Файл: Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Солянка»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель
Учитель: Кабдегалиева Р.У
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 5 класса по предмету музыка составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой и учебным планом Разночиновского филиала МКОУ «СОШ с.Солянка» на 2020 – 2021 учебный год
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 5 классе VIII вида отводится 1 час в неделю (35 часов).
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры обучающегося, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- художественность и культуросообразность содержания;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
В программу включены следующие разделы:
-
пение -
слушание музыки -
элементы музыкальной грамоты
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит основной минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
Оценка по предмету «Музыка и пение» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой или услышанной музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Учебно-тематический план 5 класс (35 ч)
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
всего | ||
1 | Музыка вокруг нас | 17 |
2 | Музыка рассказывает обо всем | 18 |
| Итого | 35 |
Содержание разделов и тем
№ урока | Содержание (тема урока) | Количество часов |
1. | «Музыка рассказывает обо всём» | 1 |
2. | Истоки. | 1 |
3. | Искусство открывает мир. | 1 |
4. | Искусства различны, тема одна. | 1 |
5. | Два великих начала искусства | 1 |
6. | «Стань музыкою слово!» | 1 |
7. | Музыка «дружит не только с поэзией» | 1 |
8. | Песня – верный спутник человека | 1 |
9. | Обобщающий урок «Слово и музыка» | 1 |
10. | Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсен «ПерГюнт». «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. | 1 |
11. | И. Штраус. «Полька», соч. № 214. «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. | 1 |
12. | «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. | 1 |
13. | Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкинойи А. Хаита. | 1 |
14. | Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта». «Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. | 1 |
15. | «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. | 1 |
16. | «Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой. | 1 |
17. | Повторение изученных песен. | 1 |
18. | «Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. | 1 |
19. | И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта». «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого. | 1 |
20. | М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского. | 1 |
21. | «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского. | 1 |
22. | С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди». «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | 1 |
23. | «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. | 1 |
24. | А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля». «Лесное солнышко» — муз.и сл. Ю. Визбора. «Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова. | 1 |
25. | «Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой. | 1 |
26. | Повторение изученных песен | 1 |
27. | «Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина. | 1 |
28. | «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина. «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. | 1 |
29. | «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. | 1 |
30. | «Калинка» — русская народная песня. | 1 |
31. | «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | 1 |
32. | «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского | 1 |
33. | «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. | 1 |
34. | Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. | 1 |
35. | Повторение изученных песен | 1 |
Итого за год | 35 |
Музыкальные произведения для слушания
1. Л. Бетховен. «Сурок».
2. Л. Бетховен. «К Элизе».
3. Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
4.Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
5. И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
6. Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.
7. Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
8. И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».
9. М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
10. С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
11. А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».
12. «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
13. «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.
14. Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-
наизусть 8-10 песен -
примерное содержание прослушанных музыкальных произведений -
размеры музыкальных произведений (2/4, ¾, 4/4) -
музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие) -
значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей -
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка)
Учащиеся должны уметь:
-
самостоятельно начинать пение после вступления -
осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапазоне -
контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих -
применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки) -
использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного произведения
Критерии певческого развития
Неудовлетворительный результат | Удовлетворительный результат | Хороший результат. |
Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике | ||
Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты | Относительно чистое интонирование в пределах сексты. | Чистое интонирование шире октавы |
Способ звукообразования | ||
Твердая атака | Придыхательная атака | Мягкая атака |
Дикция | ||
Нечеткая. Согласные смягченные. Искажение гласных. Пропуск- согласных | Согласные твердые, активные. | Гласные округленные, не расплывчатые. |
Дыхание | ||
Судорожное, поверхностное. | Вдох перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный. | Выдох сохраняет вдыхательную установку |
Музыкальная эмоциональность | ||
Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке | Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес. | При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урок | Требования к уровню подготовки обучающихся | дата | |
план | факт | |||
1 | «Музыка рассказывает обо всем» | Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Наблюдать, сравнивать. | 06.09 | |
2 | Истоки. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы | 13.09 | |
3 | Искусство открывает мир. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать | 20.09. | |
4 | Искусства различны, тема едина. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Сравнивать, анализировать | 27.09 | |
5 | Два великих начала искусства. | Импровизировать по заданным параметрам. Сравнивать, анализировать | 04.10 | |
6 | «Стань музыкой, слово». | Импровизировать по заданным параметрам. Высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. | 11.10 | |
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное. | 18.10 | |
8 | Песня – верный спутник человека. | Формулировать своё отношение к изучаемому произведению. Работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения | 25.10 | |
9 | Обобщение по теме «Слово и музыка» | Координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Контролировать и оценивать свою деятельность | 08.11 | |
10 | Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсен «ПерГюнт». «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. | Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Наблюдать, сравнивать.Слушание, пение | 15.11 | |
11 | И. Штраус. «Полька», соч. № 214. «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Слушание, пение | 22.11 | |
12 | «Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 29.11 | |
13 | Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкинойи А. Хаита. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 06.12 | |
14 | Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта». «Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. | Импровизировать по заданным параметрам. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 13.12 | |
15 | «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. | Импровизировать по заданным параметрам. Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.Слушание, пение | 20.12 | |
16 | «Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой. | Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, работать с текстом учебника, выделять главное.Слушание, пение | 27.12 | |
17 | Повторение изученных песен. | Пение | 17.01 | |
18 | «Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. | Слушание, пение | 24.01 | |
19 | И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта». «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого. | Слушание, пение | 31.01 | |
20 | М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 07.02 | |
21 | «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 14.02 | |
22 | С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди». «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 21.02 | |
23 | «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 28.02 | |
24 | А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля». «Лесное солнышко» — муз.и сл. Ю. Визбора. «Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 07.03 | |
25 | «Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 14.03 | |
26 | Повторение изученных песен | Пение | 21.03 | |
27 | «Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 04.04 | |
28 | «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 11.04 | |
29 | «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 18.04 | |
30 | «Калинка» — русская народная песня. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 25.04 | |
31 | «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 02.05 | |
32 | «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 16.05 | |
33 | «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 23.05 | |
34 | Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. | Формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению. Сравнивать, анализировать. Слушание, пение | 30.05 | |
35 | Повторение изученных песен | Пение | 30.05 | |
Список литературы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – Сб. 1