ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТ АНИЯ
УЧАЩИХСЯ
2.1. Организация и проведение исследовательской работы
Цель
исследования:
изучение опыта работы патриотического воспитания школьников с использованием технологий патриотического воспитания.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Кызыла им. Воинов - интернационалистов.
Выборка: учащиеся школы 4-7 классов в количестве 60 человек, из них
34 девочек и 26 мальчиков, 4-классники в возрасте 9-11 лет, 7-классники 13-15 лет.
Методики исследования: Тесты «Патриотизм. Как я его понимаю» и
«Ты гражданином быть обязан», изучение опыта работы школы.
Тест «Патриотизм. Как я его понимаю».
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников
Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Пат
риотизм и как я его понимаю».
Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
- любовь к Родине;
- осознание трудностей, недостатков в обществе;
- готовность к самоотдаче;
- патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;
- чувство национальной гордости;
- отсутствие национализма и космополитизма;
- интернациональный характер русского патриотизма.
Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1,2,3 или 4 балла в соответствии со шкалой.
20
1 балл - низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла - средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное от
ношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
3 балла - правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответ
ствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.
4 балла - высокий уровень, полное понимание сущности ведущих при
знаков тех или иных сторон патриотизма.
Тест «Ты гражданином быть обязан».
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Ход эксперимента: ученикам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернационализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм. Необходимо записать все эти слова в три колонки:
- самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;
- слова, которые присущи тебе;
- слова, не значимые для тебя.
Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й - в 4 балла, из 3-й - 3 балла.
Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в
21
3 балла, правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответ
ствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое набрали 15 учеников 4 класса.
4 балла, высокий уровень набрали 9 учеников. Они понимают и знают о сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
Таблица 2
Результаты теста «Патриотизм. Как я его понимаю» 7 класса
Критерии оценки
Низкий уровень
Средний уровень
Правильное понимание сути
Высокий уровень
Баллы
1 балл
2 балл
3 балл
4 балл
Количество учащихся
0 2
12 16
В %
0 6,7%
40%
53,3%
Рис.2. Результаты теста 7 класса по тесту «Патриотизм. Как я понимаю».
Непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают никто не выбрал. Все ученики знают о долге и чести перед Родиной, об обязанностях и защите своей природы, своей страны.
Средний уровень, т.е. неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное от
ношение к тем обязанностям, которые из них вытекают выбрали 2 (7%) ученика
7 класса.
12 (40%) учащихся правильно понимают суть патриотизма, отношения к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое набрали.
23
4 балла, высокий уровень набрали 16 (53%) учеников. Они понимают и знают о сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
Из теста «Патриотизм. Как я его понимаю» учащиеся 4 и 7 классов показали хорошие результаты. Сочинения были написаны очень хорошо, получились очень объемными. Все ученики знают и стараются охранять, беречь свою Родину, знают о долге и чести перед страной и стараются выполнять и охранять природу нашей страны.
Высокий уровень набрали 25 (41,7 %) учащихся младшего и среднего классов. Ученики знают и понимают о сущности ведущих признаков те или иных сторон патриотизма. Это значит, что они знают о высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Они понимают роль человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
27 (45%) ученика 4 и 7 классов не полностью знают и понимают о патриотических чувствах, они не могут полностью написать о том, что такое
«патриотизм». Они понимают под «патриотизмом» - долг и честь перед
Родиной, защита традиций и обычаев.
7 учеников написали сочинения на 2 балла, неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые они выбрали.
Результаты теста «Ты гражданином быть обязан».
Таблица 3
Результаты теста 4 класса
№
ФИО /
Самые значимые
Присущи тебе
Не
24
19,21,22,25,26,27,
28 21 21 1,4,17,27 1,4,17,27 14 22 22 1,5,6,9,10,11,16,21
,22 1,5,6,9,10,11,16,2 1,22 23 23 23 1,2,6,8,10,11,15,17
,19,26 1,2,8,10,11,15,17,
19,26 24 24 24 1,3,5,6,2,12,15,21,
20 1,3,5,6,2,12,15,21
,20 23 25 25 1,3,5,6,2,12,15,21,
20 1,3,5,6,2,12,15,21
,20 22 26 26 1,2,4,5,7,8,12,11,1 4,18,21,28 1,2,4,5,7,8,12,11,
14,18,21,28 23 27 27 1,11,15,17,19,26,2 7
1,11,15,17,19,26,
27 14 28 28 1,2,3,4,6,8,10,11,1 5,17,19,26,27 1,2,3,4,6,8,10,11,
15,17,19,26,27 14,23 29 29 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
,11,12,15,17,18,20,
21 1,2,3,4,5,6,7,8,9,1 0,11,12,15,17,18,
20,21 24,23 30 30 1,2,3,5,7,9,10,11,1 3,15,25,27 1,2,3,5,7,9,10,11,
13,15,25,27 23,24
Все 30 учащиеся 4 класса выбрали такие качества как патриотизм, трудолюбие, большинство ребят выбрали требовательность, самообладание, справедливость, честь, мужество, решительность. Не значимыми пунктами у ребят являются мужество для девочек, политическая грамотность и сострадательность.
