Файл: Методические рекомендации для слушателей факультета заочного обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Модернизация Российской империи в XVIII в.

Экономическое, внутриполитическое и международное положение России в конце XVII в. Начало правления Петра I. Развитие производительных сил страны. Сельское хозяйство. Ремесло. Подъем мануфактурного производства. Основание уральских заводов. Указ 1714г. о единонаследии. Табель о рангах. Реформы Петра I. Реформа центрального и местного аппарата власти и управления. Городская реформа. Церковная реформа. Создание регулярной армии и флота. Реформы и преобразования в культуре и быту. Характеристика личности и деятельности Петра I. Международное положение и внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война и ее итоги. Борьба дворянских группировок за власть после смерти Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Век Екатерины II; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения. Характер политики «просвещенного абсолютизма» в России и его социальная сущность. Русско-турецкая война 1768-1774гг. Утверждение России на Черном море. Усиление России в Европе. Предпосылки и движущие силы крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Ее ход, особенности и причины поражения. Жалованные грамоты дворянству, городам. Общественное движение и рост политической реакции в России в конце XVIII в.
Тема 7. Россия в XIX в.

Территория и население России в первой половине XIX в. Крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России. Обострение классовых противоречий и рост крестьянского антикрепостнического движения. Крепостное право – основной тормоз социально-экономического развития общества. Дворцовый переворот 1801г. Эра «либерализма» Александра I. Государственная деятельность М.М. Сперанского и его план государственных преобразований. Отечественная война 1812г. Внутренняя политика самодержавия в 1815-1825гг. Аракчеевщина. Движение декабристов. Россия в эпоху Николая I. Экономическая политика и финансовые преобразования. Общественное движение в 30-40 гг. XIX в. Внешняя политика России. Крымская война и ее итоги. Реформы и реформаторы в России. Углубление кризиса крепостного строя накануне реформы 1861 г. Назревание революционной ситуации в конце 50-х годов. Крестьянское движение. Начало революционно-демократического этапа в революционном движении. Подготовка отмены крепостного права. «Положение» 19 февраля 1861 г. Основные положения реформы. Буржуазный характер реформы и ее значение. Крестьянское и революционно-демократическое движение в 1861-1868 гг. Крестьянский протест против реформы. Образование «Земли и воли». Восстания в Польше, Литве и Белоруссии. Причины буржуазных реформ 60-70-х гг. Земская, городская, судебная, военная реформы и их сущность. Реформы в области просвещения. Ограниченный характер реформ 60-70-х гг. Значение реформ. Общественное движение 70-х годов XIX в. Политическая реакция 80-90-х гг. XIX в. Кризис правительственной политики М. Т. Лорис-Меликов и его программа. Курс правительства на контрреформы. Политика правительства в крестьянском вопросе. Реакционная политика в области просвещения и печати. Земская контрреформа. Новое городское положение. Рабочее движение. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Тема 8. Россия в первой половине XX века

