Файл: 1. Меры процессуального принуждения. Вопрос Основания и порядок применения мер принуждения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Меры процессуального принуждения.
Вопрос 1. Основания и порядок применения мер принуждения.
Под принуждением в уголовном судопроизводстве понимается физическое, психическое или иное воздействие уполномоченных на то государственных органов на сознание и поведение субъектов уголовно-процессуальных отношений путем применения к ним в установленном порядке предусмотренных законом принуди- тельных мер, связанных с наступлением для указанных субъектов определенных ограничений личного, имущественного или иного характера.
Все подобные меры применяются в целях обеспечения задач уголовного судопроизводства.
Меры процессуального принуждения характеризуются следую- щими особенностями:
• они применяются в рамках производства по уголовному делу властными субъектами правоотношений — органом дознания, до- знавателем, следователем или судом;
• связаны с ограничением и стеснением прав и свобод граждан, в том числе предусмотренных Конституцией РФ;
• направлены на достижение четко указанных в законе целей: обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства; предупреждение или пресечение ненадлежащего поведе- ния участников процесса; обеспечение исполнения участниками процесса возложенных на них законом процессуальных обязан- ностей; соблюдение порядка судебного заседания; обеспечение ис- полнения приговора суда;
• применяются, как правило, к участникам уголовного процес- са, а в отдельных случаях и в отношении лиц, вовлекаемых в уго- ловное судопроизводство в связи с расследованием и рассмотрени- ем в суде уголовных дел (лица, у которых находятся предметы или документы, переданные им подозреваемым, обвиняемым; лица, присутствующие в судебном заседании и нарушающие установ- ленный порядок его проведения);
• могут быть применены лишь в порядке, предусмотренном за- коном.
Меры уголовно-процессуального принуждения могут быть определены как предусмотренные уголовно-процессуальным за- коном средства принудительного характера, применяемые субъ- ектами, наделенными властными полномочиями в сфере уголов- ного судопроизводства, на основании, при условиях и в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом в отношении подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в деле, для предупреждения и
пресечения неправомерных действий этих лиц, в целях обеспечения успешного расследования и разрешения уголовного дела, а также выполнения иных задач уголовного су- допроизводства.
Стеснение и ограничение личных, имущественных и иных субъективных прав граждан затрагивают право на неприкосновен- ность личности (задержание, заключение под стражу), свободу передвижения (домашний арест, подписка о невыезде и надлежа- щем поведении), распоряжение имуществом (наложение ареста на имущество), осуществление трудовой деятельности (отстране- ние от должности).
Предусмотренные УПК меры уголовно-процессуального при- нуждения подразделяются на три группы:
— задержание подозреваемого;
— меры пресечения (подписка о невыезде и надлежащем пове- дении, личное поручительство, наблюдение командования воин- ской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу);
— иные меры процессуального принуждения (обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание).
Виды мер пресечения законодатель перечислил в ст. 98 УПК. К их числу он отнес присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (п. 4 ст. 98 УПК). Вместе с тем специальная норма, регламентиру- ющая порядок избрания данной меры пресечения, предусматривает возможность присмотра не только за обвиняемым, но и за не- совершеннолетним подозреваемым (ст. 105 УПК). Возникшая конкуренция норм явилась результатом несовершенства законо- дательной техники. Основываясь на положениях общей теории права, при конкуренции общей и специальной норм применяется норма специальная.
В число мер процессуального принуждения не входят след- ственные действия. Они относятся к мерам, непосредственно обе- спечивающим процесс доказывания (п. 19 ст. 5 УПК). Используе- мые при производстве следственных действий меры принуждения в виде психического и физического воздействия на их участников являются способом осуществления следственного действия.
Вопрос 2. Задержание подозреваемого.
Сущность задержания
Сущность задержания состоит в кратковременном лишении свободы лица (до 48 часов), подозреваемого в совершении престу- пления, и помещении его в ИВС (п. 11 ст. 5, ч. 2 ст. 94, ч. 7 ст. 108 УПК).
Необходимо разграничивать задержание как меру уголовно- процессуального принуждения, предусмотренную гл. 12 УПК, и захват лица с доставлением его в полицию или другой правоо- хранительный орган, а также административное задержание.
Произвести фактический захват лица, совершившего пре- ступление, и доставить его в полицию может любой гражданин, каждый сотрудник правоохранительного органа. Такое задержа- ние не является уголовно-процессуальным, поскольку эти лица не уполномочены осуществлять уголовное преследование. Задер- жание лица в связи с подозрением в совершении преступления и помещение его в ИВС могут осуществлять только орган дозна- ния, дознаватель и следователь.