Таблица 4
Результаты теста 7 класса
№
ФИО / обозначение испытуемых
Самые значимые
Присущи тебе
Не значимые слова
1 1
1, 2, 5, 10, 13,
16,17,20, ,23,2526 1,2,6,7,13,16,18 24,23 2
2 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,2,3,6,8,9 21 3
3 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 21 4
4 1,3,4,5,7,10,12,13,
1,2,3,5.6,8.7,16,2 23,21
26
22,24,25,26 6.24 5
5 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,25 1,3,4,7,10,12 23 6
6 1,13,16,17,18,19,2 0,22,25 1,2,13,15,16,17,1 9
23 7
7 1,2,3,4,5,7,8,9.10,1 1,12,16 1, 3,419,21,22,26 14 8
8 1,2,3,4,8,9,15,16,1 3,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
16,13,19,22,25 14,21 9
9 1 ,3,4,5
,12,13,22,25 1,2,4,6,14,17 21 10 10 1,2,3,4,5,6,8,16,13,
19,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
19,22,25 23,21 11 11 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 14 12 12 1,4,6,8,22,13,15,26
,24 1,2,4,6
-
13 13 1,2,4,6,7,11,12,15,
17,21 1,2,5,7,8,19,22 14 14 14 1,2
,6,7,2,8,17,18,22,2 6
1,2,3,15 15 15 1,2.4,7,8,12,13.15,
27,22 1,2.4,8,12,13.15 23 16 16 1,2.4,7,
13.15,22,24 1,2,8,13,16 23 17 17 1,2,5,7,8,12,15,16,
17,21,24 1,2,5,7,8,12,15,16
,17,18,24
-
18 18 1,2,4,6,7,12,11,10,
20,21 1,2,4,6,7,12,11,10
,20,21 14,23 19 19 1,3,5,6,2,12,15,21,
20 1,3,5,6,2,12,15,21
,20 23 20 20 1,2,3,5,7,9,10,11,1 3,15,25,27 1,2,3,5,7,9,10,11,
13,15,25,27
-
21 21 1,5,6,7,9,11,13,15,
18,22 1,5,6,7,9,11,13,15
,18,22 14 22 22 1,2,4,5,7,8,12,11,1 4,18,21,28 1,2,4,5,7,8,12,11,
14,18,21,28
-
23 23 2,1,8,12,11,15,22,2 0,26,28 2,1,8,12,11,15,22,
20,26,28 24 24 24 1,2.4,7,8,12,13.15,
27,22,28 1,2.4,7,8,12,13.15
,27,22 23 25 25
Все кроме 22 1,2,4,6,11,10,20,2 1
22
27
26 26 1,2,9,10,11,16,19,2 0,24,28 1,2,9,10,11,16,19,
20,24,28
-
27 27 1,2,4,6,7,12,11,10,
20,21,23,26,27 1,2,4,6,7,12,11,10
,20,21 14 28 28 1,2,9,10,11,15,17,1 6,19,20,24,28 1,2,9,10,11,15,16,
19,20,24,28 14 29 29 1,2,3,4,5,9,10,11,1 6,19,20,24,28 1,2,3,4,5,9,10,11,
16,19,20,24,28 23 30 30 1,2,3,4,5,9,10,11,1 6,19,20,24,25,26,2 7,28 1,2,3,4,5,9,10,11,
16,19,20,24,25,26
,27,28 23
Основными самыми значимыми и присущими качествами по мнению подростков являются патриотизм, трудолюбие, самообладание, справедливость, честь, мужество, гражданственность, решительность, отзывчивость, терпеливость, упорство и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что присущими и значимыми качествами для младших школьников и подростков являются: патриотизм, честь, справедливость, трудолюбие, решительность и многое другое.
