Файл: Методические рекомендации по подготовке планаотчета. Несколько общих замечаний.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этом и есть мудрость в устройстве жизни, что план планом, а в то же время во всякий момент надо быть готовым этот план бросить.
Михаил Пришвин
Елена Баханская
ВСЕ О ВАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ
Единой и обязательной формы плана и отчета, отраженной в каком-либо регламентирующем документе инструкции, письме Минобразования и т.д., не существует. Зачастую библиотекари подстраиваются под те схемы планово-отчетной документации и требования, которые существуют в конкретном учреждении.
Предлагаем вам очень подробные методические рекомендации по подготовке плана/отчета.
Несколько общих замечаний
План и отчет работы библиотеки - главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки.
Основная цель этого материала - помочь школьному библиотекарю грамотно и четко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учащимся и педагогам, а затем убедительно отчитаться.
При составлении плана/отчета библиотекари не всегда отражают в нем все виды работ. Как правило, основное внимание уделяется информационной и воспитательной работе, а внутренняя работа и ведение финансовой документации остаются неучтенными.
План/отчет, составленный без должного отражения всех необходимых составляющих, негативно влияет на всю работу библиотекаря и на ее оценку администрацией школы.
С учетом этого и были разработаны методические рекомендации к составлению плана/отчета работы школьной библиотеки.
План/отчет состоит из восьми разделов. А в приложении дан перечень основной внутрибиблиотечной документации школьной библиотеки.
Обращаю внимание библиотекарей, что работа с фондом учебников не входит в основной план работы. Она отражается в отдельном плане/отчете, поскольку является дополнительной, и за нее полагается доплата.
Эти примерные схемы отражают все основные направления и виды работ школьной библиотеки и носят рекомендательный характер, поэтому вовсе не обязательно в план конкретной школы вносить и выполнять все виды работ.
Среди перечисленных видов работ библиотекари выбирают те, которые они выполняют в своей школе, и отражают их в своих планах с учетом особенностей школьной программы и учебного плана.
Примерная схема годового плана/отчета работы школьной библиотеки (методические рекомендации)
I. Задачи библиотеки
-
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов. -
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного
пользователя, информационной культуры и культуры чтения. -
Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.
II. Основные функции библиотеки
-
Образовательная. -
Информационная. -
Культурная.
Ш. Общие сведения
- Количество учащихся________из них читателей_________
- Количество учителей _______из них читателей__________
-
Другие работники и родители______ -
Объем библиотечного фонда______ -
Книгообеспеченность (для отчета)______ -
Обращаемость (для отчета)______ -
Объем учебного фонда_______
IV. Работа с библиотечным фондом
-
Изучение состава фонда и анализ его использования. -
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации. -
Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа) -
Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы. -
Оформление подписки на периодику, контроль доставки. -
Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений. -
Учет библиотечного фонда. -
Прием и оформление документов полученных в дар, учет и обработка. -
Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов). -
Выдача документов пользователям библиотеки. -
Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК. -
Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления. -
-Проверка правильности расстановки фонда. -
Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации. -
Работа по сохранности фонда:
-
организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности; -
систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий; -
обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке; -
организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива; -
обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
-
Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию. -
Инвентаризация. -
Обеспечение работы читального зала (при его наличии). -
Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).
V. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.
Справочно-библиографическая работа
-
Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий). -
Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными
изданиями и т.д. -
Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.
VI. Воспитательная работа
-
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. -
Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:
-
беседы, -
диспуты, -
литературные игры,
• читательские конференции,
-
утренники, -
викторины, -
литературно-музыкальные композиции, -
библиотечные занятия и т.д.
-
Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и про ведение культурно-массовой работы. -
Создание актива библиотеки и работа с ним. -
Работа с детскими библиотеками.
VII. Информационная работа
-
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным
обеспечением педагогических работников:
-
совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы; -
обзоры новых поступлений; -
подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий; -
оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету; -
помощь в подборе документов при работе над методической темой школы; -
помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д.
-
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным
Обслуживанием обучающихся:
-
на абонементе; -
в читальном зале; -
по предварительному заказу через МБА; -
подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.; -
помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; -
проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
-
Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:
-
информирование о пользовании библиотекой их детьми; -
оформление выставок документов для родителей на актуальные темы; -
индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы; -
выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.
VIII. Повышение квалификации
-
Работа по самообразованию:
-
освоение информации из профессиональных изданий, -
использование опыта лучших школьных библиотекарей, -
посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.
-
Регулярное повышение квалификации. -
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий -
Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.
Примерная схема плана/отчета работы с учебным фондом
-
Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление. -
Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы, его передача окружному методисту. -
Контроль за выполнением сделанного заказа. -
Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки. -
Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).
6. Прием и выдача учебников.
-
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. -
Периодическое списание ветхих и устаревших учебников. -
Проведение работы по сохранности учебного фонда.
10. Работа с резервным фондом учебников:
-
ведение его учета, -
размещение на хранение,
-
составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда округа,
-
передача в другие школы.
-
Изучение и анализ использования учебного фонда. -
Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России. -
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы. -
Расстановка новых изданий в фонде. -
Проведение рейдов по проверке состояния учебников. -
Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная
передача в централизованную бухгалтерию.
Приложение
Основная внутрибиблиотечная документация
Общая
-
Положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой. -
Паспорт библиотеки. -
Годовой и месячный планы работы. -
Анализ работы за предыдущий год. -
Функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря. -
График и расписание работы библиотеки.
По основному фонду
-
Книга суммарного учета. -
Инвентарные книги. -
Журнал с копиями накладных. -
Папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.). -
Акты о проведении инвентаризации и проверок фонда. -
Тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных. -
Тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд). -
Книга суммарного учета на НИИ (нетрадиционные носители информации). -
Тетрадь учета подарочных изданий. -
Дневник работы школьной библиотеки. -
Журнал учета справок. -
Читательские формуляры.
По учебному фонду
-
Книга суммарного учета. -
Копии накладных по доставке учебников. -
Журнал (папка) учета поступивших учебников. -
Тетрадь учета брошюрного фонда. -
Картотека учебников. -
Папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.). -
Копии бланков-заказов учебников. -
Тетрадь замены учебников. -
Журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры. -
Диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний. -
Отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.