Файл: Технологии патриотического воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТ АНИЯ
УЧАЩИХСЯ
2.1. Организация и проведение исследовательской работы
Цель
исследования:
изучение опыта работы патриотического воспитания школьников с использованием технологий патриотического воспитания.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Кызыла им. Воинов - интернационалистов.
Выборка: учащиеся школы 4-7 классов в количестве 60 человек, из них
34 девочек и 26 мальчиков, 4-классники в возрасте 9-11 лет, 7-классники 13-15 лет.
Методики исследования: Тесты «Патриотизм. Как я его понимаю» и
«Ты гражданином быть обязан», изучение опыта работы школы.
Тест «Патриотизм. Как я его понимаю».
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников
Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Пат­
риотизм и как я его понимаю».
Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
- любовь к Родине;
- осознание трудностей, недостатков в обществе;
- готовность к самоотдаче;
- патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;
- чувство национальной гордости;
- отсутствие национализма и космополитизма;
- интернациональный характер русского патриотизма.
Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1,2,3 или 4 балла в соответствии со шкалой.
20

1 балл - низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла - средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное от­
ношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
3 балла - правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответ­
ствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.
4 балла - высокий уровень, полное понимание сущности ведущих при­
знаков тех или иных сторон патриотизма.
Тест «Ты гражданином быть обязан».
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Ход эксперимента: ученикам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернационализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм. Необходимо записать все эти слова в три колонки:
- самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;
- слова, которые присущи тебе;
- слова, не значимые для тебя.
Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й - в 4 балла, из 3-й - 3 балла.
Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в
21

целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, харак­
терных и нехарактерных для гражданской зрелости.
Таблица 1
Результаты теста «Патриотизм. Как я его понимаю» 4 класс
Критерии оценки
Низкий уровень
Средний уровень
Правильное понимание сути
Высокий уровень
Баллы
1 балл
2 балл
3 балл
4 балл
Количество учащихся
0 6
15 9
В %
0 20%
50%
30%
Сочинения оценивались по следующим показателям: любовь к Родине; осознание трудностей, недостатков в обществе; готовность к самоотдаче; патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов; чувство национальной гордости; отсутствие национализма и космополитизма; интернациональный характер русского патриотизма.
Рис.1. Результаты теста 4 класса по тесту «Патриотизм. Как я понимаю».
Никто из учащихся не набрал 1 балл, т.е. это низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают
2 балла набрали 6 учеников. Это означает средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
22

3 балла, правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответ­
ствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое набрали 15 учеников 4 класса.
4 балла, высокий уровень набрали 9 учеников. Они понимают и знают о сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
Таблица 2
Результаты теста «Патриотизм. Как я его понимаю» 7 класса
Критерии оценки
Низкий уровень
Средний уровень
Правильное понимание сути
Высокий уровень
Баллы
1 балл
2 балл
3 балл
4 балл
Количество учащихся
0 2
12 16
В %
0 6,7%
40%
53,3%
Рис.2. Результаты теста 7 класса по тесту «Патриотизм. Как я понимаю».
Непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают никто не выбрал. Все ученики знают о долге и чести перед Родиной, об обязанностях и защите своей природы, своей страны.
Средний уровень, т.е. неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное от­
ношение к тем обязанностям, которые из них вытекают выбрали 2 (7%) ученика
7 класса.
12 (40%) учащихся правильно понимают суть патриотизма, отношения к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое набрали.
23


4 балла, высокий уровень набрали 16 (53%) учеников. Они понимают и знают о сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
Из теста «Патриотизм. Как я его понимаю» учащиеся 4 и 7 классов показали хорошие результаты. Сочинения были написаны очень хорошо, получились очень объемными. Все ученики знают и стараются охранять, беречь свою Родину, знают о долге и чести перед страной и стараются выполнять и охранять природу нашей страны.
Высокий уровень набрали 25 (41,7 %) учащихся младшего и среднего классов. Ученики знают и понимают о сущности ведущих признаков те или иных сторон патриотизма. Это значит, что они знают о высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Они понимают роль человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
27 (45%) ученика 4 и 7 классов не полностью знают и понимают о патриотических чувствах, они не могут полностью написать о том, что такое
«патриотизм». Они понимают под «патриотизмом» - долг и честь перед
Родиной, защита традиций и обычаев.
7 учеников написали сочинения на 2 балла, неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые они выбрали.
Результаты теста «Ты гражданином быть обязан».
Таблица 3
Результаты теста 4 класса

