ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. История развития учения о преступности
1. Основные периоды в истории развития учения о преступности
Принято считать, что систематический характер исследования проблем преступности и борьбы с ней приобрели во второй половине восемнадцатого века. В развитии учения о преступности выделяют три периода:
1 .Классический период – со второй половины восемнадцатого века до последней трети девятнадцатого века.
2. Позитивистский период – с последней трети девятнадцатого века по двадцатые годы двадцатого века.
3. Современный (плюралистический) период - с 30-х годов девятнадцатого века по настоящее время.
Наука отходит от теологического объяснения преступности, когда преступление связывали исключительно c действием сверхъестественных сил. Считалось, что человек совершает преступление потому, что он отвернулся от Бога и в него вселился дьявол. Начинает разрабатываться значительно более гуманный подход к преступникам, к мерам уголовного наказания в деятельности карательных органов государства.
Классический период. Видными представителями классического периода являются Ч. Беккариа (1738 - 1794) и Бентам (1748 - 1832). Основные идеи классического периода сформировались в рамках так называемой классической школы уголовного права. Основные идеи изложены в книге Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1765 г.).
Источник преступлений объясняется как «всеобщая борьба человеческих страстей», столкновение частных интересов. Беккариа пишет:
«с расширением границ государства растёт и его неустройство, в такой же степени ослабляется национальное чувство, побуждения к преступлениям увеличиваются соразмерно выгодам, которые каждый извлекает для себя из общественного неустройства». Это диалектическое объяснение преступности: воспроизводство преступности под воздействием общественных противоречий.
Беккариа излагает психологическую теорию индивидуального преступного поведения. Преступную активность он объясняет обращаясь к главным, по его мнению, движущим началам, направляющим людей к любым, как вредным, так и к полезным и даже к возвышенным действиям. Это – наслаждение и страдание.
Прогностический взгляд на перспективы противодействия государств преступлениям лишен необоснованного оптимизма, реалистичен. Беккариа пишет: «Невозможно предупредить всё зло». Число преступлений увеличивается соразмерно росту населения и возрастающим отсюда столкновениям частных интересов.
Особую ценность имеют идеи о методах реагирования государства на совершаемые преступления. Беккариа выступил принципиальным противником жестокости наказания. «В те времена и в тех странах, где были наиболее жестокие наказания, совершались и наиболее кровавые и бесчеловечные действия, ибо тот же самый дух зверства, который водил рукой законодателя, управлял рукой и отцеубийцы, и разбойника. В условиях своего немилосердного времени он выступил против смертной казни, что требовало гражданской смелости.
Также важным является определение цели уголовного наказания.
«Цель наказания заключается не в истязаниях и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершённое преступление, а в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же». Поэтому следует употреблять только такие наказания, которые при сохранении соразмерности с преступлениями производили бы наиболее сильное и длительное впечатление на душу людей и были бы наименее мучительны для тела преступника.
Однако необходимо отметить недостатки в идеях классической школы
– криминоцентричность уголовного права. Во главу внимания ставится преступление. Личность преступника попросту игнорировалась. Равной каре за равное преступление должен быть подвергнут как взрослый, так и несовершеннолетний, как лицо, совершившее преступление преднамеренно, так и под влиянием сильного душевного влияния, как человек, преступивший закон впервые, так и рецидивист. Данная теория считается «теорией чистого разума», т.к. она не опиралась на практику, на фактический материал.
Идеи классической школы оказались плодотворны. Они содействовали коренной «буржуазной» реформе уголовного законодательства, которое стало более гуманным и целесообразным.
Позитивистский период. Позитивистская криминология развивалась в 2-х направлениях: антропологическое и социологическое. Несмотря на резкое расхождение во взглядах «крайних» представителей этих направлений, граница между ними со временем несколько размывается, наблюдается взаимное проникновение, выражающееся, в частности, в появлении психологических теорий криминологии.
Антропологическое направление представлено работой Ч. Ломброзо, туринского тюремного врача, опубликовавшего в Италии в 1876 году работу
«Преступный человек». Он обследовал значительное число заключённых, прибегая к антропологическим методам измерения и описания их внешности. Наблюдения привели его к выводу, что типичный преступник может быть распознан по определённым физическим данным: скошенный лоб, удлинённые или неразвитые мочки ушей, складки лица, чрезмерная волнистость лица или облысение, чрезмерная или притуплённая чувствительность к боли. Он разработал классификацию преступников, которая включала такие группы:
1) прирождённые преступники;
2) душевнобольные преступники;
3) преступники по страсти, к которым относили и «политических маньяков»;
4) случайные преступники.
Ссылаясь на свои исследования, Ломброзо полагал, что приблизительно по одной трети приходится на заключённых, обладающих атавистическими чертами, на пограничный биологический вид и на случайных правонарушителей, от которых не следует ждать рецидива.
Несмотря на то, что впоследствии работа Ломброзо подверглась критике и не нашла подтверждения в работах других авторов, да и сам он в более поздних работах отходит от своих идей, нельзя отрицать его вклад в криминологию. Именно антропологи начали исследовать фактический материал. Впервые был поставлен вопрос о причинности преступного поведения и о личности преступника.
