Файл: Понятие, предмет, методы и система криминологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К социально-демографическим, уголовно-правовым характеристикам рецидивистов следует отнести:

  1. Большинство рецидивистов впервые становятся на путь преступлений в несовершеннолетнем возрасте или в первые годы после наступления совершеннолетия.

  2. Доля женщин в контингенте рецидивистов в 2-3 раза меньше, чем в первичной преступности, однако криминогенные качества выражены острее, чем у мужчин.

  3. По уровню образования среди рецидивистов больше лиц с начальным и незаконченным средним образованием и меньше всего с высшим, в сравнении с преступниками – не рецидивистами.

  4. Свыше 80% рецидивистов лица без определенного рода занятий. Доля неработающих и не учащихся среди осужденных составила 67%.

  5. Повышенная склонность к повторному совершению преступлений, о чем свидетельствует то, что удельный вес рецидива среди них в два раза больше, чем в общей массе лиц, преступивших уголовный закон.

  6. Наибольшая криминогенная активность у рецидивистов приходится на первые два года после отбывания наказания за предыдущее преступление.

  7. Степень тяжести последующего деяния главным образом обусловлена характером предыдущего посягательства, и при этом чаще всего соответствует предыдущему преступлению.

  8. Наиболее распространенными побудительными мотивами совершения рецидивистами преступлений являются: корысть (39,1%); хулиганские побуждения (14%); месть, ревность, зависть (17,1%); негативное влияние других лиц (7%).

  9. Существует прямая корреляционная зависимость между рецидивной преступностью и употреблением преступниками алкоголя и наркотиков (80% рецидивистов являются алкоголиками или наркоманами).

В настоящее время в зависимости от личностных характеристик выделяют три основных типа рецидивистов.

  1. Рецидивисты антисоциального типа (около 40%), для которых характерна высокая криминальная активность. Их поведение отличается последовательной преступной направленностью:

–    особо злостные и активно действующие преступники, сознательно противопоставляющие себя обществу;

–   рецидивисты-гастролеры, совершающие преступления в отдаленных от своего постоянного места жительства регионах, что в значительной степени затрудняет их разоблачение.

2. Рецидивисты ситуативного типа, совершение преступлений которыми целиком зависит от конкретно складывающейся ситуации. Они, как правило, эмоционально неустойчивы, у них практически отсутствуют какие-либо нравственные начала. Их доля среди рецидивистов составляет 30- 35%.


3. Рецидивисты асоциального типа, среди которых преобладают социально деградированные лица, хронические алкоголики и наркоманы. Можно утверждать, что для них характерен распад личности. Способы совершения ими преступлений отличаются крайней формой примитивизма.

Изучения личности рецидивистов необходимо в целях повышения эффективности деятельности соответствующих структур по осуществлению мер по снижению уровня рецидива в обществе.

 

4.  Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности и меры по их предупреждению

 

К причинам и условиям рецидивной преступности относятся две группы криминогенных факторов:

а) объективные, охватывающие разнообразный круг обстоятельств организационного, правового, воспитательного характера;

б) субъективные, относящиеся к характеристике личности рецидивиста.

К объективным факторам рецидивной преступности относятся:

–    особенности социальной среды, приведшие к совершению первого преступления будущим рецидивистом и которая впоследствии практически не дает им возможности вырваться из порочного круга криминального окружения.

–      сохранение или восстановление связей ранее судимого лица с прежним неблагоприятным бытовым окружением, с прежними преступными группами;

–       утрата или ослабление социально полезных связей, семейные разрывы и конфликты, прекращение прежних трудовых отношений как следствие преступного поведения виновного и отбывания им наказания;

–       изменения правового и нравственного статуса личности ранее судимого лица (ограничение в выборе места жительства, недоверие окружающих и т.д.);

–       малоэффективность социального контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

–       ослабление нравственных и социальных институтов общества, падение значимости социальной роли семьи, трудового коллектива;

–   противоречия в распределительных отношениях, особенно наглядно проявившиеся в условиях рыночной экономики;

–   снижение культуры, изменение взглядов на ценности морального характера, проповедь культа силы и денег;

–   недостатки в деятельности правоохранительных органов при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел (выявление всех эпизодов преступления и участников), назначении и исполнении наказания;



–  наличие значительного количества нераскрытых преступлений;

–  недооценка общественной опасности рецидивной преступности, приведшая к отставанию форм и методов работы правоохранительных органов от качественных изменений этой преступности;

–  отсутствие качественной информационно-аналитической базы, позволяющей классифицировать и учитывать рецидивистов, оценивать соответствующую криминогенную обстановку;

–  существование воровских традиций и обычаев, которые имеют стойкую тенденцию к самовоспроизводству.

Субъективные    факторы     рецидивной     преступности     являются основными, так как преступник-рецидивист совершает преступление не только под воздействием объективных условий, но и в силу антиобщественной направленности личности создает объективные предпосылки для совершения преступления.