Решение любой статистической задачи начинается с постановки гипотез.
Выделяют статистические гипотезы: Но - нулевая гипотеза и Н1 - альтернативная гипотеза. В данном случае нулевая и альтернативная гипотезы будут выглядеть следующим образом:
Но: учащиеся 4 и 7 классов любят свою Родину одинаково,
патриотические чувства развиты у них одинаково.
Н1: учащиеся 7 класса более патриотичны, чем учащиеся 4 класса. Чтобы принять гипотезы Но или Н1, следуем из правил, если ЭМП > К Р = > Н 1, если
ЭМП КР = > Но гипотезу.
Таблица 5
Статистические показатели патриотического воспитания подростков и младших школьников
Признаки
Мх
В
5
Кху
Среднеари
Дисперси
Среднеквадра
Корреляци ф- я
- я
метическо тичное
28
2.2. Изучение опыта работы патриотического воспитания учащихся в
школе
Анализ плана воспитательной работы школы № 12 им. Воинов-
интернационалистов.
Тема:
«Воспитание активной гражданственности и истинного патриотизма на основе системно-деятельностного подхода».
Целью является создание условий для становления разносторонне развитой личности с активной жизненной позицией, испытывающей потребность в творчестве и в самореализации, стремящейся к самоанализу и рефлексии, способной к свободному и ответственному социальному действию, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
Задачи:
1. социализация личности школьника через включение воспитанников в содержательную деятельность и осуществление педагогического сопровождения, накопление социального опыта, формирование культурного и жизненного самоопределения учащегося;
2. воспитание у каждого учащегося гражданских, правовых и нравственных качеств личности;
3. формирование гражданского самосознания, патриотизма, толерантности, способности к ответственному самоопределению и саморегуляции;
4. расширение сети дополнительного образования за счет включения объединений учебно-развивающего направления, максимального воспитательного воздействия, положительной отдачи от каждого внеклассного мероприятия.
5. развитие способности к ответственному выбору жизненной стратегии и, в частности, профессии, формирование опыта демократического поведения, ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности;
30
УЧАЩИХСЯ
2.1. Организация и проведение исследовательской работы
Цель
исследования:
изучение опыта работы патриотического воспитания школьников с использованием технологий патриотического воспитания.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Кызыла им. Воинов - интернационалистов.
Выборка: учащиеся школы 4-7 классов в количестве 60 человек, из них
34 девочек и 26 мальчиков, 4-классники в возрасте 9-11 лет, 7-классники 13-15 лет.
Методики исследования: Тесты «Патриотизм. Как я его понимаю» и
«Ты гражданином быть обязан», изучение опыта работы школы.
Тест «Патриотизм. Как я его понимаю».
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников
Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Пат
риотизм и как я его понимаю».
Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
- любовь к Родине;
- осознание трудностей, недостатков в обществе;
- готовность к самоотдаче;
- патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;
- чувство национальной гордости;
- отсутствие национализма и космополитизма;
- интернациональный характер русского патриотизма.
Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1,2,3 или 4 балла в соответствии со шкалой.
20
1 балл - низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла - средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное от
ношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
3 балла - правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответ
ствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.
4 балла - высокий уровень, полное понимание сущности ведущих при
знаков тех или иных сторон патриотизма.
Тест «Ты гражданином быть обязан».
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Ход эксперимента: ученикам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернационализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм. Необходимо записать все эти слова в три колонки:
- самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;
- слова, которые присущи тебе;
- слова, не значимые для тебя.
Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й - в 4 балла, из 3-й - 3 балла.
Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в
21
целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, харак
терных и нехарактерных для гражданской зрелости.
Таблица 1
Результаты теста «Патриотизм. Как я его понимаю» 4 класс
Критерии оценки
Низкий уровень
Средний уровень
Правильное понимание сути
Высокий уровень
Баллы
1 балл
2 балл
3 балл
4 балл
Количество учащихся
0 6
15 9
В %
0 20%
50%
30%
Сочинения оценивались по следующим показателям: любовь к Родине; осознание трудностей, недостатков в обществе; готовность к самоотдаче; патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов; чувство национальной гордости; отсутствие национализма и космополитизма; интернациональный характер русского патриотизма.
