Файл: Методические рекомендации и материалы по проведению итоговой государственной аттестации по биологии для учащихся 9 классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

202
МИНИСТЕРСТВО ДОШКОЛЬНОГО
И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР
ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ
ТАШКЕНТ – 2023

202
Экзаменационные материалы обсуждены и рекомендованы на очередном научно-методическом совете Республиканского центра образования (Решение
Научно-методического совета № 1 от 30 марта 2023г.). Методические рекомендации и материалы к итоговой государственной аттестации для учащихся
9 и 11 классов общеобразовательных учреждений не допускаются к распространению в коммерческих целях.
Методические объединения общеобразовательных учреждений могут вносить изменения в материалы итоговой государственной аттестации в пределах
15–20%.
Составители:
Э. Oчилов – методист по биологии Республиканского центра образования;
M. Суюнова – учитель биологии высшей категории общеобразовательной школы № 202 Чиланзарского района города Ташкента.
Рецензенты:
С. Хайтбаева – учитель биологии высшей категории Государственной специализированной общеобразовательной школы №178 Чиланзарского района города Ташкента;
С. Ёдгарова – учитель биологии высшей категории специализированной школы с углубленным изучением естественных наук при Министерстве дошкольного и школьного образования.
Перевод
М. Жумаева – учитель биологии высшей категории общеобразовательной школы № 6 города Шахрисабза Кашкадарьинской области.

202
В данной методической рекомендации представлены инструкции по проведению итоговой государственной аттестации. Также приведены критерии оценивания для теоретических вопросов, практических и лабораторных работ.
Каждый экзаменационный БИЛЕТ № охватывает темы по биологии 5, 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ.
Для определения знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися общеобразовательных школ в 2022-2023 учебном году по предмету «Биология», в
9 классах итоговая государственная аттестация будет проводиться в форме устного опроса.
Экзаменационные вопросы по биологии составлены по темам учебных программ 5, 7, 8, 9 классов.
На основании вопросов, определяющих знания, умения и навыки, приобретённые учащимися 9 классов, формируются 30 БИЛЕТ № ов. Каждый
БИЛЕТ № содержит три вопроса. В каждом БИЛЕТ № е по два теоретических вопроса, один вопрос – выполнение практических, лабораторных заданий.
Учащимся предоставляется 20 минут для подготовки по выбранным экзаменационным вопросам.
Школы с вариативным планом обучения по биологии в соответствии с решением педагогического совета должны включить дополнительные вопросы и задачи.
За каждый правильный ответ ученик получает 5 баллов. Все набранные баллы складываются и выводится средний балл. Например: 5+4+3=12:3=4.


202
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Критерии оценки
Балл
1
Знания, навыки и компетенции, относящиеся к вопросам, полностью раскрываются по содержанию, понятия освещены четко и полностью, сделаны правильные выводы.
5 2
В основном верный подход к определению знаний, умений и навыков, относящихся к заданным вопросам, но с нарушением последовательности, с 1-2 ошибками в описании законов и теорий.
4 3
Знания, умения и навыки, относящиеся к вопросам, имеют частично правильное определение, допускаются 3-4 ошибки в интерпретации понятий, в обобщении определений имеются 3-4 ошибки.
3 4
Знания, навыки и компетенции, относящиеся к вопросам, описаны частично, в выводах неточности, мысли путаются, в понятиях содержится много ошибок.
2 5
Знания, умения и навыки неверно истолкованы, ответы ошибочны.
1
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И
ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Критерии оценки
Балл
1
Соблюдена последовательность выполнения лабораторных и практических работ, навыки раскрываются правильно и полно, рисунки и таблицы выполнены правильно, верно подведены итоги.
5 2
Соблюдалась последовательность выполнения работ. Опыты были выполнены полностью на основе приобретенных навыков, но были допущены незначительные ошибки в объяснении выводов.
4 3
Последовательность выполнения работ, основанная на приобретенных навыках, не соблюдалась в полной мере. Работа выполнена частично правильно, но результаты не представлены на рисунках и таблицах;
3 4
На основе приобретенных навыков оборудование было правильно подобрано, но нарушена последовательность выполнения работы,
2

202 выбран неправильный подход к выполнению работы.
5
Оборудование подобрано неправильно, работа выполнена неверно.
1
Примечание: лабораторное оборудование, препараты и другие материалы, необходимые для проведения практических работ и лабораторных занятий, заранее подготавливаются преподавателем.

