Файл: Технологии патриотического воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
ТЕХНОЛОГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
(на прим ере М БО У С О Ш № 12 г. К ы зы ла)
Работа допущена к защите:
и.о. зав. кафедрой М арюхина В.В.,
Выпускная квалификационная работа
студентки 4 курса направления подготовки
44.03.02
«Психолого-педагогическое образование»
ОФО
Монгуш
Айраа
Тарасовны
«
»
2016 г.
(подпись)
Научный руководитель: Иргит Елена
Ломбуевна, доцент, кандидат педагогических наук.
(подпись)
Работа защ ищ ена_
С оценкой
2016 г.
(подписи)
К Ы ЗЫ Л -2 0 1 6

Введение
Актуальность исследования обусловлена в том что, в современном обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей: отношение к событиям нашей истории, отдельным личностям, недоверие к высшим органам власти, падение престижа военной и государственной службы, безразличие к окружающей природе, благоустройстве города, неуважительное отношение к родной культуре, родному языку и т. д. Формирование положительного отношения к родному краю является достаточно острой проблемой с точки зрения нравственно­
патриотического воспитания школьников.
Объектом исследования является патриотическое воспитание.
Предмет исследования — технология патриотического воспитания школьников.
Цель
исследования
— изучение использования технологий патриотического воспитания учащихся в школе.
Задачи исследования:
1.
Анализ научной и учебно-методической по теме исследования.
2.
Рассмотреть ведущие понятия, связанные с патриотическим воспитанием школьников и технологии по патриотическому воспитанию.
3. Провести диагностические методики школьников и описать результаты исследования.
4. Изучить опыт патриотического воспитания школьников МБОУ СОШ
№ 12 г. Кызыла.
5. Разработать программу патриотического воспитания для учащихся средних классов с использованием в современных технологий.
Гипотеза исследования:
выдвинуто предположение о том, что эффективность патриотического воспитания зависит от результатов организации и проведения технологий воспитательной работы в школе.
Теоретико-методологические
основы
исследования:
концепции воспитания Я.А.
Коменского, Ж.Ж.
Руссо, Р.
Михельса (возрастные
3

особенности патриотического воспитания), К.Д. Ушинского, Г.Н. Волкова
(идея народности воспитания), А.С. Макаренко (воспитание в коллективе), В.А.
Сухомлинского (роль родителей и учителя в воспитании молодёжи в духе любви к Отечеству);
Методы исследования: теоретический (анализ и синтез), эмпирический
(анкетирование, изучение опыта работы), математический (коэффициент ранговой корреляции Пирсона).
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Кызыла им. Воинов - интернационалистов.
Практическая
значимость:
полученные результаты могут быть применены в работе классного руководителя, социального педагога, педагога - психолога, педагогов дополнительного образования.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТ АНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и сущность патриотического воспитания школьников
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [17, с. 154]
Патриотизм (греч. ллхргюхп? - соотечественник, латрц - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [4].
В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей
Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа [2].
5


Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.
Соответствующая статья в
Энциклопедическом словаре
Брокгауза и Ефрона содержит слова о патриотизме, как нравственной добродетели. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, Протоиерей РПЦ Димитрий Смирнов газете
«Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой».
Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите[2].
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях,
6
чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству [6].
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение
Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [2].
Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего
7

развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан [3].
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера.
Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально­
экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.
8

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Составной частью патриотического воспитания является военно­
патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.
Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.
В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
9


На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:
- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской
Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской
Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики
10
субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
1.2. Современные технологии патриотического воспитания в школе
Отчизна, Родина, гордость за страну и патриотизм - слова, которые знакомы с детства и казалось, что они давно канули в прошлое. Современные школьники имеют о своей Родине лишь общее представление.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Поэтому хотелось рассмотреть средства и методы для решения задачи патриотического воспитания [4].
К эффективным средствам патриотического воспитания относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театрализованные, групповые семинары, уроки-характеристики и др. Ведущий принцип современного образования
— принцип интеграции, предполагающий объединение нескольких предметов вокруг общих для них проблем.
К эффективным средствам патриотического воспитания мы относим также дидактические методы и приемы. Среди них интересны метод художественного исполнительства (изображение эпохи в виде эмблемы- символа), исследовательский метод (интервьюирование, социальные опросы и т. п.)
В методе художественного исполнительства для учителя на первый план выступает информация об уровне эмоционального отношения учащихся к историческому периоду или личности. Учащиеся изображают определенные
11