Рис.1. Результаты теста 4 класса по тесту «Патриотизм. Как я понимаю».
Никто из учащихся не набрал 1 балл, т.е. это низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают
2 балла набрали 6 учеников. Это означает средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
22
терных и нехарактерных для гражданской зрелости.
Таблица 1
Результаты теста «Патриотизм. Как я его понимаю» 4 класс
Критерии оценки
Низкий уровень
Средний уровень
Правильное понимание сути
Высокий уровень
Баллы
1 балл
2 балл
3 балл
4 балл
Количество учащихся
0 6
15 9
В %
0 20%
50%
30%
Сочинения оценивались по следующим показателям: любовь к Родине; осознание трудностей, недостатков в обществе; готовность к самоотдаче; патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов; чувство национальной гордости; отсутствие национализма и космополитизма; интернациональный характер русского патриотизма.
Рис.1. Результаты теста 4 класса по тесту «Патриотизм. Как я понимаю».
Никто из учащихся не набрал 1 балл, т.е. это низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают
2 балла набрали 6 учеников. Это означает средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
22
3 балла, правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответ
ствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое набрали 15 учеников 4 класса.
4 балла, высокий уровень набрали 9 учеников. Они понимают и знают о сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
Таблица 2
Результаты теста «Патриотизм. Как я его понимаю» 7 класса
Критерии оценки
Низкий уровень
Средний уровень
Правильное понимание сути
Высокий уровень
Баллы
1 балл
2 балл
3 балл
4 балл
Количество учащихся
0 2
12 16
В %
0 6,7%
40%
53,3%
Рис.2. Результаты теста 7 класса по тесту «Патриотизм. Как я понимаю».
Непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают никто не выбрал. Все ученики знают о долге и чести перед Родиной, об обязанностях и защите своей природы, своей страны.
Средний уровень, т.е. неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное от
ношение к тем обязанностям, которые из них вытекают выбрали 2 (7%) ученика
7 класса.
12 (40%) учащихся правильно понимают суть патриотизма, отношения к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое набрали.
23
4 балла, высокий уровень набрали 16 (53%) учеников. Они понимают и знают о сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
Из теста «Патриотизм. Как я его понимаю» учащиеся 4 и 7 классов показали хорошие результаты. Сочинения были написаны очень хорошо, получились очень объемными. Все ученики знают и стараются охранять, беречь свою Родину, знают о долге и чести перед страной и стараются выполнять и охранять природу нашей страны.
Высокий уровень набрали 25 (41,7 %) учащихся младшего и среднего классов. Ученики знают и понимают о сущности ведущих признаков те или иных сторон патриотизма. Это значит, что они знают о высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Они понимают роль человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
27 (45%) ученика 4 и 7 классов не полностью знают и понимают о патриотических чувствах, они не могут полностью написать о том, что такое
«патриотизм». Они понимают под «патриотизмом» - долг и честь перед
Родиной, защита традиций и обычаев.
7 учеников написали сочинения на 2 балла, неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые они выбрали.
Результаты теста «Ты гражданином быть обязан».
Таблица 3
Результаты теста 4 класса
№
ФИО /
Самые значимые
Присущи тебе
Не
24
обозначение испытуемых значимые слова
1 1
1, 2, 5, 10, 13,
16,17,20,26 1,2,6,7,11,13,16,1 8
21,14,23 2
2 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,23,25 1,2,3,6,8,9 21 3