202
9 КЛАСС
БИЛЕТ № 1
1. Расскажите о научных методах исследования биологии.
2. Объясните типы постэмбрионального развития и метаморфоз асцидий.
3. Объясните явления фототропизма, фотонастии, геотропизма у растений на основе ваших наблюдений.
БИЛЕТ № 2
1. Расскажите об открытии, истории, методах изучения клетки.
2. Объясните систему выделения человека и позвоночных.
3. В организме взрослого человека содержится 5 литров крови. У мужчин гемоглобин должен составлять 14% крови, у женщин – 13%. Если в одном грамме гемоглобина содержится 1,3 ml кислорода, сколько кислорода может содержаться в крови у мужчин и женщин?
БИЛЕТ № 3
1. Расскажите о формах, денатурации, ренатурации белков и об их важных свойствах.
2. Как вы оцениваете роль результатов работ по селекции растений и животных в жизни человека?
3. При половом размножении улотрикса образовалось 256 гамет, из этих гамет 25% образовали зиготы. Из зигот 50% образовали нити улотрикса.
Определите, сколько нитей улотрикса образуется.
БИЛЕТ № 4
1. Объясните методы изучения биологической науки и её задачи, объекты изучения биологии и тот факт, что биологическая наука является комплексной наукой.
2. Объясните процессы оплодотворения и партеногенеза у животных на примерах.
3. Дайте сравнительную характеристику строения растительной и животной клетки.
Особенности строения растительной клетки
Общие свойства
Особенности строения животной клетки


202
БИЛЕТ № 5
1. Внеклеточные формы жизни. Расскажите об инфекционных болезнях, распространяемых вирусами.
2. Объясните процесс двойного оплодотворения у цветковых растений, используя следующий рисунок.
3 – вегетативная клетка, 4 – спермии
3. Соотнесите термины и их значения.

Термины
Правильный ответ
Характеристика терминов
1
Теплокровность
Кровеносный сосуд, выходящий из сердца
2
Флоэма
Участвует в транспортировке воды и минеральных солей
3
Ксилема
Поглощает воду из почвы под давлением
4
Устьице листьев
Кровеносный сосуд, идущий к сердцу
5
Корневой волосок
Испарение воды с листа
6
Вена
Мелкий сосуд
7
Артерия
Характерно для рыб
8
Капилляр
Характерно для насекомых
9
Двухкамерное сердце
Состоит из ситовидных трубочек
10
Трубчатое сердце
Поддерживается постоянство температуры
БИЛЕТ № 6
1. Объясните специфические особенности живых организмов и уровни организации живой материи.

202 2. Расскажите о методах изучения генетики человека.
3. Объясните на основе опытов влияние слюны и желудочного сока на питательные вещества.
БИЛЕТ № 7
1. Объясните значение кровообращения в организме человека и строение сердца.
2. Расскажите о строении и основных функциях митохондрий, пластид, рибосом.
3. Учитывая, что расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм, определите число нуклеотидов во фрагменте ДНК, кодирующем молекулу белка, состоящую из 90 аминокислот, и длину ДНК.
БИЛЕТ № 8
1. Эволюция клетки. Объясните суть гипотезы симбиоза и инвагинации в происхождении эукариотических клеток.
2. Расскажите об открытии и видах нуклеиновых кислот. Объясните строение молекулы ДНК, используя следующий рисунок.
3. Нуклеотиды молекулы нуклеиновой кислоты связаны друг с другом посредством фосфодиэфирных связей. Определите количество фосфодиэфирных связей в обеих цепях фрагмента молекулы ДНК, кодирущего белок, в составе которого содержатся 52 аминокислоты.
БИЛЕТ № 9

