ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К социально-демографическим, уголовно-правовым характеристикам рецидивистов следует отнести:
-
Большинство рецидивистов впервые становятся на путь преступлений в несовершеннолетнем возрасте или в первые годы после наступления совершеннолетия. -
Доля женщин в контингенте рецидивистов в 2-3 раза меньше, чем в первичной преступности, однако криминогенные качества выражены острее, чем у мужчин. -
По уровню образования среди рецидивистов больше лиц с начальным и незаконченным средним образованием и меньше всего с высшим, в сравнении с преступниками – не рецидивистами. -
Свыше 80% рецидивистов лица без определенного рода занятий. Доля неработающих и не учащихся среди осужденных составила 67%. -
Повышенная склонность к повторному совершению преступлений, о чем свидетельствует то, что удельный вес рецидива среди них в два раза больше, чем в общей массе лиц, преступивших уголовный закон. -
Наибольшая криминогенная активность у рецидивистов приходится на первые два года после отбывания наказания за предыдущее преступление. -
Степень тяжести последующего деяния главным образом обусловлена характером предыдущего посягательства, и при этом чаще всего соответствует предыдущему преступлению. -
Наиболее распространенными побудительными мотивами совершения рецидивистами преступлений являются: корысть (39,1%); хулиганские побуждения (14%); месть, ревность, зависть (17,1%); негативное влияние других лиц (7%). -
Существует прямая корреляционная зависимость между рецидивной преступностью и употреблением преступниками алкоголя и наркотиков (80% рецидивистов являются алкоголиками или наркоманами).
В настоящее время в зависимости от личностных характеристик выделяют три основных типа рецидивистов.
-
Рецидивисты антисоциального типа (около 40%), для которых характерна высокая криминальная активность. Их поведение отличается последовательной преступной направленностью:
– особо злостные и активно действующие преступники, сознательно противопоставляющие себя обществу;
– рецидивисты-гастролеры, совершающие преступления в отдаленных от своего постоянного места жительства регионах, что в значительной степени затрудняет их разоблачение.
2. Рецидивисты ситуативного типа, совершение преступлений которыми целиком зависит от конкретно складывающейся ситуации. Они, как правило, эмоционально неустойчивы, у них практически отсутствуют какие-либо нравственные начала. Их доля среди рецидивистов составляет 30- 35%.
3. Рецидивисты асоциального типа, среди которых преобладают социально деградированные лица, хронические алкоголики и наркоманы. Можно утверждать, что для них характерен распад личности. Способы совершения ими преступлений отличаются крайней формой примитивизма.
Изучения личности рецидивистов необходимо в целях повышения эффективности деятельности соответствующих структур по осуществлению мер по снижению уровня рецидива в обществе.
4. Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности и меры по их предупреждению
К причинам и условиям рецидивной преступности относятся две группы криминогенных факторов:
а) объективные, охватывающие разнообразный круг обстоятельств организационного, правового, воспитательного характера;
б) субъективные, относящиеся к характеристике личности рецидивиста.
К объективным факторам рецидивной преступности относятся:
– особенности социальной среды, приведшие к совершению первого преступления будущим рецидивистом и которая впоследствии практически не дает им возможности вырваться из порочного круга криминального окружения.
– сохранение или восстановление связей ранее судимого лица с прежним неблагоприятным бытовым окружением, с прежними преступными группами;
– утрата или ослабление социально полезных связей, семейные разрывы и конфликты, прекращение прежних трудовых отношений как следствие преступного поведения виновного и отбывания им наказания;
– изменения правового и нравственного статуса личности ранее судимого лица (ограничение в выборе места жительства, недоверие окружающих и т.д.);
– малоэффективность социального контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
– ослабление нравственных и социальных институтов общества, падение значимости социальной роли семьи, трудового коллектива;
– противоречия в распределительных отношениях, особенно наглядно проявившиеся в условиях рыночной экономики;
– снижение культуры, изменение взглядов на ценности морального характера, проповедь культа силы и денег;
– недостатки в деятельности правоохранительных органов при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел (выявление всех эпизодов преступления и участников), назначении и исполнении наказания;
– наличие значительного количества нераскрытых преступлений;
– недооценка общественной опасности рецидивной преступности, приведшая к отставанию форм и методов работы правоохранительных органов от качественных изменений этой преступности;
– отсутствие качественной информационно-аналитической базы, позволяющей классифицировать и учитывать рецидивистов, оценивать соответствующую криминогенную обстановку;
– существование воровских традиций и обычаев, которые имеют стойкую тенденцию к самовоспроизводству.
Субъективные факторы рецидивной преступности являются основными, так как преступник-рецидивист совершает преступление не только под воздействием объективных условий, но и в силу антиобщественной направленности личности создает объективные предпосылки для совершения преступления.
