Файл: Пояснительная записка к курсовому проекту Город по дисциплине Градостроительное проектирование студент гс119.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1 2 3
Рис 1. Роза ветров

  1. Январь

  2. Июль

  3. Январь-Июль




    1. Анализ рельефа местности и оценка естественного ландшафта


Рельеф местности является фактором, влияющим на застройку, трассирование улиц, организацию поверхностного стока. При изучении рельефа особое внимание обращается на его формы, которые оказывают значительное влияние на размещение элементов строительства.

В топографической практике различают рельеф в виде плоскоравнинной местности, пересеченной равнинной и всхолмленной, предгорной, горной и высокогорной местности.

Для градостроительной практики особенно благоприятны средние формы рельефа холмы, равнины, террасы, лощины, овраги и т.п., изучение которых предопределяет мероприятия по инженерной подготовке и, в частности, вертикальной планировке.

При освоении любой территории под строительство объектов различного назначения для обеспечения нормальных условий движения транспорта и пешеходов по улицам и дорогам последним необходимо придать соответствующий продольный уклон, при возведении зданий следует обеспечить оптимальный цоколь и отвести от них поверхностную воду для обеспечения их устойчивости.

Архитектурно-пространственная и художественная выразительность отдельных зданий и жилых кварталов также обеспечиваются изменением рельефа.

В практике проектирования населенных мест к наиболее часто встречаемым формам рельефа относятся равнинный, всхолмленный и горный. Для размещения застройки наиболее приемлемыми являются две первые формы рельефа, так как они требуют меньших затрат на инженерную подготовку.

Определением уклонов на плане в горизонталях можно наметить участки, имеющие различные скаты, т.е. составить карту анализа рельефа. Для разработки карты уклонов используют палетки уклонов.
Рельеф оказывает существенное влияние на архитектурно-планировочное решение и благоустройство городских территорий, поэтому при планировке и застройке жилых территорий в начале необходимо изучить природный рельеф, после чего приступить к осуществлению архитектурно-планировочного замысла.

Максимальное приближение проектных отметок к существующим значительно сокращает объем земляных работ, а выравнивание рельефа, наоборот, ведет к удорожанию строительства и, вместе с тем, делает застройку в архитектурном отношении маловыразительной. В связи с этим любые характерные особенности территории-уклон, холмы, овраги, тальвеги - должны быть использованы проектировщиками в поисках индивидуального образа жилой застройки и создания дополнительных удобств для проживания населения.


Максимальное сохранение природных особенностей рельефа также позволяет улучшить ландшафт застраиваемых территорий. Здесь особо важно бережное отношение к многолетним деревьям, травяному покрову и растительному слою.

Природная среда воздействует прежде всего на структуру города. Ветровой режим, направление течения реки, строение грунтов во многом определяют взаимное расположение селитебных и промышленных районов и территорий, отводимых под транспортные устройства. Климатические, геологические и гидрогеологические условия должны быть учтены и при выборе места, и при расчете конструкций зданий и сооружений.

Среди природных условий прямое и непосредственное влияние на выбор композиционной системы планировки города оказывает рельеф местности, наличие водных пространств и зеленых массивов.

Рельеф местности диктует применение разнообразных способов и приемов композиции города в целом. Равнинный рельеф, который присутствует на выбранной территории, для небольшого города обусловливает компактное построение плана. Также он уменьшает работу над вертикальной планировкой и последующими за ней инженерными работами. Ещё одним плюсом такого рельефа будет отсутствие сильных ограничений в расположении зон, зданий и их направлений.

Наряду с рельефом местности на композицию города в большой степени оказывает влияние гидрографическая сеть — моря и большие реки, являющиеся транспортными артериями. К водному бассейну обычно тяготеют все части города, главные магистрали направляются к берегам. Водным объектом на выбранной территории является река Волга.


    1. Обоснование выбора площадки для города


Комплексное развитие сети городов страны на основе роста производительных сил в различных районах усиливает народно-хозяйственную и градостроительную дифференциацию новых городов по производственному профилю, величине и темпам роста.

Формирование промышленной базы создает предпосылки развития новых городов.

В плановых и проектных работах по развитию производительных сил при размещении города на новой площадке учитываются в первую очередь следующие факторы, влияющие на размещение предприятий обрабатывающей промышленности, а также научных центров, которые являются основой для будущего города, - близость к источникам сырья, энергии, топлива, районам потребления продукции и сосредоточения трудовых ресурсов, а также к центрам информации и культуры.



Численность населения нового города зависит от производственной зоны: 50... 100 тыс. жителей, если город развивается на базе производственного комплекса предприятий одной отрасли, где ведущее производство дополняется сопутствующими.

Наиболее благоприятные условия для строительства и последующего развития новых городов имеются в транспортных узлах: в пунктах пересечения или примыкания железных дорог к судоходными лесосплавным рекам, в развитых узлах железнодорожного, водного и других видов транспорта.

Особое значение имеет размещение новых городов на территориях с благоприятным природным окружением, без отчуждения при этом ценных сельскохозяйственных земель.

Планировка города начинается с выбора территории для его расположения, а в сложившемся городе - для его расширения. Каждая часть города предъявляет свои особые требования к рельефу, грунтовым условиям, водоемам и т.п., а также к расположению среди других частей города. Нередко бывает так, что участки, трудные для освоения под застройку, подходят для разбивки садов и парков.

