Файл: Методические рекомендации и материалы по проведению итоговой государственной аттестации по биологии для учащихся 9 классов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

202 1. Объясните на примерах генотипическую и фенотипическую изменчивость.
2. Охарактеризуйте по данному рисунку, к каким организмам относятся этапы гаструляции эмбрионального развития.
A – B – D, E – F, G –
3. Определите количество энергии, образовавшейся при расщеплении углеводов из пищи Сардора, если известно, что общая энергия от суточного рациона Сардора равна 1 750 ккал, количество белков и углеводов в составе его пищи равное, а энергия, выделившаяся от расщепления жиров, равна 930 ккал.
БИЛЕТ № 25
1. Объясните строение, химический состав, значение АТФ в клетке.
2. Соотнесите следующие биогенные элементы и процессы, в которых они участвуют.
1
C, H, O,
N
A участвует в кровообразовании
2
Na, K, Cl
B участвует в образовании тироксина
3
Ca и P
D повышает активность половых гормонов
4
Fe
E участвует в фотосинтезе
5
Mg
F участвует в транспорте кислорода
6
Zn
G участвует в формировании костной ткани
7
I
H обеспечивает проникновение веществ через мембрану
8
Co
I входит в состав всех органических соединений

202 3. Одна аминокислота кодируется с помощью трёх нуклеотидов. Расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм. Сколько аминокислот в составе белка, образованного на основе гена длиной 316,2 нм, и сколько нуклеотидов в самом гене?
БИЛЕТ № 26
1. Что такое обмен веществ? Из каких этапов он состоит? Опишите его значение в клетке.
2. Расскажите об элементном составе, группах, свойствах аминокислот. Как связаны между собой аминокислоты? Обоснуйте свой ответ.
3. У диплоидного сорта кукурузы в процессе оплодотворения в одном початке образовалось 800 семян. Определите количество спермиев, участвовавших в процессе двойного оплодотворения.
БИЛЕТ № 27
1. Химическая структура, функции липидов, простые и сложные липиды.
2. Правильно расположите в списке циклические и ациклические аминокислоты: аспарагиновая кислота, оксипролин, лизин, лейцин, гистидин, триптофан, аланин, фенилаланин, серин, пролин, тирозин, треонин.
Циклические аминокислоты
Aциклические аминокислоты
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
5.
6.
6.
3. Определите количество водородных связей в молекуле ДНК, если одна её цепь имеет последовательность нуклеотидов: ГТЦАТГГАТАГТЦЦТААТ.
БИЛЕТ № 28
1. Опишите строение и значение дрожжевых и шляпочных грибов.
2. Определите направления биологии в зависимости от объекта изучения. В таблице ниже соотнесите науку с объектом их изучения.
1
Цитология
A изучает закономерности распространения живых организмов на Земле
2
Биогеография
B изучает лишайники


202 3
Лихенология
C изучает грибы
4
Систематика
D изучает ископаемые организмы
5
Эмбриология
E изучает организмы водной среды
6
Альгология
F изучает взаимосвязь между организмом и внешней средой
7
Микология
G развитие зародыша
8
Гидробиология H систематические группы организмов
9
Экология
K изучает водоросли
10 Палеонтология J изучает строение и функции клетки
3. Определите количество глюкозы, если в процессе анаэробного дыхания в цитоплазме накопилось 14 молекул молочной кислоты.
БИЛЕТ № 29
1. Объясните, какие болезни вызывают хлебная ржавчина и вертицилл у пшеницы и хлопчатника, меры борьбы с ними, а также их вред сельскому хозяйству.
2. В процессе развития эмбриона зародышевые слои развиваются в результате упорядоченного расположения клеток, составляющих его.
Расположите органы, характерные для каждого зародышевого слоя, в соответствующие столбцы данной таблицы: нервная система, половые органы, печень, жабры и лёгкие, органы чувств, эпидермис кожи, желудок, сердечно- сосудистая система, кишечник, выделительные органы, эмаль зубов, соедительная и мышечная ткани.
Слой эктодермы
Слой эндодермы
Слой мезодермы
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
4.
4.
4.
3. Пищевая цепь имеет следующую последовательность: кузнечик→ящерица→змея→беркут. Энергия, выделяемая за счёт белков из пищи беркута, составляет 820 ккал, и это занимает 25 % в составе пищи. Определите консумент второго порядка, а также количество потреблённой беркутом пищи.

202
БИЛЕТ № 30
1. Объясните значение симбиотического образа жизни. Какими организмами считаются лишайники?
2. Ответьте «да» на каждое правильное и «нет» на неправильное утверждение.

Информация
Да/Нет
1
Фототаксис – движение организмов в сторону света с помощью жгутиков.
2
Хемотаксис – движение простейших под воздействием химических веществ.
3
Фототропизм – способность растений расти под влиянием земного притяжения.
4 Геотропизм – рост органов растений по направлению к свету.
5
Тигмотропизм – способность органов растений расти, изгибаясь при механическом контакте.
6
Фотонастия – движение органов растений под влиянием смены дня и ночи.
7
У рыб развиты непарные (спинной, хвостовой, анальный) и парные(грудные, брюшные)плавники.
8
Китообразные целиком перешли на водный образ жизни, они не выходят на сушу, рожают в воде.
9 Водоплавающие птицы быстро передвигаются на суше.
10
У ракообразных бывает три пары, у паукообразных четыре пары, у насекомых шесть пар ног.
3. Если у 15-16-летнего ученика суточный пищевой рацион состоит из 100 g белка, 95 g жира, 400 g углеводов, то определите, сколько kkal и сколько kJ энергии вырабатывается при распаде биополимеров из этого количества белков, жиров, углеводов.