Файл: Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности Ергазынов Куаныш Студент 2 курса бжизос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности
Ергазынов Куаныш
Студент 2 курса БЖиЗОС
Современный этап развития Казахстана характеризуется высокими темпами экономического процесса. Важную роль в реализации задач по вхождению Казахстана в число 30-ти конкурентоспособных стран мира и индустриализации страны играют субъекты частного предпринимательства. Переход к рыночной модели экономического развития, глубокая реформа системы государственного управления требуют переосмысления роли и места системы государственного контроля в области пожарной безопасности.
Возникла настоятельная необходимость в формировании принципиально иного подхода в обеспечении пожарной безопасности, приведении системы государственного пожарного контроля в соответствие с возросшими требованиями времени.
На протяжении последних десяти лет одним из направлений политики государства в вопросах поддержки бизнеса являлось уменьшение государственного вмешательства в деятельность частного предпринимательства, в особенности, по линии государственного контроля и надзора.
В Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», отмечается: «Мы всегда помогаем бизнесу, но человек, его права и здоровье важнее. Государство в ранках снижения административных барьеров отказалось от многих проверок, разрешений и тому подобного. Поэтому ответственность за качество и безопасность предлагаемых товаров и услуг ложится и на бизнес-сообщество, В целом, бизнес должен думать не только о прибыли, но и совместно с государством обеспечивать безопасность и комфорт для наших граждан».
С новыми подходами осуществления контроля упразднено понятие плановой проверки и введен особый порядок проведения проверок. Отличие особого порядка заключается в том, что данный вид контроля осуществляется в отношении наиболее опасных сфер контроля, в т.ч. в области пожарной безопасности. Кроме того, особый порядок проверок осуществляется только в отношении объектов высокой степени риска.
К примеру, к объектам высокой степени риска отнесены такие объекты, как крупные промышленные предприятия с пожароопасными производствами, объекты образования, здравоохранения, социальной сферы, жизнеобеспечения, обороны, национальной безопасности, культурно-зрелищные, спортивные и физкультурно-оздоровительные комплексы, аэропорты,
железнодорожные и автомобильные вокзалы, общежития и гостиницы с проживанием более 100 человек, объекты торговли, развлекательные комплексы, обслуживания населения, административные здания площадью более 1500 квадратных метров, жилые и общественные здания (высотой более 23 м) и т.п., то есть объекты, имеющие повышенные риски возникновения пожара и тяжкие последствия от них для людей, а также причинение значительного ущерба имуществу и материальным ценностям. Периодичность проверок, проводимых по-особому порядка; в отношении проверяемых субъектов, составляет не чаще одного раза в календарный год.
Из состоящих на учете 141655 объектов в высокой степени риска относятся 32179 или 23%.
Генеральной прокуратурой Республики Казахстан в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан» разработана информационная система «Единая система проверок», предназначенная для работы всех контролирующих государственных надзорных и контролирующих органов.
По результатам полного перехода в систему будут автоматизированы процессы распределения объектов контроля по степени риска и планирования проверок, что позволит полностью исключить человеческий фактор и субъективизм при осуществлении указанных функций, контроль и мониторинг работы подчиненных подразделений в части выполнения утвержденного плана проверок, недопущения нарушений сроков проверки, различных напоминаний и т.д. База будет содержать историю проверок, проверочные материалы и принятые меры.
Подконтрольные объекты, отнесенные к незначительной степени риска, в особом порядке не проверяются. Данные объекты могут проверяться во внеплановом порядке, к примеру, по жалобе.
К незначительной степени риска отнесено 109506 объектов, данные объекты не являются объектами с массовым пребыванием людей, из них более 64 тыс. - магазины, парикмахерские, стоматологии, медицинские кабинеты, объекты общественного питания и обслуживания населения, офисные помещения. В большинстве случаев расположенные на первых этажах жилых домов и т.п. Порядка 13 тысяч объектов являются административными зданиями площадью менее 1500 кв.м., зачастую высотой не более 3-х этажей, чуть более 9 тыс., животноводческих объектов и птицефабрик. 7 тыс. многоквартирных жилых домов до 9 этажей и т.д.
Необходимо отметить, что указанные объекты в большинстве случаев
эксплуатируют субъекты малого предпринимательства, являющиеся непосредственными потребителями и нуждающимися в приводимой государством работе по снижению административных объектов со стороны государства.
Для решения вопросов обеспечения пожарной безопасности в республике необходимо принятие совокупных экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, направленных на предотвращение пожаров и снижения ущерба от них.
В настоящее время общее количество пожаров в республике составляет более 8696 от всех чрезвычайных природных и техногенных аварий, а материальные убытки более 8096 от них. Ежегодно в Республике Казахстан регистрируется более 13 тысяч пожаров, материальные убытки превышают 2-3 млрд. тенге, на пожарах гибнут и получают травмы более одной тысячи человек. За 2015-2017 годы и 9 месяцев текущего года зарегистрировано 550213 пожаров, на них 52988 производственных и бытовых пожаров и 2040 природных пожаров. В результате пожаров травмировано 1909 человек, погибло 1410 чел. Материальный ущерб составил более 113 млрд. тенге.
Главными причинами, создающими угрозу возникновения пожаров, являются эксплуатация изношенного оборудования, низкая технологическая и производственная дисциплина, несоблюдение правил пожарной безопасности, слабый внутриведомственный и производственный контроль, низкая квалификация рабочих и инженерно-технических работников, ввоз в республику физически изношенного и морально устаревшего оборудования.