202 1. Что вы знаете о строении и росте костей в организме человека?
2. Ядро и его строение. Объясните понятия: хромосома, гомологичные хромосомы, кариотип, гаплоидный, диплоидный.
3. В соматических клетках речного рака содержится 116 хромосом.
Определите количество хромосом и молекул ДНК на стадиях профазы, метафазы, анафазы и телофазы митоза.
БИЛЕТ № 10
1. Определите сходства и различия в клеточном строении прокариотов и эукариотов. Расскажите об инфекционных заболеваниях, вызываемых бактериями, о мерах защиты против них.
2. Как устроена кровеносная система позвоночных?
3. Диплоидный набор животной клетки равен 34. Определите количество молекул ДНК до и после митотического деления, а также после первого и второго деления мейоза.
БИЛЕТ № 11
1. Объясните строение эукариотической клетки, функции плазматической мембраны.
2. На основе диаграммы Венна сравните сходства и различия стадии митоза и мейоза.
3. Заполните таблицу ниже и объясните группы крови человека на основе этого.
Группы крови
Можно дать кровь
Можно получить кровь
I
II
III
IV
БИЛЕТ № 12
1. Объясните комплементарное взаимодействие неаллельных генов на примерах.


202 2. Определите сходства и различия биогельминтов и геогельминтов.
Объясните научное значение гельминтологии.
3. В результате исследований выяснилось, что в составе и-РНК имеется 36 гуанинов,14 урацилов, 28 цитозинов и 22 аденинов. Определите количество нуклеотидов в молекуле ДНК, послужившей матрицей для данной и-РНК.
БИЛЕТ № 13
1. Дайте сравнительную характеристику биологическому значению бесполого и полового размножения.
2. Объясните на примерах сцепленное наследование признаков. Что такое генетическая карта?
3. В соматических клетках риса количество хромосом равно 24. Определите соотношение набора хромосом и хроматид при митотическом цикле деления клеток корня риса.
БИЛЕТ № 14
1. Охарактеризуйте автотрофные и гетеротрофные организмы.
2. Этапы энергетического обмена. Объясните значение анаэробного и аэробного распада.
3. Опишите устройства, увеличивающие изображение клетки. Приведите микроскоп в рабочее состояние. Приготовьте временный препарат растительной ткани и рассмотрите его под микроскопом.
БИЛЕТ № 15
1. Генетика пола. Расскажите о половых хромосомах, аутосомах и наследуемых болезнях, сцепленных с полом.
2. Соотнесите процессы, приведённые в таблице, с соответствующими понятиями.
1
Первичный продукт световой фазы фотосинтеза находится
A в строме
2
Темновая фаза фотосинтеза происходит в … хлоропластов
B световая энергия, вода,
АДФ, хлорофилл
3
Конечный продукт световой фазы фотосинтеза
C в тилакоидах
4
Исходный продукт темновой фазы фотосинтеза
D углекислый газ, АДФ,
НАДФ∙H
6
Световая фаза фотосинтеза протекает в … хлоропластов
E кислород, АТФ, НАДФ H