ФИО /
Самые значимые
Присущи тебе
Не
24
обозначение испытуемых значимые слова
1 1
1, 2, 5, 10, 13,
16,17,20,26 1,2,6,7,11,13,16,1 8
21,14,23 2
2 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,23,25 1,2,3,6,8,9 21 3
3 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 21 4
4 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,24,25,26 1,2,3,5.6,8.7,16,2 6.24 23,21 5
5 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,25 1,3,4,7,10,12 23 6
6 1,13,16,17,18,19,2 0,22,25 1,2,13,15,16,17,1 9
23,21 7
7 1,2,3,4,5,7,8,9.10,1 1,12,16,17,19,21,2 2,26
I,2,3,4,5,7,8,9.10,
II,12,16,17,19,21
,22,26 14 8
8 1,2,3,4,5,6,8,9,15,1 6,13,19,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
16,13,19,22,25 14,21 9
9 1
,3,4,5,7,10,12,13,2 2,25 1,3,5,6,12,15,22,2 0
21 10 10 1,2,3,4,5,6,8,16,13,
19,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
16,13,19,22,25 23,21 11 11 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 14 12 12 1,4,6,8,22,13,15,26
,24 1,2,4,6 14 13 13 1,2,4,6,7,11,12,15,
17,21 1,2,5,7,8,19,22 14,23 14 14 1,2,4,3,6,7,2,8,17,1 8,22,26 1,2,3,15 23 15 15 1,2.4,7,8,12,13.15,
27,22 1,2.4,7,8,12,13.15 23 16 16 1,2.4,7,8,12,13.15,
22,24 1,2,4,5,8,13,16 23 17 17 1,2,5,7,8,12,15,16,
17,18,19,21,24 1,2,5,7,8,12,15,16
,17,18,19,21,24 24,23 18 18 1,2,6,8,10,11,15,17
,19,26 1,2,6,8,10,11,15,1 7,19,26 14,23 19 19 1,2,4,5,7,8,12,11,1 4,18,21,28 1,2,4,5,7,8,12,11,
14,18,21,28 14,23 20 20 1,2,3,4,5.6,7,8,9,10
,11,12,13,14,17,18,
1,2,5,11,13,18,19,
21,20,28 14
25


19,21,22,25,26,27,
28 21 21 1,4,17,27 1,4,17,27 14 22 22 1,5,6,9,10,11,16,21
,22 1,5,6,9,10,11,16,2 1,22 23 23 23 1,2,6,8,10,11,15,17
,19,26 1,2,8,10,11,15,17,
19,26 24 24 24 1,3,5,6,2,12,15,21,
20 1,3,5,6,2,12,15,21
,20 23 25 25 1,3,5,6,2,12,15,21,
20 1,3,5,6,2,12,15,21
,20 22 26 26 1,2,4,5,7,8,12,11,1 4,18,21,28 1,2,4,5,7,8,12,11,
14,18,21,28 23 27 27 1,11,15,17,19,26,2 7
1,11,15,17,19,26,
27 14 28 28 1,2,3,4,6,8,10,11,1 5,17,19,26,27 1,2,3,4,6,8,10,11,
15,17,19,26,27 14,23 29 29 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
,11,12,15,17,18,20,
21 1,2,3,4,5,6,7,8,9,1 0,11,12,15,17,18,
20,21 24,23 30 30 1,2,3,5,7,9,10,11,1 3,15,25,27 1,2,3,5,7,9,10,11,
13,15,25,27 23,24
Все 30 учащиеся 4 класса выбрали такие качества как патриотизм, трудолюбие, большинство ребят выбрали требовательность, самообладание, справедливость, честь, мужество, решительность. Не значимыми пунктами у ребят являются мужество для девочек, политическая грамотность и сострадательность.
Таблица 4
Результаты теста 7 класса

ФИО / обозначение испытуемых
Самые значимые
Присущи тебе
Не значимые слова
1 1
1, 2, 5, 10, 13,
16,17,20, ,23,2526 1,2,6,7,13,16,18 24,23 2
2 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,2,3,6,8,9 21 3
3 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 21 4
4 1,3,4,5,7,10,12,13,
1,2,3,5.6,8.7,16,2 23,21
26

22,24,25,26 6.24 5
5 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,25 1,3,4,7,10,12 23 6
6 1,13,16,17,18,19,2 0,22,25 1,2,13,15,16,17,1 9
23 7
7 1,2,3,4,5,7,8,9.10,1 1,12,16 1, 3,419,21,22,26 14 8
8 1,2,3,4,8,9,15,16,1 3,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
16,13,19,22,25 14,21 9
9 1 ,3,4,5
,12,13,22,25 1,2,4,6,14,17 21 10 10 1,2,3,4,5,6,8,16,13,
19,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
19,22,25 23,21 11 11 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 14 12 12 1,4,6,8,22,13,15,26
,24 1,2,4,6
-
13 13 1,2,4,6,7,11,12,15,
17,21 1,2,5,7,8,19,22 14 14 14 1,2
,6,7,2,8,17,18,22,2 6
1,2,3,15 15 15 1,2.4,7,8,12,13.15,
27,22 1,2.4,8,12,13.15 23 16 16 1,2.4,7,
13.15,22,24 1,2,8,13,16 23 17 17 1,2,5,7,8,12,15,16,
17,21,24 1,2,5,7,8,12,15,16
,17,18,24
-
18 18 1,2,4,6,7,12,11,10,
20,21 1,2,4,6,7,12,11,10
,20,21 14,23 19 19 1,3,5,6,2,12,15,21,
20 1,3,5,6,2,12,15,21
,20 23 20 20 1,2,3,5,7,9,10,11,1 3,15,25,27 1,2,3,5,7,9,10,11,
13,15,25,27
-
21 21 1,5,6,7,9,11,13,15,
18,22 1,5,6,7,9,11,13,15
,18,22 14 22 22 1,2,4,5,7,8,12,11,1 4,18,21,28 1,2,4,5,7,8,12,11,
14,18,21,28
-
23 23 2,1,8,12,11,15,22,2 0,26,28 2,1,8,12,11,15,22,
20,26,28 24 24 24 1,2.4,7,8,12,13.15,
27,22,28 1,2.4,7,8,12,13.15
,27,22 23 25 25
Все кроме 22 1,2,4,6,11,10,20,2 1
22
27