Насилие, жестокость, порнография, безнравственность, правовой нигилизм и пр., существующие в российском общественном сознании порождают у части населения, особенно у молодежи, иллюзию вседозволенности и безнаказанности, что часто приводит к совершению преступления.

Предупреждение рецидивной преступности складывается из реализации комплекса мер общесоциального и специально- криминологического характера:

– совершенствование социально-экономической, идеологической, организационно-управленческой сфер жизнедеятельности общества;

– разработку и внедрение комплексных программ, направленных на борьбу с рецидивной преступностью;

– совершенствование действующего законодательства, усиление уголовной ответственности рецидивистов и преступников, доказавших многолетним криминальным стажем свое крайне негативное отношение к имеющимся в обществе правилам поведения;

–  улучшение работе правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, расследованию преступлений, совершаемых рецидивистами;

–  выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, ранее судимыми, в том числе осужденными за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

–  обеспечение фактической неотвратимости наказания для преступников, стимулирование формирования у граждан представления о

«невыгодности» совершения преступлений;

–  выявление и постановка на учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также осужденных за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;


–  осуществление контроля за своевременным прибытием, документированием и регистрацией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы;

– оказанию помощи в бытовом и трудовом устройстве, получению жилья, профессии, налаживанию социально позитивных связей;

– коррекции психики ранее судимых лиц, а также, при необходимости, оказанию медицинской и правовой помощи.

– создание и использование банка данных о преступниках- рецидивистах.

Принятие во всех субъектах Федерации региональных и местных правовых актов, регламентирующих квотирование рабочих мест для трудоустройства ранее судимых лиц.

Требуется внесение изменений в законодательные акты РФ, которые регламентировали бы механизм объявления в розыск и задержания лиц, уклоняющихся от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы.

Создание при Министерстве юстиции РФ пробационной службу и возложить на нее исполнение наказания без изоляции человека от общества, а также осуществление надзора за лицами, освободившимися из исправительных учреждений          (например, условно-досрочно освобожденными).

Необходимо в полном объеме использовать институт административного надзора, который заключается в применении к лицу мер, затрудняющих криминогенные связи:

–  внедрение технических средств контроля за подучетным лицом (например, электронные браслеты);

–  запрет ухода из дома в определенные часы;

–  запрет пребывание в определенных местах (например, питейных заведениях, местах проведения общественно массовых мероприятий);

–  ограничение выезда за пределы территориального формирования;

–  запрет на изменение места работы и жительства без соответствующего разрешения контролирующих органов;

–  установление обязанности периодической явки в правоохранительные органы на отметку и др.

Необходимость принятия Федерального закона о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, и социальной помощи таким лицам.

Особое значение в предупреждении рецидивной и профессиональной преступности имеет применение органами внутренних дел к лицам, совершающим рецидив преступления, мер индивидуальной профилактики:

–  профилактические беседы;

–  постановки на различные видов учетов (например, н/л в ПДН);

–  установления наблюдения и контроля за их социальной реабилитацией;


–  оказания им социальной помощи и т.д.

Предупреждение рецидивной преступности должно осуществляться комплексно, так как искусственное преувеличение важности одного направления перед другим может привести к обратному от ожидаемого результату.

Профессиональная преступность, как и любой другой вид преступности, имеет как общесоциальные причины, так и специфические.

К общесоциальным причинам можно отнести:

1)  исторические причины преступности;

2)  противоречия в распределительных отношениях, особенно наглядно проявившиеся в условиях рыночной экономики;

3)  недооценка общественной опасности профессиональной преступности;

4)  корыстные мотивы;

5)  ослабление нравственных и социальных институтов общества, падение значимости социальной роли семьи, снижение культуры, изменение взглядов на ценности морального характера, проповедь культа силы и денег;

6)  несовершенство законодательства;

7)   недостатки в работе правоохранительных органов (отставание форм и методов воздействия от качественных изменений профессиональной преступности);

8)   отсутствие информационно-аналитической базы, позволяющей классифицировать и учитывать профессиональных преступников, оценивать соответствующую криминогенную обстановку.

К специфическим причинам можно отнести:

1) наличие традиций и обычаев уголовной среды, которые обуславливают воспроизводство профессиональной преступности;

2) влияние криминальной среды на лиц, попавших в «трудное» положение;

Борьба с криминальным профессионализмом предполагает, преждевсего, систему экономических, идеологических и правовых мер в социальномаспекте, осуществляемых государством:

  1. Совершенствование уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в области борьбы с профессиональной преступностью.

  2. Выявление профессиональных преступников и установление за ними постоянного контроля:

– профессиональные преступники должны находиться на учете, а их преступная деятельность постоянно отслеживаться;

– создание в масштабах страны компьютерной базы данных на всех профессиональных преступников и способах совершения ими уголовных деяниях.

1. Совершенствование работы ОВД и других правоохранительных органов в области борьбы с профессиональной преступностью:

–      создание специальных подразделений по борьбе с различными видами профессиональной преступности;