Насилие, жестокость, порнография, безнравственность, правовой нигилизм и пр., существующие в российском общественном сознании порождают у части населения, особенно у молодежи, иллюзию вседозволенности и безнаказанности, что часто приводит к совершению преступления.
Предупреждение рецидивной преступности складывается из реализации комплекса мер общесоциального и специально- криминологического характера:
– совершенствование социально-экономической, идеологической, организационно-управленческой сфер жизнедеятельности общества;
– разработку и внедрение комплексных программ, направленных на борьбу с рецидивной преступностью;
– совершенствование действующего законодательства, усиление уголовной ответственности рецидивистов и преступников, доказавших многолетним криминальным стажем свое крайне негативное отношение к имеющимся в обществе правилам поведения;
– улучшение работе правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, расследованию преступлений, совершаемых рецидивистами;
– выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, ранее судимыми, в том числе осужденными за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
– обеспечение фактической неотвратимости наказания для преступников, стимулирование формирования у граждан представления о
«невыгодности» совершения преступлений;
– выявление и постановка на учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также осужденных за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
– осуществление контроля за своевременным прибытием, документированием и регистрацией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы;
– оказанию помощи в бытовом и трудовом устройстве, получению жилья, профессии, налаживанию социально позитивных связей;
– коррекции психики ранее судимых лиц, а также, при необходимости, оказанию медицинской и правовой помощи.
– создание и использование банка данных о преступниках- рецидивистах.
Принятие во всех субъектах Федерации региональных и местных правовых актов, регламентирующих квотирование рабочих мест для трудоустройства ранее судимых лиц.
Требуется внесение изменений в законодательные акты РФ, которые регламентировали бы механизм объявления в розыск и задержания лиц, уклоняющихся от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы.
Создание при Министерстве юстиции РФ пробационной службу и возложить на нее исполнение наказания без изоляции человека от общества, а также осуществление надзора за лицами, освободившимися из исправительных учреждений (например, условно-досрочно освобожденными).
Необходимо в полном объеме использовать институт административного надзора, который заключается в применении к лицу мер, затрудняющих криминогенные связи:
– внедрение технических средств контроля за подучетным лицом (например, электронные браслеты);
– запрет ухода из дома в определенные часы;
– запрет пребывание в определенных местах (например, питейных заведениях, местах проведения общественно массовых мероприятий);
– ограничение выезда за пределы территориального формирования;
– запрет на изменение места работы и жительства без соответствующего разрешения контролирующих органов;
– установление обязанности периодической явки в правоохранительные органы на отметку и др.
Необходимость принятия Федерального закона о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, и социальной помощи таким лицам.
Особое значение в предупреждении рецидивной и профессиональной преступности имеет применение органами внутренних дел к лицам, совершающим рецидив преступления, мер индивидуальной профилактики:
– профилактические беседы;
– постановки на различные видов учетов (например, н/л в ПДН);
– установления наблюдения и контроля за их социальной реабилитацией;
– оказания им социальной помощи и т.д.
Предупреждение рецидивной преступности должно осуществляться комплексно, так как искусственное преувеличение важности одного направления перед другим может привести к обратному от ожидаемого результату.
Профессиональная преступность, как и любой другой вид преступности, имеет как общесоциальные причины, так и специфические.
К общесоциальным причинам можно отнести:
1) исторические причины преступности;
2) противоречия в распределительных отношениях, особенно наглядно проявившиеся в условиях рыночной экономики;
3) недооценка общественной опасности профессиональной преступности;
4) корыстные мотивы;
5) ослабление нравственных и социальных институтов общества, падение значимости социальной роли семьи, снижение культуры, изменение взглядов на ценности морального характера, проповедь культа силы и денег;
6) несовершенство законодательства;
7) недостатки в работе правоохранительных органов (отставание форм и методов воздействия от качественных изменений профессиональной преступности);
8) отсутствие информационно-аналитической базы, позволяющей классифицировать и учитывать профессиональных преступников, оценивать соответствующую криминогенную обстановку.
К специфическим причинам можно отнести:
1) наличие традиций и обычаев уголовной среды, которые обуславливают воспроизводство профессиональной преступности;
2) влияние криминальной среды на лиц, попавших в «трудное» положение;
Борьба с криминальным профессионализмом предполагает, преждевсего, систему экономических, идеологических и правовых мер в социальномаспекте, осуществляемых государством:
-
Совершенствование уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в области борьбы с профессиональной преступностью. -
Выявление профессиональных преступников и установление за ними постоянного контроля:
– профессиональные преступники должны находиться на учете, а их преступная деятельность постоянно отслеживаться;
– создание в масштабах страны компьютерной базы данных на всех профессиональных преступников и способах совершения ими уголовных деяниях.
1. Совершенствование работы ОВД и других правоохранительных органов в области борьбы с профессиональной преступностью:
– создание специальных подразделений по борьбе с различными видами профессиональной преступности;