Решая вопрос о расширении существующего города, нужно прежде всего позаботиться о рациональном использовании территории старых городских районов, т.е. уплотнить недостаточно интенсивно застроенные районы, реконструировать полностью или частично районы малоэтажной застройки с заменой ее многоэтажными домами, разбить на пустующих участках скверы, сады и т.п.

Как показывает опыт градостроительства, выбор новой территории для городского строительства в сложившихся городах чаще всего бывает ограничен. Препятствиями для расширения города на отдельных направлениях обычно служат крупные промышленные районы, железнодорожные устройства, широкие речные поймы, чрезмерно извилистая линия морского берега, крутые склоны гор и холмов и т.п.

При этом учитывается наличие сырьевых и энергетических ресурсов и условия их использования, размещение населенных мест, их общая характеристика и перспективы развития, наличие трудовых резервов в окружающем районе, природные факторы, условия транспортной связи, наличие строительных материалов и строительной промышленности, возможность кооперирования с различными предприятиями и другие обстоятельства, определяющие целесообразность выбора того или иного географического пункта для строительства новых предприятий и населенных мест, что облегчает организацию строительных работ на первом этапе.


Создаваемый мною проект является расширением села Иловатка. На выбранной территории рельеф благоприятный, нет ярко-выраженных возвышенностей или впадин, которые бы влияли на инсоляцию и расположение объектов в городе. Климатические условия и осадки также пригодны для жизни, что является ещё одним плюсом для проектирования. Территория находится вблизи реки Волга, рядом имеется транспортная магистраль, что благоприятно для расположения города.


  1. Проектное предложение


2.1. Описание планировочной структуры города
Под планировочной структурой города подразумевается определяемое утилитарными целями и функциональными требованиями общее построение города и порядок размещения его частей, т.е. жилых и промышленных районов, главного и районных центров, магистралей, зеленых насаждений, устройств внешнего транспорта, сооружений городского хозяйства и т.д.

Важной задачей при проектировании было сохранение, частичное или полное, основных существующих транспортных направлений (рис. 2). Также, при небольшой для города территории, была выбрана компактная схема планировки, с удобной кольцевой развязкой (рис.3).


Рис.2 Основные грунтовые линии


Рис.3 Планировка проектируемого города
2.1.1. Расчет численности населения города
Общая численность населения города рассчитывается как 15 га на 1000 жителей. Площадь проекта составляет 1500 га, следовательно:
1500/15= 100 (тыс. человек)
Численность населения города определяется методом трудового баланса по формуле

H = (A⋅100)/а

где Н — расчетная численность населения города, чел.; А — абсолютная численность градообразующей группы населения, чел.; а — удельный вес градообразующей группы населения, %.

Численность градообразующей группы населения определяется суммированием числа трудящихся, занятых на основных производственных предприятиях, в строительных организациях, на внешнем транспорте, в учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, относящихся к градообразующей группе (согласно заданию). Удельный вес градообразующей группы населения следует принять в пределах 30…35 %.

100 000 = (A⋅100)/30

А = 100 000*30/100

А = 30 000
2.1.2. Основные зоны города
Функциональные зоны территории города — селитебная, промышленная и складская — определяются в процессе проектирования в зависимости от местных условий.

По функциональному назначению и характеру использования городская территория подразделяется на селитебную, промышленную, коммунально-складскую, внешнего транспорта, мест отдыха и др.

На размещение селитебной зоны большое влияние оказывает наличие водных пространств, характер рельефа (всхолмленный, спокойный, изрезанный речками и балками), наличие лесных массивов и др.

Промышленная зона в структуре города размещается в зависимости от направления господствующих ветров, направления течения реки.

Коммунально-складские территории размещаются как за пределами застройки с учетом санитарно-защитных зон, так и в пригородных зонах.
Селитебная территория и ее структурные элементы.

По заданному соотношению этажности застройки селитебной территории определяется средний норматив площади на 1000 жителей, который представлен в табл. 1. Для этого табличные показатели умножаются на соответствующие доли процентов этажности застройки (по заданию), а результаты складываются:

fср =f1n1 +f2n2 +f3n3 + ...,

где fcp — средняя площадь на 1000 жителей; п — доля, %, этажности застройки; f1,2,3,... — площадь территории для каждой этажности на 1000 жителей.

Произведение полученной средней площади на численность населения, тыс. жителей, дает искомую величину территории селитебной зоны города:

FС=fср · N,

где FС—площадь селитьбы, га; N—численность населения города



Табл. 1

Заданная этажность застройки:

До 3х этажей – 30%

От 4 до 8 этажей – 50%

Более 9 этажей – 20%
Fср = 0.3*10+0,5*8+0,2*7 = 8,4 га на 1000 жителей

При расчетной численности населения, равной 100 тыс. человек, необходимая площадь селитебной зоны составит:

8,5*100000=840 га селитебной зоны
Общественный центр города и жилого района.
Главным звеном в системе обслуживания и архитектурной доминантой нового города является городской центр. Он состоит из системы площадей и групп общественных зданий, должен быть удобно связан с центром промышленного района, спортивным комплексом, общегородским парком и набережной при наличии в городе крупного водоема.