202 3. Объясните на опыте образование коленного рефлекса.
БИЛЕТ № 16
1. Объясните развитие опорно-двигательной системы у позвоночных в связи с изменениями их среды обитания.
2. История развития генетики. Каких узбекских учёных, проводивших научные исследования в этой области, вы знаете?
3. Определите, сколько было меридианных и экваториальных делений у эмбриона чёрной крысы, если её яйцеклетки содержат 18 аутосом, а на этапе дробления эмбрионального периода общее количество хромосом в образовавшихся клетках составило 38 912.
БИЛЕТ № 17
1. Какие бывают формы белков и какие функции они выполняют в клетке?
2. Расскажите о регуляции процесса дыхания и болезнях органов дыхания у человека.
3. Гетерозиготная женщина с III группой крови вышла замуж за гетерозиготного мужчину со II группой крови. Определите возможные варианты групп крови у детей в этой семье.
БИЛЕТ № 18
1. Цитоплазма. Охарактеризуйте безмембранные и мембранные органоиды клетки.
2. В данной таблице соотнесите клеточные органоиды и их структурные особенности:
1 Комплекс Гольджи
A образуется за счёт пористых мембран эндоплазматической сети
2 Рибосома
B их количество зависит от функциональной активности клеток
3
Эндоплазматическая сеть
C органоид, характерный только для растительной клетки
4 Митохондрии
D впервые были обнаружены в составе нервных клеток
5 Пластида
E состоит из сложной мембранной системы
6 Вакуоль
J обладают способностью активно переваривать питательные вещества
7 Лизосома
H разноцветные пластиды


202 8 Центриоли
V непостоянные структуры цитоплазмы
9
Клеточные включения
G состоит из крупных и мелких плоских телец
10 Хромопласты
F самовоспроизводящиеся органоиды цитоплазмы
3. Объясните процесс искусственного дыхания.
БИЛЕТ № 19
1. Охарактеризуйте строение низших и высших растений, их разнообразие и значение в природе и жизни человека.
2. Объясните строение частей сердца и происходящие в них процессы, используя данный рисунок с указанными цифрами.
3. Определите количество энергии, выделившейся на анаэробном и аэробном этапах энергетического обмена, если в процессе энергетического обмена после трёх этапов образовалось 78 400 кДж энергии.
БИЛЕТ № 20
1. Охарактеризуйте данные схемы соцветий. Укажите растения с соответствующими соцветиями.

202 2. Объясните значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
Охарактеризуйте темновые и световые фазы фотосинтеза.
3. В клетке животного синтезировано 10 070 молекул АТФ. Какое количество молекул АТФ из этого было синтезировано в цитоплазме в анаэробных условиях?
БИЛЕТ № 21
1. Расскажите о строении и элементном составе белков.
2. Расскажите о щитовидной железе, заболеваниях щитовидной железы: кретинизм, микседема, эндемический зоб, Базедова болезнь.
3. Соотнесите термины в таблице с их характеристиками.

Термины
Ответ
Характеристика терминов
1 Ауксин
A
Свет, влажность, температура, а также вода и минералы в составе почвы
2 Внешний фактор
B
Клетки верхушечной почки
3
Верхушечная меристема
D
Kлетки камбия
4
Боковая меристема
E
Биологически активное вещество, регулирующее рост и развитие растений.
5 Рост
F
Качественные изменения клеток организма
6 Развитие
H
Количественные изменения клеток организма
БИЛЕТ № 22
1. Химический состав клетки. Объясните, почему биогенные элементы являются доказательством общности живой и неживой природы.
2. Биосинтез белков. Объясните процессы транскрипции и трансляции, используя изображение ниже.

202 3. Изучение влияния амилазы на крахмал. Капните раствор йода на яблоки, хлеб, рис, сахар и картофель, чтобы определить содержат ли эти продукты крахмал. Обоснуйте свой ответ.
БИЛЕТ № 23
1. Вода и неорганические вещества, входящие в состав клетки. С какими свойствами воды связано её биологическое значение?
2.Ядро и его строение. Объясните понятия: хромосома, гомологичные хромосомы, кариотип, гаплоидный, диплоидный.
3 При скрещивании мушек дрозофил с серым телом между собой всё получившееся поколение имело серое тело. Можно ли определить генотипы мушек дрозофил, взятых для скрещивания? (Серый цвет тела мушки дрозофилы(В) полностью доминирует над чёрным цветом(b)).
БИЛЕТ № 24