3 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 21 4
4 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,24,25,26 1,2,3,5.6,8.7,16,2 6.24 23,21 5
5 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,25 1,3,4,7,10,12 23 6
6 1,13,16,17,18,19,2 0,22,25 1,2,13,15,16,17,1 9
23,21 7
7 1,2,3,4,5,7,8,9.10,1 1,12,16,17,19,21,2 2,26
I,2,3,4,5,7,8,9.10,
II,12,16,17,19,21
,22,26 14 8
8 1,2,3,4,5,6,8,9,15,1 6,13,19,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
16,13,19,22,25 14,21 9
9 1
,3,4,5,7,10,12,13,2 2,25 1,3,5,6,12,15,22,2 0
21 10 10 1,2,3,4,5,6,8,16,13,
19,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
16,13,19,22,25 23,21 11 11 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 14 12 12 1,4,6,8,22,13,15,26
,24 1,2,4,6 14 13 13 1,2,4,6,7,11,12,15,
17,21 1,2,5,7,8,19,22 14,23 14 14 1,2,4,3,6,7,2,8,17,1 8,22,26 1,2,3,15 23 15 15 1,2.4,7,8,12,13.15,
27,22 1,2.4,7,8,12,13.15 23 16 16 1,2.4,7,8,12,13.15,
22,24 1,2,4,5,8,13,16 23 17 17 1,2,5,7,8,12,15,16,
17,18,19,21,24 1,2,5,7,8,12,15,16
,17,18,19,21,24 24,23 18 18 1,2,6,8,10,11,15,17
,19,26 1,2,6,8,10,11,15,1 7,19,26 14,23 19 19 1,2,4,5,7,8,12,11,1 4,18,21,28 1,2,4,5,7,8,12,11,
14,18,21,28 14,23 20 20 1,2,3,4,5.6,7,8,9,10
,11,12,13,14,17,18,
1,2,5,11,13,18,19,
21,20,28 14
25
1 1
1, 2, 5, 10, 13,
16,17,20,26 1,2,6,7,11,13,16,1 8
21,14,23 2
2 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,23,25 1,2,3,6,8,9 21 3
3 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 21 4
4 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,24,25,26 1,2,3,5.6,8.7,16,2 6.24 23,21 5
5 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,25 1,3,4,7,10,12 23 6
6 1,13,16,17,18,19,2 0,22,25 1,2,13,15,16,17,1 9
23,21 7
7 1,2,3,4,5,7,8,9.10,1 1,12,16,17,19,21,2 2,26
I,2,3,4,5,7,8,9.10,
II,12,16,17,19,21
,22,26 14 8
8 1,2,3,4,5,6,8,9,15,1 6,13,19,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
16,13,19,22,25 14,21 9
9 1
,3,4,5,7,10,12,13,2 2,25 1,3,5,6,12,15,22,2 0
21 10 10 1,2,3,4,5,6,8,16,13,
19,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
16,13,19,22,25 23,21 11 11 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 14 12 12 1,4,6,8,22,13,15,26
,24 1,2,4,6 14 13 13 1,2,4,6,7,11,12,15,
17,21 1,2,5,7,8,19,22 14,23 14 14 1,2,4,3,6,7,2,8,17,1 8,22,26 1,2,3,15 23 15 15 1,2.4,7,8,12,13.15,
27,22 1,2.4,7,8,12,13.15 23 16 16 1,2.4,7,8,12,13.15,
22,24 1,2,4,5,8,13,16 23 17 17 1,2,5,7,8,12,15,16,
17,18,19,21,24 1,2,5,7,8,12,15,16
,17,18,19,21,24 24,23 18 18 1,2,6,8,10,11,15,17
,19,26 1,2,6,8,10,11,15,1 7,19,26 14,23 19 19 1,2,4,5,7,8,12,11,1 4,18,21,28 1,2,4,5,7,8,12,11,
14,18,21,28 14,23 20 20 1,2,3,4,5.6,7,8,9,10
,11,12,13,14,17,18,
1,2,5,11,13,18,19,
21,20,28 14
25
19,21,22,25,26,27,
28 21 21 1,4,17,27 1,4,17,27 14 22 22 1,5,6,9,10,11,16,21
,22 1,5,6,9,10,11,16,2 1,22 23 23 23 1,2,6,8,10,11,15,17
,19,26 1,2,8,10,11,15,17,
19,26 24 24 24 1,3,5,6,2,12,15,21,
20 1,3,5,6,2,12,15,21
,20 23 25 25 1,3,5,6,2,12,15,21,
20 1,3,5,6,2,12,15,21
,20 22 26 26 1,2,4,5,7,8,12,11,1 4,18,21,28 1,2,4,5,7,8,12,11,
14,18,21,28 23 27 27 1,11,15,17,19,26,2 7
1,11,15,17,19,26,
27 14 28 28 1,2,3,4,6,8,10,11,1 5,17,19,26,27 1,2,3,4,6,8,10,11,
15,17,19,26,27 14,23 29 29 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
,11,12,15,17,18,20,
21 1,2,3,4,5,6,7,8,9,1 0,11,12,15,17,18,
20,21 24,23 30 30 1,2,3,5,7,9,10,11,1 3,15,25,27 1,2,3,5,7,9,10,11,
13,15,25,27 23,24
Все 30 учащиеся 4 класса выбрали такие качества как патриотизм, трудолюбие, большинство ребят выбрали требовательность, самообладание, справедливость, честь, мужество, решительность. Не значимыми пунктами у ребят являются мужество для девочек, политическая грамотность и сострадательность.