26 26 1,2,9,10,11,16,19,2 0,24,28 1,2,9,10,11,16,19,
20,24,28
-
27 27 1,2,4,6,7,12,11,10,
20,21,23,26,27 1,2,4,6,7,12,11,10
,20,21 14 28 28 1,2,9,10,11,15,17,1 6,19,20,24,28 1,2,9,10,11,15,16,
19,20,24,28 14 29 29 1,2,3,4,5,9,10,11,1 6,19,20,24,28 1,2,3,4,5,9,10,11,
16,19,20,24,28 23 30 30 1,2,3,4,5,9,10,11,1 6,19,20,24,25,26,2 7,28 1,2,3,4,5,9,10,11,
16,19,20,24,25,26
,27,28 23
Основными самыми значимыми и присущими качествами по мнению подростков являются патриотизм, трудолюбие, самообладание, справедливость, честь, мужество, гражданственность, решительность, отзывчивость, терпеливость, упорство и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что присущими и значимыми качествами для младших школьников и подростков являются: патриотизм, честь, справедливость, трудолюбие, решительность и многое другое.
Решение любой статистической задачи начинается с постановки гипотез.
Выделяют статистические гипотезы: Но - нулевая гипотеза и Н1 - альтернативная гипотеза. В данном случае нулевая и альтернативная гипотезы будут выглядеть следующим образом:
Но: учащиеся 4 и 7 классов любят свою Родину одинаково,
патриотические чувства развиты у них одинаково.
Н1: учащиеся 7 класса более патриотичны, чем учащиеся 4 класса. Чтобы принять гипотезы Но или Н1, следуем из правил, если ЭМП > К Р = > Н 1, если
ЭМП КР = > Но гипотезу.
Таблица 5
Статистические показатели патриотического воспитания подростков и младших школьников
Признаки
Мх
В
5
Кху
Среднеари
Дисперси
Среднеквадра
Корреляци ф- я
- я
метическо тичное
28

е
отклонение
Подростки
3,5 197,2 14,04
Кху= 0,98
Младшие школьники
3,1 11,92 3,42 0,11<0,19
Коэффициенты корреляции характеризуются силой и значимостью.
Классификация коэффициентов корреляции по силе (Таблица 6 и 7):
Таблица 6
Классификация коэффициентов корреляции по силе
Сильная г > 0,70
Средняя
0,50 < г < 0,69
Умеренная
0,30 < г < 0,49
Слабая
0,20 < г < 0,29
Очень слабая г < 0,19
В коэффициент корреляции г=0,98, значит связь сильная, потому что
0,980,70.
Таблица 11
Классификация коэффициентов корреляции по значимости
Высокозначимая корреляция г соответствует уровню высокой статистической значимости р<0,01
Статистически значимая корреляция г соответствует уровню статистической значимости р<0,05
Незначимая корреляция г не достигает уровня статистической значимости р > 0,1
Таким образом, выявили сильную связь корреляции и соответствует уровня статистической значимости при р=0,01. Поэтому отклоняем Но и принимаем гипотезу Н1 о том, что учащиеся подросткового возраста патриотичнее младших школьников. Выдвинутое предположение о том, что подростки более подвержены патриотическим чувствам, чем учащиеся младших школ подтверждена.
29

2.2. Изучение опыта работы патриотического воспитания учащихся в
школе
Анализ плана воспитательной работы школы № 12 им. Воинов-
интернационалистов.
Тема:
«Воспитание активной гражданственности и истинного патриотизма на основе системно-деятельностного подхода».
Целью является создание условий для становления разносторонне развитой личности с активной жизненной позицией, испытывающей потребность в творчестве и в самореализации, стремящейся к самоанализу и рефлексии, способной к свободному и ответственному социальному действию, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
Задачи:
1. социализация личности школьника через включение воспитанников в содержательную деятельность и осуществление педагогического сопровождения, накопление социального опыта, формирование культурного и жизненного самоопределения учащегося;
2. воспитание у каждого учащегося гражданских, правовых и нравственных качеств личности;
3. формирование гражданского самосознания, патриотизма, толерантности, способности к ответственному самоопределению и саморегуляции;
4. расширение сети дополнительного образования за счет включения объединений учебно-развивающего направления, максимального воспитательного воздействия, положительной отдачи от каждого внеклассного мероприятия.
5. развитие способности к ответственному выбору жизненной стратегии и, в частности, профессии, формирование опыта демократического поведения, ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности;
30