Файл: Психологопедагогическая характеристика обучающихся с рас.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным Института коррекционной педагогики, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 22—23% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2—3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.  

В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по образованию, социализации и социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.

Анализ современных разработок и технологий, используемых при организации процесса социализации лиц с расстройствами аутистического спектра в рамках образовательных организаций разных форм позволяет утверждать, что наиболее важными условиями социального развития детей данной категории являются следующие:

1) раннее вмешательство (включение в систему обучения и воспитания на самых ранних стадиях развития личности ребенка);

2)создание доступной среды и условий обучения;

3) обеспечение активного участия семьи в процессе социализации ребенка;

4) создание специализированных программ обучения с уклоном на развитие навыков коммуникации и социального взаимодействия;

5) интеграция со сверстниками;

6) обеспечение плавного перехода с одной ступени образования на последующую, поддержка преемственности в обучении и воспитании;

7) помощь педагогам и родителям в решении поведенческих проблем и трудностей социального взаимодействия детей с расстройствами аутистического спектра;

8) индивидуализация службы поддержки;

9) систематическое и тщательно планируемое обучение;

10) развитие культуры инклюзии у педагогических работников, родителей и сверстников с целью развенчания мифов и просвещения в плане особенностей развития детей с РАС.  


Успех образования и социализации аутичного ребенка, обучающегося в образовательном учреждении тесно связан с возможностью междисциплинарной координации специалистов. Создание и деятельность междисциплинарной команды специалистов поможет преодолеть межведомственные границы, расширить контакты, выявить потенциал семьи, обозначить проблемы, требующие неотложного решения, а также достичь основной цели: сформированности у ребенка с РАС готовности и способности взаимодействовать с другими людьми, как с взрослыми, так и со своими сверстниками, целенаправленно используя речь для коммуникаций с ними в широком спектре социальных ситуаций.

В работе с ребенком с РАС следует помнить правило – такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто другой…

 

Список литературы:

  1. Захаренко А.С., Рокицкая Ю.А., Шепель Т.А., Платонова А.В., Гагина И.П., Тряскина И.П., Полякова Г.С., Шкилонцева О.В.; «Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», методическое пособие -  Челябинск: ЧГПУ,  2016.

  2. Лори Фрост, Энди Бонди; «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)», руководство для педагогов; РБОО «Центр лечебной педагогики».

  3. Алексеева, В.В., Волков, А.А., Шаргородская, Л. В. Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научнопрактической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: МГППУ,2013г.

  4. Никольская, О.С. Проблемы обучения аутичных детей /О.С. Никольская // Дефектология. — 1995. — № 2.  

  5. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.

  6. Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю., Гончаренко М.С., Михаленкова Т.А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. Серия «Инклюзивное образование». – М., 2012.

  7. Егорова Л. В. Зверева Е. А. Орлова М. А. Шаргородская Л. В. Чурилина Е. В. «Модель обучения детей  с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе», Методическое пособие; РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва, 2015

  8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования  обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.




[1] Особенно в случаях, если ребенок не проходил подготовку к школе в группе детей в период дошкольного детства.

[2]В особенности, если такая работа не велась  до школы.

[3] Он лучше чувствует себя в контактах со взрослыми, чем со сверстниками, и в структурированной ситуации урока лучше, чем, в более свободной на перемене. Контакты со сверстниками сложнее для него, чем контакты с более старшими или младшими детьми.
Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, группа таких детей, в том числе и в школьном возрасте, чрезвычайно неоднородна. В связи с этим в настоящее время, все чаще говорят не об аутизме как таковом, а о «линейке» расстройств аутистического спектра (РАС).

Трудности и возможности ребёнка с аутизмом к школьному возрасту значительно различаются и в зависимости от того, получал ли он ранее адекватную специальную поддержку. Вовремя оказанная и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребёнка вступить в более активные и сложные отношения с миром.

Среди особых образовательных потребностей детей с аутизмом в период школьного обучения необходимо отметить такие специфические нужды, как: необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе, регулярность посещения класса, с учетом возможностей ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением; выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные; преодоление возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка; необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать и др.


 

 

Рекомендации родителям ребенка

с расстройствами аутистического спектра

 

1). Самое важное – не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не избегать проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.

2). Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

3).  Необходимо принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавать вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Уважаемые родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение.

При собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

—    реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;

—    входят ли в штат организации медицинские специалисты;

—    есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с РАС;

—     осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (невропатолог, психиатр и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации;

—    при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли иное сопровождение обучающихся с РАС; организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке реализации АОП, имеющих соответствующую квалификацию;


—    есть ли психолог, иной специалист узкого профиля, осуществляет ли он курсы «Формирование коммуникативного поведения», «Музыкально-ритмические занятия», «Социально-бытовая ориентировка»;

—   какие созданы условия для нахождения ребенка в школе, а именно:

1).  создано ли рабочее (учебное) место ребенка с РАС индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, интеллектуальной недостаточности и др.);

2).   созданы ли в помещении класса специальные зоны места для отдыха и проведения свободного времени;

3).   являются ли учебные места для формирования данных навыков мобильными;

4).   есть в организации специализированные помещения – логопедический кабинет, кабинет медицинского назначения, кабинет для ЛФК и массажа, специально оборудованные спортивный зал, кабинет педагога-психолога, сенсорные комнаты релаксации, бассейн;

5).   каким образом для ребенка будет осуществлять внеурочная деятельность

Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.