Файл: Концепция жизненного цикла организации, и ее роль в управлении собственным бизнесом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет/Институт Бизнеса

(наименование факультета/института)

Направление/специальность подготовки: группа ВБМо-105пр

(код и наименование направления /специальности подготовки)

Профиль/специализация: Менеджмент

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: Очно - заочная

(очная, очно-заочная, заочная)

ЭССЕ
На тему: Концепция жизненного цикла организации, и ее роль в управлении собственным бизнесом.

(наименование темы)
По дисциплине: Управление собственным бизнесом

(наименование дисциплины)



Обучающийся

Михеечев Юрий Александрович

 

 




(ФИО)




(подпись)


Москва 2023 г.
Жизненный цикл организации - ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Актуальность темы определяется тем, что, рассматривая организацию как экономическую систему с позиции стадий ее жизненного цикла, можно достаточно точно прогнозировать будущие характеристики организации в целях оптимизации управленческого воздействия. Изучение жизненного цикла организации позволяет с определенной долей вероятности осуществлять прогнозирование наступления кризисных ситуаций и выбирать инструменты, позволяющие наиболее эффективно нейтрализовать их негативные последствия.


Исследования в развитии организации наиболее актуальны в настоящее время. На Западе теории развития организаций придают важное значение, в российской экономике это ново, но российские экономисты уже проводят исследования по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрей других и делают свое дело лучше, чем другие.

Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организации как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени.

Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Жизнь любой организации подчиняется ряду законов, среди которых можно назвать: синергии, сохранения пропорциональности, композиции, самосохранения, информированности, необходимого разнообразия, онтогенеза. Кроме того, она зависит от многих факторов внутренней и внешней среды (окружения) функционирования самой организации, влияющих на ее способность достигать поставленных целей. Внутренняя среда – это совокупность элементов самой организации, которые руководство может контролировать непосредственно, используя различные методы управленческого воздействия. Внешняя – объекты и силы, с которыми организация взаимодействует непосредственно или которые она должна учитывать. И здесь сложнее, ведь ее образует совокупность условий, складывающихся за пределами организации, и характеризующихся постоянным изменением и неустойчивостью.

Любой живой организм – открытая система. Это значит, что для существования и развития ему необходим постоянный обмен веществом и энергией с окружающей средой, причем с его прекращением заканчивается и жизнь. Живой организм, по мнению Эрвина Шредингера “питается отрицательной энтропией” (поедает хаос), перерабатывает его и за счет этого усложняется и развивается.



Существенно, что жизнь сопровождается развитием и усложнением (преобладание синтеза над распадом) и постоянным массо– и энергообменом организма (как открытой системы) с окружающим миром.

Это присуще и таким системам, как бизнес-структуры (организации, фирмы, корпорации и т. п.) и организационные структуры (племя, народ, страна и т. п.).

Уместно привести еще одно сравнение: “...смотришь на иную фирму: ей отроду три года, а она уже как постаревший ребенок – дряхлое руководство, апатичные сотрудники, никому ничего не надо...”. Напрашивается вывод о том, что все организации индивидуальны в своем развитии, и психологический возраст организации может сильно отличаться от физического. Наблюдение Л. Грейнера за организациями почти в течение 27 лет и анализ этапов развития различных организаций позволяет ему утверждать, что “смертей” организаций на сегодняшний день стало гораздо больше.

Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.

Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.

Выявленные причинно следственные связи нашли свое отражение в теории жизненного цикла организации.

Воспользовавшись услугами глобальной сети Internet и внеся в поисковую систему запрос “жизненный цикл”, можно получить ссылки на следующие варианты циклов: жизненный цикл товара, организации, продукта, растений, клетки, проекта и т.д.

Понятие “жизненный цикл” универсально. И организация, и страна, равно как и отдельно взятый человек, проживают свою жизнь. И вся эта жизнь – цикл.

Жизненный цикл организации - это определенный порядок стадий развития, которые проходит компания за период своего существования. Если брать стадии по аналогии с живыми организмами
, они подразумевает следующие этапы развития: становление, рост, зрелость и смерть. Но в отличие от живых существ, последний этап может быть и не обязателен по отношению к организации, так как физически искусственное существо может и продолжить свое существование.