На долю пожаров в зданиях жилого сектора приходится 118—9096 всех погибших и около 7096 травмированных на пожарах людей, в тоже время на пожары в производственных помещениях и местах массового пребывания людей приходится наибольший ущерб.
Большой угрозой для населения и территорий регионов являются природные (лесные и степные) пожары. Проблема борьбы с лесными пожарами — сложная, многогранная и как никогда актуальная. Решение ее требует привлечения и взаимодействия специалистов в различных областях , экологов. лесников, экономистов, пожарных и т.д.
Не менее острыми остаются вопросы привлечения для борьбы с пожарами финансовых средств местных бюджетов и различных фондов, опережающего финансирования мероприятий по подготовке к очередному лесопожарному сезону, создания резервов финансовых и материальных ресурсов для этих целей.
В нашей стране проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок в установленном законом порядке занимается государственная противопожарная служба Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан.
Деятельность государственных инспекторов по пожарному надзору направлена на предупреждение и профилактику пожаров, а также реализацию комплекса мер по защите населения, строительных объектов и материальных ценностей от пожаров Если этой работы не будет, то пожаров, гибели и ущерба будет в десятки раз больше. Поэтому с виду незаметная работа, которую выполняют сотрудники государственной противопожарной службы, крайне важна.
Например, за 2015—2017 годы и 9 месяцев текущего года службами пожаротушения и аварийно-спасательных работ спасено 15747 человек и эвакуировано 88918 человек.
Мировая практика контроля за обеспечением пожарной безопасности показывает, что профилактика пожаров является важнейшей функцией противопожарных служб по обеспечению экономического потенциала в жизни граждан. Работа в данном направлении основана на принципе «Пожар легче предупредить, чем потушить».
Учитывая социальное напряжение всего постсоветского пространства, было принято решение о проведении проверок всех крупных объектов торговли высокой степени риска в стране. В результате КЧС МВД проверено 1244 объекта, выявлено 15 тысяч нарушений требований пожарной безопасности, Установлен контроль за исполнением предписаний, на сегодняшний день по истечении сроков устранения нарушений контрольные проверки проведены на 891 объекте, из них предписания в полном объеме выполнили 753 (Работа по контролю исполнения предписаний продолжается — Прим. авт.).
Одним из последних резонансных стал пожар в торговом доме «Адем» г.Алматы. Площадь пожара на момент его ликвидации составила 25 тысяч кв. м, огнем были уничтожены более 1600 рабочих мест предпринимателей вместе с товарами. По данному рынку ДЧС г.Алматы ранее выявлялись нарушения, по решению суда эксплуатация здания приостанавливалась, однако, затем после устранения нарушений работа возобновлялась. Затем данный объект не проверялся в связи с мораторием на проверки малого и среднего бизнеса.
Основные причины, способствующие травмированию и гибели людей на объектах с массовым пребыванием, являются некачественное соединение электрических проводов и их изоляция: установка металлических решеток на окнах; неисправность автоматической системы пожарной сигнализации и оповещения людей
; загромождение эвакуационных путей и выходов раз- личными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами и другими предметами; открывание дверей по направлению выхода из здания и т.п.
КЧС МВД отмечает равнодушие владельцев торговых центров к обеспечению пожарной безопасности. В ходе проверок выявлен весь спектр нарушений: от закрытия эвакуационных выходов, неработающей пожарной сигнализации, системы автоматического пожаротушения, захламления путей эвакуации, размещение на путях эвакуации торговых бутиков, размещение под лестничными маршами складских помещений, торговых бутиков, отсутствие первичных средств пожаротушения и т.д.
Обеспечение пожарной безопасности — прямая обязанность собственников объектов предпринимательства с массовым пребыванием людей, однако, не все собственники принимают надлежащие меры. Свидетельством тому являются основные и наиболее частые причины пожаров на объектах торговли - нарушение правил монтажа и технической эксплуатации электрооборудования, неосторожное обращение с огнем,
КЧС МВД разработана дорожная карта «О повышении безопасности объектов с массовым пребыванием людей», которой предусмотрены мероприятия по совершенствованию государственного контроля в сфере пожарной безопасности и архитектурно-строительной деятельности, системы обучения основам безопасности жизнедеятельности, а также внедрению лицензирования на услуги в области обеспечения пожарной безопасности и усиления общественного контроля,
Анализ показывает, что в частном секторе чаще всего происходят пожары. В основном, риск здесь возникает вовремя отопительного сезона. Среди выявленных причин — неисправные печи, неправильная их эксплуатация, неисправная электропроводка, нарушение правил эксплуатации газового оборудования, печного отопления, возрастание нагрузок на электрические сети вследствие использования обогревательных приборов, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил монтажа и эксплуатации электрооборудования.
Например, в г.Алматы ежегодно происходит более 500 пожаров в частном секторе. Зачастую во время пожаров происходит отравление людей продуктами горения и угарным газом.
Специалисты ДЧС по г. Алматы для профилактики отравления угарным газом проводят профилактические мероприятия, В целях предотвращения отравления людей угарным газом безвозмездно установили датчики угарного газа в домах с печным отоплением. При помощи указанного датчика можно исключить вероятность отравления токсичным газом в большой концентрации, так как при превышении допустимой концентрации токсичных веществ датчик угарного газа срабатывает и подает звуковой сигнал, который оповестит жильцов об опасности.