Позже исследования в рамках антропологического направления проводились и другими учёными. Так, немецкий психиатр Э. Кречмер и его американские последователи констатировали связь между типом строения тела и характером человека. По мнению этих специалистов, данная связь может проявляться и в совершении преступления. Такой подход получил наименование теории конституционального. Кроме того, возникли также теории эндокринного и хромосомного предрасположения к совершению преступления. Согласно первой теории, эмоциональная неустойчивость, отмечаемая у части преступников как движущая сила их преступной активности, объясняется нарушением деятельности желез внутренней секреции; вторая - связывает проявляющуюся в отдельных преступлениях сверхагрессивность наличием в генетическом наборе у преступника лишней мужской игрек-хромосомы.
Социологическое направление. Оно представлено тремя основными теориями: детерминистская физика, социальная дезорганизация, дифференциальная связь.
Основателем детерминистской (социальной) физики является бельгийский учёный (математик) Кетле. Свою теорию он развивал под влиянием естественно-технических наук. Он предложил сформулировать формулу общества, куда предлагал включить основные составляющие его развития. В качестве одного из элементов, влияющих на развитие общества, поставить преступность. А затем так откорректировать входящие в данную формулу составляющие, чтобы миниминизировать такое явление как преступность. Положительным данной теории является то, что Кетле обратил внимание на зависимость преступных деяний от различных факторов (и время года, и географическое положение страны, и экономическое состояние в конкретный период времени). Однако в своей формуле он не нашёл места духовной культуре общества.
Наиболее значительным теоретическим достижением мировой криминологии является разработанная французским социологом Э. Дюркгеймом (1858-1947годы) теория социальной дезорганизации, которая была успешно развита и дополнена американцем Р. Мертоном.
Дюркгейм утверждал, что индивид испытывает влияние «социальных факторов», к которым относится внешние по отношению к нему образы мыслей, действий и чувствований. При этом он исходил из того, что коллективные наклонности не сводятся к наклонностям индивидов, а представляют собой нечто иное, чем сумма взглядов отдельных людей. По его мнению, общественная мораль всегда строже и бескомпромисснее, чем индивидуальная мораль. Мораль общества диктует конкретным людям правила поведения.
Дюркгейм использовал две научные категории: социальная сплочённость и аномия. В успешно функционирующем обществе всегда велика сплочённость, выраженная в том, что большинство солидарно в идеалах, представлениях о должном и порицаемом. Периодически при нарушении общественного равновесия, которое может происходить как вследствие экономического бедствия, так и при резком возрастании благосостояния страны, сплочённость между людьми ослабевает, общество дезорганизуется.
Социальная дезорганизация, в частности, выражается в явлении аномии. Этот термин заимствован из теологического лексикона. Буквально переводится как «безнормативность». Аномия понимается Дюркгеймом как социальный факт, как такое состояние общества, при котором существенно ослабевает сдерживающее действие морали, и общество в течение какого-то времени неспособно оказать воздействие на человека. Общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине в тот момент, когда это необходимо. Таким образом, Дюркгейм обнаруживает нормативный по своему характеру феномен - «аномия», являющийся, по его мнению, основной причиной преступности. Явление аномии рассматривается в двух аспектах: как характеристика общества и как характеристика отдельного человека.
«Безграничные желания ненасытны, ненасытность – болезненное состояние. Если общество не сможет разными механизмами ограничить желания его членов - то возникает хаос, дезорганизация, аномия».
Мертон дополняет учение Дюркгейма тезисом о том, что причиной аномии могут служить противоречия между целями, которые пропагандируют общество, и одобряемыми средствами, которые считаются в нём приемлемыми. Пропаганде общепринятым в американском обществе целям личного успеха и благосостояния противоставляется ограниченность доступа к социально одобряемым каналам обретения этого успеха, а именно к образованию, профессии, богатству и статусу. Тем самым для низших слоёв общества остаётся практически только один выход – нарушение правовых норм. Так была развеяна иллюзия возможности ликвидировать преступность, устранить все причины её порождающие.
Теория дифференциальной связи сформулирована американцем Э.. Сатерлендом в книге «Принципы криминологии». Её методологическую базу составляет социальная психология как наука о малых и социальных группах. В ней сделана попытка объяснить механизм усвоения моделей негативного поведения. Касаясь преступности в целом, Сатерленд опирается на теорию социальной дезорганизации. Именно социальная дезорганизация порождает конфликт культур, который ведёт к «дифференциальной связи». Согласно этой теории, преступное поведение возникает в результате связи отдельных людей или групп с моделями преступного поведения. Чем больше часты и устойчивы эти связи, тем больше вероятность того, что индивид станет преступником. Преступному поведению учатся в процессе общения.
Данная теория высоко оценивается в мировой криминологии. Однако она не лишена недостатков. Иногда преступные идеи черпаются из книг, СМИ, иных источников. Порой это протест против того, что стало нормой в непосредственном окружении индивида. Теория игнорирует индивидуальные особенности личности, а также присущую человеку избирательность поведения: свободную волю.