а также условиях и порядке реорганизации и ликвидации общества.

Учредительный договор - договор, заключаемый между учредителями юридического лица при его создании.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Бухгалтерская справка является документом, подтверждающим сведения из налогового учета (налог на прибыль). Бухгалтерская справка относится к списку первичных документов и подтверждает данные, содержащиеся в этих документах [16].

Расходный кассовый ордер - документ первичной учетной документации кассовых операций, по которому производится выдача наличных средств из кассы организации.

Приходный кассовый ордер - документ первичной учетной документации кассовых операций, по которому производится прием средств в кассу организации.

Платёжное поручение - распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Акт переоценки основных средств – это документ, направленный на уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.

1.3 Синтетический и аналитический учет собственного капитала организации

Синтетический учёт - учёт обобщённых данных бухгалтерского учёта о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определённым

экономическим признакам, который ведётся на синтетических счетах бухгалтерского учёта. Данные аналитического учёта должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта.

Аналитический учёт - учёт, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учёта, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта [17].

Цели аналитического учета:

а) полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на бухгалтерских счетах; детально каждую индивидуальную операцию;

б) проконтролировать их по существу и по форме, пользуясь данными первичных денежно-расчетных документов. Эти документы являются основой для бухгалтерских записей в аналитическом учете.

Задачи синтетического учета:

а) сгруппировать данные аналитического учета по синтетическим счетам;

б) проверить правильность ведения аналитического учета.

Счет 80 «Уставный капитал» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда) организации. Сальдо по счету 80 «Уставный капитал» должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации. Записи по счету 80 «Уставный капитал» производятся при формировании уставного капитала, а также в случаях увеличения и уменьшения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями». Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и других ценностей [18].

Денежные средства в уставный капитал учредители могут вносить как на расчетный счет, или валютный счет организации, так и кассу предприятия. При этом на основании денежных документов в учете делается проводка:

а) Д-т 51 «Расчетный счет» К-т 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» на сумму взноса учредителя на расчетный счет организации;

б) Д-т 52 «Валютный счет» К-т 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» на сумму взноса учредителя на текущий валютный счет организации;


в) Д-т 50 «Касса» К-т 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»на сумму взноса учредителя в кассу организации.

Уставом организации может быть предусмотрен взнос в уставный капитал в не денежной форме, это могут быть ценные бумаги, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, товары. В соответствии с ПБУ 6/01 пункт 9 «Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации. Законами «Об акционерных обществах» и «Обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрено, что при превышении суммы вклада в уставный капитал в не денежной форме 20 000 рублей, оценка внесенного имущества должна производиться независимым оценщиком. И размер вклада в не денежной форме не может превышать эту оценку.

При поступлении вклада в уставный (складочный) капитал организации в виде основных средств производится запись: Д-т 08-4 «Вложение во внеоборотные активы» К-т 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» на рыночную стоимость внесенных основных средств[18].

При поступлении вклада в виде ценных бумаг: Д-т 58 «Финансовые вложения» К-т 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»

Нераспределенная прибыль также может направляться на увеличение уставного капитала на основании решения акционеров. Такое решение может приниматься только после утверждения годовой бухгалтерской отчетности при наличии суммы прибыли.

Аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций».

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Увеличение добавочного капитала отражается в учете следующей корреспонденцией: Д-т 01 «Основные средства» К-т 83 «Добавочный капитал» [18].

Снижение суммы амортизации основных средств по результатам их уценки: Д-т 02 «Амортизация основных средств»К-т 83 «Добавочный капитал»

Формирование добавочного капитала может происходить за счет сумм курсовых разниц. В соответствии с пунктом 14 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденного Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154-н, курсовая разница, связанная с расчетами с учредителями по вкладам, в том числе в уставный (складочный) капитал организации, подлежит зачислению в добавочный капитал этой организации.


Формирование добавочного капитала за счет сумм курсовых разниц отражается в учете следующим образом: Д-т 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» К-т 80 «Уставный капитал» - отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал на дату государственной регистрации общества; Д-т 52 «Валютные счета»К-т 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» - поступление вклада от учредителя; Дебет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» К-т 83 «Добавочный капитал» - отражена сумма положительной курсовой разницы, возникшей при формировании уставного капитала.

Формально именно прибыль считается основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как нераспределенная прибыль, а также завуалировано - в виде созданных за счет прибыли фондов и резервов.

Для учета прибыли и убытков Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены два счета: 99 «Прибыли и убытки» и 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Оба счета являются активно-пассивными, т. е могут иметь сальдо, как по дебету, так и по кредиту в зависимости от финансового результата. Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.

В течение года по Дебету счета 99 «Прибыли и убытки» записываются убытки и потери, а по Кредиту - прибыли и доходы. Финансовый результат это сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки», Кредитовое прибыль, а дебетовое убыток [18].

Ежемесячно после определения финансового результата от обычного вида деятельности делается проводка: Д-т 90-9 « Прибыль/убыток от продаж»

К-т 99 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли;

Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 90 - 9 « Прибыль/убыток от продаж» - на сумму убытка.

Кроме того, у организации в процессе хозяйственной деятельности возникают прочие доходы и расходы это:

а) результаты от продажи основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей;

б) поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

в) доходы и расходы от сдачи имущества в аренду;

г) прибыль, полученная в результате совместной деятельности;

д) штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров уплаченные и полученные;

е) активы, полученные безвозмездно;

ж) прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в этом году;