Задержание как мера уголовно-процессуального принуж- дения отличается и от задержания, предусмотренного ст. 27.3 КоАП. В основе административного задержания лежит не пре- ступление, а административное правонарушение. Задерживать лицо за совершение административных правонарушений закон предоставляет широкому кругу сотрудников правоохранительных органов. Административное задержание не может превышать трех часов, причем задержанные помещаются не в ИВС, а в специально отведенные для этого помещения.
Основания задержания
Согласно ст. 91 УПК орган дознания, дознаватель или следова- тель вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лише- ния свободы, при наличии одного из следующих оснований:
• когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
• потерпевшие или очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
• на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
• при наличии иных данных, которые могут послужить основа- нием подозревать лицо в совершении преступления (если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность; если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу).
Первое основание следует понимать таким образом: лицо за- стигнуто непосредственно на месте совершения преступления, в момент выполнения преступных действий, сразу после их оконча- ния либо при попытке бегства с места происшествия. Лицо может быть застигнуто при указанных обстоятельствах сотрудниками по- лиции, пограничной службы, таможни, других правоохранитель- ных органов, а также гражданами.
Под прямыми указаниями очевидцев понимаются показания одного или нескольких свидетелей-очевидцев, которые прямо, т.е. уверенно, категорично указывают на лицо, совершившее престу- пление (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК).
Очевидцами являются лица, непосредственно воспринимавшие факт преступления и сообщившие сведения, которые содержат прямые указания на то, что именно данное лицо совершило пре- ступление. Потерпевший может прямо указать на лицо, совершив- шее в отношении него преступление, в случае визуального контак- та с этим лицом во время совершения преступления.
Явными следами преступления являются такие следы, которые непосредственно образовались в результате общественно опасного деяния.
Они могут быть обнаружены как на самом подозреваемом, так и на его одежде, при нем или в его жилище (пятна крови, порезы, царапины, другие последствия воздействия на человека), орудия и предметы преступления.
Иными данными могут быть сведения, полученные при осмотре места происшествия, допросах свидетелей, потерпевшего, других подозреваемых.
Иные данные служат основаниями задержания подозреваемого при наличии условий, перечисленных в ч. 2 ст. 91 УПК.
Формальным основанием задержания лица и помещения его в ИВС является протокол задержания (ст. 92 УПК).
Мотивами задержания, о которых говорится в ч. 2 ст. 92 УПК, выступают необходимость помешать подозреваемому скрыться от дознания или следствия, предотвратить продолжение им пре- ступной деятельности, предупредить воспрепятствование со сто- роны подозреваемого производству по уголовному делу.
Порядок задержания
Закон детально регламентирует порядок задержания подозре- ваемого, что служит гарантией законности и обоснованности при- менения данной меры процессуального принуждения и обеспече- ния прав задержанного.
С момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК), предусмотрена возможность участия в деле защитника. Защитник приглашает- ся самим подозреваемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого. По просьбе подозреваемого участие защитника обеспечивается до- знавателем, следователем или судом.
После доставления подозреваемого в орган дознания или к сле- дователю в срок не более трех часов должен быть составлен про- токол задержания. Протокол задержания должен содержать соот- ветствующие реквизиты, которые заполняются при его составлении. В частности, в протоколе задержания указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы за- держания подозреваемого,
отражаются его заявления по поводу за- держания, факт прочтения протокола, замечания к протоколу и др. В соответствии со ст. 46 УПК подозреваемый имеет право по- лучить копию протокола задержания, поэтому он составляется в нескольких экземплярах, один из которых вручается подозре-
ваемому.
Задержание подозреваемого сопровождается обязательным разъяснением ему прав, предусмотренных ст. 46 УПК.
Согласно ст. 93 УПК подозреваемый может быть подвергнут личному обыску по правилам ст. 184 УПК: обыск проводится без вынесения на то постановления и без судебного решения. Личный обыск подозреваемого проводится лицом одного пола с обыскива- емым и в присутствии понятых или (и) специалистов того же пола. Результаты личного обыска отражаются в протоколе задержания. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель, следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого (ч. 3 ст. 92 УПК). Не позднее 12 часов с момента задержания близкие родственники задержанного лица, а при их отсутствии — другие родственни- ки, должны быть уведомлены об этом. При задержании подозре- ваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника ОВД — начальник органа, в котором проходит службу указан- ный сотрудник. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая обще- ственная наблюдательная комиссия не позднее 12 часов с момента задержания. В этот же срок уведомляется соответствующее по- сольство или консульство, если подозреваемый является гражда- нином или подданным другого государства. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление может не производиться с согла- сия прокурора, за исключением случаев задержания несовершен- нолетних подозреваемых.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер- шении преступлений», задержанные по подозрению в совершении преступления лица содержатся в ИВС. Эту функцию могут также выполнять учреждения уголовно-исполнительной системы. В слу- чаях когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств и консуль- ских учреждений РФ, подозреваемые содержатся в специально приспособленных для этих целей помещениях.