Файл: Методические рекомендации по подготовке планаотчета. Несколько общих замечаний.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этом и есть мудрость в устройстве жизни, что план планом, а в то же время во всякий момент надо быть готовым этот план бросить.

Михаил Пришвин

Елена Баханская

ВСЕ О ВАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ

Единой и обязательной формы плана и отчета, отраженной в каком-либо регламентирующем документе инструкции, письме Минобразования и т.д., не существует. Зачастую библиотекари подстраиваются под те схемы планово-отчетной документации и требования, которые существуют в конкретном учреждении.

Предлагаем вам очень подробные методические рекомендации по под­готовке плана/отчета.

Несколько общих замечаний

План и отчет работы библиотеки - главные документы, которые характе­ризуют деятельность школьной библиотеки.

Основная цель этого материала - помочь школьному библиотекарю гра­мотно и четко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учащимся и педагогам, а затем убедительно отчитаться.

При составлении плана/отчета библиотекари не всегда отражают в нем все виды работ. Как правило, основное внимание уделяется информацион­ной и воспитательной работе, а внутренняя работа и ведение финансовой документации остаются неучтенными.

План/отчет, составленный без должного отражения всех необходимых со­ставляющих, негативно влияет на всю работу библиотекаря и на ее оценку администрацией школы.

С учетом этого и были разработаны методические рекомендации к составле­нию плана/отчета работы школьной библиотеки.

План/отчет состоит из восьми разделов. А в приложении дан перечень основной внутрибиблиотечной документации школьной библиотеки.

Обращаю внимание библиотекарей, что работа с фондом учебни­ков не входит в основной план работы. Она отражается в отдельном плане/отчете, поскольку является дополнительной, и за нее полагается доплата.

Эти примерные схемы отражают все основные направления и виды работ школьной библиотеки и носят рекомендательный характер, по­этому вовсе не обязательно в план конкретной школы вносить и выпол­нять все виды работ.
Среди перечисленных видов работ библиотекари выбирают те, которые они выполняют в своей школе, и отражают их в своих планах с учетом особенностей школьной программы и учебного плана.

Примерная схема годового плана/отчета работы школьной библиотеки (методические рекомендации)

I. Задачи библиотеки

  1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслужива­ния учащихся и педагогов.

  2. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного
    пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

  3. Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

II. Основные функции библиотеки

  1. Образовательная.

  2. Информационная.

  3. Культурная.

Ш. Общие сведения

- Количество учащихся________из них читателей_________

- Количество учителей _______из них читателей__________

  • Другие работники и родители______

  • Объем библиотечного фонда______

  • Книгообеспеченность (для отчета)______

  • Обращаемость (для отчета)______

  • Объем учебного фонда_______

IV. Работа с библиотечным фондом

  1. Изучение состава фонда и анализ его использования.

  2. Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционны­ми носителями информации.

  3. Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа)

  4. Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с обра­зовательной программой школы.

  5. Оформление подписки на периодику, контроль доставки.

  6. Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.

  7. Учет библиотечного фонда.

  8. Прием и оформление документов полученных в дар, учет и обработка.

  9. Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформле­ние актов и изъятие карточек из каталогов).

  10. Выдача документов пользователям библиотеки.

  11. Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.

  12. Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, ин­дексов), эстетика оформления.

  13. -Проверка правильности расстановки фонда.

  14. Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к инфор­мации.

  15. Работа по сохранности фонда:




  • организация фонда особо ценных изданий и проведение периодиче­ских проверок сохранности;

  • систематический контроль за своевременным возвратом в библиоте­ку выданных изданий;

  • обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;

  • организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с при­влечением библиотечного актива;

  • обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.




  1. Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.

  2. Инвентаризация.

  3. Обеспечение работы читального зала (при его наличии).

  4. Организация обслуживания по МБА (получение литературы во вре­менное пользование из других библиотек).

V. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.
Справочно-библиографическая работа


  1. Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом воз­растных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендатель­ные списки, выделение справочно-информационных изданий).

  2. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиогра­фических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, зна­комство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со струк­турой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными
    изданиями и т.д.

  3. Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.

VI. Воспитательная работа

  1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, от­бору и критической оценке информации.

  2. Способствование формированию личности учащихся средствами куль­турного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой рабо­ты:

  • беседы,

  • диспуты,

  • литературные игры,

• читательские конференции,

  • утренники,

  • викторины,

  • литературно-музыкальные композиции,

  • библиотечные занятия и т.д.




  1. Популяризация лучших документов библиотечными формами рабо­ты, организация выставок и стендов и про ведение культурно-массовой ра­боты.

  2. Создание актива библиотеки и работа с ним.

  3. Работа с детскими библиотеками.

VII. Информационная работа

  1. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным
    обеспечением педагогических работников:

  • совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;

  • обзоры новых поступлений;

  • подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;

  • оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;

  • помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;

  • помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д.

  1. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным
    Обслуживанием обучающихся:

  • на абонементе;

  • в читальном зале;

  • по предварительному заказу через МБА;

  • подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.;

  • помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприя­тиям;

  • проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

  1. Информационное обслуживание родителей (или иных законных пред­ставителей) обучающихся:

  • информирование о пользовании библиотекой их детьми;

  • оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;

  • индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы;

  • выступление на родительских собраниях с информацией о новых по­ступлениях в фонд библиотеки.

VIII. Повышение квалификации

    1. Работа по самообразованию:

  • освоение информации из профессиональных изданий,

  • использование опыта лучших школьных библиотекарей,

  • посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на откры­тых мероприятиях, индивидуальные консультации.




    1. Регулярное повышение квалификации.

    2. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий

    3. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повы­шение их качества на основе использования новых технологий: компьютериза­ция библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.


Примерная схема плана/отчета работы с учебным фондом

  1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебни­ки с учетом их требований, его оформление.

  2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы, его передача окружному методисту.

  3. Контроль за выполнением сделанного заказа.

  4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.

  5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариатив­ных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).

6. Прием и выдача учебников.

  1. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебни­ков и учебных пособий.

  2. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.

  3. Проведение работы по сохранности учебного фонда.

10. Работа с резервным фондом учебников:

  • ведение его учета,

  • размещение на хранение,

  • составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда округа,

  • передача в другие школы.




  1. Изучение и анализ использования учебного фонда.

  2. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России.

  3. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.

  4. Расстановка новых изданий в фонде.

  5. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.

  6. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная
    передача в централизованную бухгалтерию.


Приложение

Основная внутрибиблиотечная документация

Общая

  1. Положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой.

  2. Паспорт библиотеки.

  3. Годовой и месячный планы работы.

  4. Анализ работы за предыдущий год.

  5. Функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря.

  6. График и расписание работы библиотеки.

По основному фонду

  1. Книга суммарного учета.

  2. Инвентарные книги.

  3. Журнал с копиями накладных.

  4. Папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.).

  5. Акты о проведении инвентаризации и проверок фонда.

  6. Тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных.

  7. Тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд).

  8. Книга суммарного учета на НИИ (нетрадиционные носители информа­ции).

  9. Тетрадь учета подарочных изданий.

  10. Дневник работы школьной библиотеки.

  11. Журнал учета справок.

  12. Читательские формуляры.

По учебному фонду

  1. Книга суммарного учета.

  2. Копии накладных по доставке учебников.

  3. Журнал (папка) учета поступивших учебников.

  4. Тетрадь учета брошюрного фонда.

  5. Картотека учебников.

  6. Папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.).

  7. Копии бланков-заказов учебников.

  8. Тетрадь замены учебников.

  9. Журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры.

  10. Диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний.

  11. Отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.