Таблица 4
Результаты теста 7 класса
№
ФИО / обозначение испытуемых
Самые значимые
Присущи тебе
Не значимые слова
1 1
1, 2, 5, 10, 13,
16,17,20, ,23,2526 1,2,6,7,13,16,18 24,23 2
2 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,2,3,6,8,9 21 3
3 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 21 4
4 1,3,4,5,7,10,12,13,
1,2,3,5.6,8.7,16,2 23,21
26
22,24,25,26 6.24 5
5 1,3,4,5,7,10,12,13,
22,25 1,3,4,7,10,12 23 6
6 1,13,16,17,18,19,2 0,22,25 1,2,13,15,16,17,1 9
23 7
7 1,2,3,4,5,7,8,9.10,1 1,12,16 1, 3,419,21,22,26 14 8
8 1,2,3,4,8,9,15,16,1 3,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
16,13,19,22,25 14,21 9
9 1 ,3,4,5
,12,13,22,25 1,2,4,6,14,17 21 10 10 1,2,3,4,5,6,8,16,13,
19,22,25 1,2,3,4,5,6,8,9,15,
19,22,25 23,21 11 11 1,3,4,5,7,10,12,13,
22 1,3,4,5,7,10,12,13
,22 14 12 12 1,4,6,8,22,13,15,26
,24 1,2,4,6
-
13 13 1,2,4,6,7,11,12,15,
17,21 1,2,5,7,8,19,22 14 14 14 1,2
,6,7,2,8,17,18,22,2 6
1,2,3,15 15 15 1,2.4,7,8,12,13.15,
27,22 1,2.4,8,12,13.15 23 16 16 1,2.4,7,
13.15,22,24 1,2,8,13,16 23 17 17 1,2,5,7,8,12,15,16,
17,21,24 1,2,5,7,8,12,15,16
,17,18,24
-
18 18 1,2,4,6,7,12,11,10,
20,21 1,2,4,6,7,12,11,10
,20,21 14,23 19 19 1,3,5,6,2,12,15,21,
20 1,3,5,6,2,12,15,21
,20 23 20 20 1,2,3,5,7,9,10,11,1 3,15,25,27 1,2,3,5,7,9,10,11,
13,15,25,27
-
21 21 1,5,6,7,9,11,13,15,
18,22 1,5,6,7,9,11,13,15
,18,22 14 22 22 1,2,4,5,7,8,12,11,1 4,18,21,28 1,2,4,5,7,8,12,11,
14,18,21,28
-
23 23 2,1,8,12,11,15,22,2 0,26,28 2,1,8,12,11,15,22,
20,26,28 24 24 24 1,2.4,7,8,12,13.15,
27,22,28 1,2.4,7,8,12,13.15
,27,22 23 25 25
Все кроме 22 1,2,4,6,11,10,20,2 1
22
27
26 26 1,2,9,10,11,16,19,2 0,24,28 1,2,9,10,11,16,19,
20,24,28
-
27 27 1,2,4,6,7,12,11,10,
20,21,23,26,27 1,2,4,6,7,12,11,10
,20,21 14 28 28 1,2,9,10,11,15,17,1 6,19,20,24,28 1,2,9,10,11,15,16,
19,20,24,28 14 29 29 1,2,3,4,5,9,10,11,1 6,19,20,24,28 1,2,3,4,5,9,10,11,
16,19,20,24,28 23 30 30 1,2,3,4,5,9,10,11,1 6,19,20,24,25,26,2 7,28 1,2,3,4,5,9,10,11,
16,19,20,24,25,26
,27,28 23
Основными самыми значимыми и присущими качествами по мнению подростков являются патриотизм, трудолюбие, самообладание, справедливость, честь, мужество, гражданственность, решительность, отзывчивость, терпеливость, упорство и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что присущими и значимыми качествами для младших школьников и подростков являются: патриотизм, честь, справедливость, трудолюбие, решительность и многое другое.
Решение любой статистической задачи начинается с постановки гипотез.
Выделяют статистические гипотезы: Но - нулевая гипотеза и Н1 - альтернативная гипотеза. В данном случае нулевая и альтернативная гипотезы будут выглядеть следующим образом:
Но: учащиеся 4 и 7 классов любят свою Родину одинаково,
патриотические чувства развиты у них одинаково.