Россия в начале XX в.; объективная потребность индустриально модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране в начале XX в. II съезд РСДРП. Возникновение большевизма. Усиление противоречий между империалистическими державами. Внешняя политика царизма в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Начало русско-японской войны. Причины, характер, движущие силы и особенности первой русской революции 1905-1907гг. Ход революции. Манифест 17 октября 1905 гг. Декабрьское вооруженное восстание. Значение первой русской революции. Россия в период реакции и нового революционного подъема (1907-1914гг.). Возникновение российского парламентаризма. Деятельность Государственных дум. Столыпинские реформы. Внешняя политика России в 1907-1914гг. Начало первой мировой войны. Происхождение и характер первой мировой войны. Цели воюющих сторон. Ход и итоги войны. Обострение революционного кризиса в стране в январе-феврале 1917г. Восстание в Петрограде. Свержение царского самодержавия. Образование Временного правительства. Двоевластие и его классовая сущность. Причины победы Февральской революции. Ее историческое значение. Борьба политических сил России за различные пути развития страны после победы Февральской революции. Апрельские тезисы В.И. Ленина. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Заговор контрреволюционной буржуазии и генералитета против революции. События 3-5июля. Конец двоевластия. Разгул контрреволюции. VI съезд партии большевиков. Курс на вооруженное восстание. Государственное совещание в Москве. Корниловский мятеж. Большевизация Советов. Октябрьские события 1917г. Приход к власти большевиков. II Съезд Советов и его декреты. Первые мероприятия Советской власти. Начало гражданской войны в России. Причины и ход гражданской войны. Основные ее этапы. Первые мероприятия Советской власти по превращению страны в единый военный лагерь. Политика «военного коммунизма». Итоги гражданской войны. Причины победы большевиков в гражданской войне. Социально-экономическое и политическое положение страны в 20-е годы. Недовольство крестьян продразверсткой. Кронштадтский мятеж. X съезд РКП(б). Переход к новой экономической политике. Сущность, цель и содержание НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Образование СССР. Советская государственность в период форсированного строительства «государственного социализма». Индустриализация и коллективизация в СССР. Итоги и цена форсированного рывка. Формирование сталинской экономической модели «государственного социализма» и однопартийного политического режима. Политическое развитие страны в 20-30-е годы. Массовые репрессии и их последствия. Культурная жизнь страны в 20-30-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиления режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму. Победа фашизма в Испании. Усиление агрессивной политики фашистской Германии. Начало гитлеровской экспансии. Крах политики умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Оккупация и раздел Чехословакии Германией. Поощрение агрессивной политики гитлеровской Германии правительствами Англии, Франции и США. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Активизация японского милитаризма на Дальнем Востоке. Срыв англо-франко-советских переговоров. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией. Начало второй мировой войны. Советско-финский вооруженный конфликт и его последствия. Мероприятия Советского правительства по укреплению обороноспособности СССР накануне Великой Отечественной войны.


Тема 9. Вторая Мировая и Великая Отечественная войны Советского союза (1939-1945 гг.)

Подготовка Германии к войне против СССР. План «Барбаросса». Начало войны. Причины и характер войны. Причины поражения Красной армии в первые месяцы войны. Мероприятия Советского правительства по превращению страны в единый военный лагерь. Основные этапы Великой Отечественной войны. Международные отношения в годы второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Великая Отечественная война - решающий фактор превращения второй мировой войны в освободительную, антифашистскую войну народов Европы. Проблема второго фронта в Европе. Массовый героизм советских воинов. Самоотверженный труд советских людей в тылу. Успехи советской промышленности в увеличении производства военной техники и боеприпасов. Победоносное завершение Великой Отечественной войны. Битва за Берлин. Безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция и ее решения. Участие СССР в войне с Японией. Разгром милитаристской Японии. Всемирно-историческое значение победы СССР в Великой Отечественной войне. Итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войн.
Тема 10. Послевоенное восстановление и развитие СССР. Поиск путей развития (1945-1964 гг.)

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития. Подъем национально-освободительного движения в мире. Начало распада колониальной системы. Возникновение новых независимых государств в Азии и Африке. Смерть И.В. Сталина. Курс на восстановление коллективности руководства и ленинских норм партийной и государственной жизни. Укрепление социалистической законности. Реабилитация незаконно репрессированных граждан. XX съезд КПСС. Осуждение культа личности Сталина. Внешняя политика СССР в 1945-1964гг.


Тема 11. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.: от реформ к кризису.

Курс на стабилизацию советского общества. Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Назревание кризисных явлений в экономике. Экстенсивное развитие экономики. Кризис административно-командной системы управления экономикой. Возникновение «механизма торможения» в развитии промышленности и сельского хозяйства. Назревание отрицательных явлений в социальной жизни советского общества. Кризис в идеологии. Возникновение диссидентского движения. Политическая жизнь страны. Конституция страны 1977 года. Снижение авторитета КПСС в стране. Дальнейшее нарастание кризисных процессов в обществе и КПСС после смерти Л.И. Брежнева. Деятельность Ю.В. Андропова по «обновлению» социализма. К.У. Черненко. Усиление кризиса. Внешняя политика СССР в 1965-1984гг.: достижения и просчеты. События 1968г. В Чехословакии. Обострение советско-китайских отношений в конце 60-х годов. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1972-1973гг.). Подписание заключительного акта Совещания (август 1975г.). Введение советских войск в Афганистан в декабре 1979г.

Тема 12. «Перестройка» в СССР и ее итоги (апрель 1985-декабрь 1991 г.)

Советский союз в 1985-1991 гг. Состояние советского общества накануне «перестройки». Объективная необходимость модернизации советского общества. Апрельский (1985г.) Пленум ЦК КПСС- курс на «обновление общества». Сущность и основные задачи «перестройки». Реформа политической системы. Основные этапы «перестройки». Экономическая реформа. На пути к рыночной экономике. Антикризисные программы и их неудачи. Итоги «перестройки». Причины провала «перестройки». Внешняя политика СССР в 1985-1991гг.

Тема 13. Россия на пути радикальной социально-экономической и политической модернизации
(декабрь 1991 г. – 2008 г.)


Обострение межнациональных отношений в СССР в конце 80-х- начале 90-х годов. Нарастание экономических трудностей в стране. Ухудшение экономической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. «Парад суверенитетов». Мартовский (1991г.) референдум в СССР и его итоги. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Октябрьские события 1993 г. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешне-экономическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Принятие Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993г.) и ее содержание. Политический портрет Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. Продолжение курса экономических реформ. Деятельность Государственных Дум и Федерального собрания. Образование политических партий и их деятельность. Российско-чеченский конфликт. Причины его возникновения и затяжной характер. Страны СНГ на современном этапе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Необходимо уяснить место изучаемой темы в общем курсе «История», осмыслить те вопросы, которые раскрывают тему. Обращаясь к источникам, конспектам лекций, прочитанным по теме занятия, слушателю следует обратить внимание на новые понятия, а так же на тот материал, который рекомендован для самостоятельного изучения.

К каждому занятию следует составлять план своего выступления по всем вопросам занятия. В плане должна найти свое отражение и информация, почерпнутая из монографической литературы и первоисточников.

Выступление (ответ) на занятии может быть основным и дополнительным. Основное выступление раскрывает вопрос в общих чертах
, а дополнительное уточняет детали, раскрывает частные моменты. Во время выступления обучающимся разрешается пользоваться не только рабочим планом, но и собственным конспектом первоисточников, статьей и т. д. Использование конспекта не должно превращаться в его сплошное чтение. Необходимо учиться свободно излагать материал своими словами. Оценка в журнале выставляется: за информативную насыщенность выступления (ответа) и его логическую связанность, творческое видение проблемы, умение обосновывать собственное мнение, оригинальность мышления (основной ответ); уместное добавление, реплику, удачные примеры (дополнительный ответ).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение контрольной работы является одной из важнейших форм самостоятельной подготовки курсанта или слушателя.

Выбор темы контрольной работы осуществляется по порядковому номеру слушателя в группе.

Перед началом выполнения контрольной работы обучающийся в обязательном порядке должен изучить основную и дополнительную литературу, тематику вопросов к самостоятельной подготовке, аудиовизуальные материалы. В процессе написания работы приобретается опыт анализа учебно-методических и научных источников, развиваются навыки подбора необходимого фактического материала.

Основными элементами контрольной работы являются:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть (главы и параграфы).

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Во введении контрольной работы необходимо обосновать актуальность рассматриваемой проблемы, сформулировать ее цели и задачи.

В основной части автор должен раскрыть содержание тематических вопросов. При этом важно проанализировать фактический материал, сделать соответствующие обобщения, рассмотреть различные точки зрения по изучаемой проблеме, имеющиеся в учебной и научной литературе, высказать авторскую точку зрения, сформулировать выводы.

В заключительной части должны быть представлены общие выводы по проделанной работе.

Оригинальность текста контрольной работы по системе «Антиплагиат» должна быть не менее 50%.