Н1: учащиеся 7 класса более патриотичны, чем учащиеся 4 класса. Чтобы принять гипотезы Но или Н1, следуем из правил, если ЭМП > К Р = > Н 1, если
ЭМП КР = > Но гипотезу.
Таблица 5
Статистические показатели патриотического воспитания подростков и младших школьников
Признаки
Мх
В
5
Кху
Среднеари
Дисперси
Среднеквадра
Корреляци ф- я
- я
метическо тичное
28
е
отклонение
Подростки
3,5 197,2 14,04
Кху= 0,98
Младшие школьники
3,1 11,92 3,42 0,11<0,19
Коэффициенты корреляции характеризуются силой и значимостью.
Классификация коэффициентов корреляции по силе (Таблица 6 и 7):
Таблица 6
Классификация коэффициентов корреляции по силе
Сильная г > 0,70
Средняя
0,50 < г < 0,69
Умеренная
0,30 < г < 0,49
Слабая
0,20 < г < 0,29
Очень слабая г < 0,19
В коэффициент корреляции г=0,98, значит связь сильная, потому что
0,980,70.
Таблица 11
Классификация коэффициентов корреляции по значимости
Высокозначимая корреляция г соответствует уровню высокой статистической значимости р<0,01
Статистически значимая корреляция г соответствует уровню статистической значимости р<0,05
Незначимая корреляция г не достигает уровня статистической значимости р > 0,1
Таким образом, выявили сильную связь корреляции и соответствует уровня статистической значимости при р=0,01. Поэтому отклоняем Но и принимаем гипотезу Н1 о том, что учащиеся подросткового возраста патриотичнее младших школьников. Выдвинутое предположение о том, что подростки более подвержены патриотическим чувствам, чем учащиеся младших школ подтверждена.
29
отклонение
Подростки
3,5 197,2 14,04
Кху= 0,98
Младшие школьники
3,1 11,92 3,42 0,11<0,19
Коэффициенты корреляции характеризуются силой и значимостью.
Классификация коэффициентов корреляции по силе (Таблица 6 и 7):
Таблица 6
Классификация коэффициентов корреляции по силе
Сильная г > 0,70
Средняя
0,50 < г < 0,69
Умеренная
0,30 < г < 0,49
Слабая
0,20 < г < 0,29
Очень слабая г < 0,19
В коэффициент корреляции г=0,98, значит связь сильная, потому что
0,980,70.
Таблица 11
Классификация коэффициентов корреляции по значимости
Высокозначимая корреляция г соответствует уровню высокой статистической значимости р<0,01
Статистически значимая корреляция г соответствует уровню статистической значимости р<0,05
Незначимая корреляция г не достигает уровня статистической значимости р > 0,1
Таким образом, выявили сильную связь корреляции и соответствует уровня статистической значимости при р=0,01. Поэтому отклоняем Но и принимаем гипотезу Н1 о том, что учащиеся подросткового возраста патриотичнее младших школьников. Выдвинутое предположение о том, что подростки более подвержены патриотическим чувствам, чем учащиеся младших школ подтверждена.
29
2.2. Изучение опыта работы патриотического воспитания учащихся в
школе
Анализ плана воспитательной работы школы № 12 им. Воинов-
интернационалистов.
Тема:
«Воспитание активной гражданственности и истинного патриотизма на основе системно-деятельностного подхода».
Целью является создание условий для становления разносторонне развитой личности с активной жизненной позицией, испытывающей потребность в творчестве и в самореализации, стремящейся к самоанализу и рефлексии, способной к свободному и ответственному социальному действию, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
Задачи:
1. социализация личности школьника через включение воспитанников в содержательную деятельность и осуществление педагогического сопровождения, накопление социального опыта, формирование культурного и жизненного самоопределения учащегося;
2. воспитание у каждого учащегося гражданских, правовых и нравственных качеств личности;
3. формирование гражданского самосознания, патриотизма, толерантности, способности к ответственному самоопределению и саморегуляции;
4. расширение сети дополнительного образования за счет включения объединений учебно-развивающего направления, максимального воспитательного воздействия, положительной отдачи от каждого внеклассного мероприятия.
5. развитие способности к ответственному выбору жизненной стратегии и, в частности, профессии, формирование опыта демократического поведения, ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности;
30