В различные времена ученные предлагали свои модели этапов жизненного цикла компании. Достаточно интересной является модель Ларри Грейнера, разработанная в 70-х годах прошлого века. Согласно модели Грейнера, в организационном развитии компании существует лишь пять этапов. Это - Творчество, Централизация, Делегирование, Координация и Сотрудничество.

Творчество - на данном этапе предприниматель обеспечивает очень высокий уровень креативного мышления, пытаясь воплотить идею в жизнь и заставить остальных поверить в нее. Постепенно организация начинает расти, увеличивается штат сотрудников и предприниматель теряет прямой контроль над деятельностью своих подчиненных, требуется профессиональное руководство. На данном этапе возникает первый управленческий кризис – “кризис лидерства”.

Централизация. На этом этапе организационная структура компании становится более формализованной, выстраивается организационная структура компании, с приходом профессиональных менеджеров управление становится директивным. На данном этапе преодолевается “кризис лидерства”. Но в то же время, слишком жесткая функциональная структура организации начинает давать и свои минусы. С дальнейшим расширением компании становится трудно контролировать ее деятельность на всех уровнях. Наступает необходимость делегирования полномочия, то есть перехода в следующую фазу развития.

Делегирование. В первую очередь в растущей организации значительными полномочиями наделяют руководителей отдельных структурных единиц и направлений деятельности. В организации появляются новые, уникальные системы мотивации работников – бонусы, участие в прибыли организации. Среднему звену менеджеров делегируют достаточно полномочий для проникновения на новые рынки и развития новых продуктов. Верхушка организации, отдавшая часть своих полномочий, сосредоточивается на общем стратегическом развитии, что, несомненно, помогает укрепить позиции организации на рынке, но с течением времени руководство теряет контроль над разросшейся и усложнившейся организацией. Менеджеры на местах, зачастую, тратят больше времени и ресурсов на достижение целей своего подразделения, даже если это идет вразрез с общими целями организации. Наступает “кризис контроля”, который разрешается развитием программ координации.


Координация. На этом этапе стиль высшего руководства компании меняется на содействие. Управление выполняется с помощью центров планирований и инвестиций. Подразделения все чаще работают независимо друг от друга и предпочитают заказывать услуги у внешних поставщиков. Как следствие под большие проекты создаются отдельные организации, и выполняется переход на этап сотрудничества.

Сотрудничество - пятый, самый развитой этап работы организации. Компании взаимодействуют на уровне совместной постановки цели.

Развивая идеи Ларри Грейнера, Ицхак Адизес предположил, что динамика организационного развития, подобно функционированию большинства физических, биологических и социальных систем, носит циклический характер. Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Согласно модели И. Адизеса, в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных последовательных этапов.

Выхаживание - этап создания организации. У основателя родилась бизнес-идея, он горит энтузиазмом. Опасность, которая может загубить дело в самом начале, состоит в том, что, желая реализовать свою идею, предприниматель не достаточно считается с реальным положением дел на рынке.

Младенчество. На данном этапе компания не обладает еще четкой структурой и системой распределения полномочий и ответственности, но в этот период начинается процесс организации, переход от чистых идей к практическим действиям. Большое внимание уделяется результатам производства и удовлетворению потребностей конечных потребителей.

Детство. Компания начинает работать все продуктивнее, происходит рост уровня продаж, преодолеваются первые препятствия. В компании до сих пор нет ни четкой структуры, ни порядка субординации, ни прописанных функциональных обязанностей. Перспектива расширения сферы деятельности становится слишком заманчивой. Именно поэтому И. Адизес определяет главную организационную задачу этого этапа: фирма должна четко определить для себя, чем она не должна заниматься. Фирма на этом этапе внутренне еще не структурирована: решают люди, а не должности. Довольно противоречиво, по И. Адизесу, выглядит роль основателя-руководителя. Он пытается делегировать властные полномочия и ответственность сотрудникам организации, ибо чувствует невозможность и нецелесообразность сосредотачивать все решения в своих руках на этой стадии развития. Однако на самом деле без главы фирмы ничего не решается, и в этом вина руководителя - он боится потерять контроль над ситуацией. Для руководителя наступает весьма ответственный момент в определении того, когда необходимо перейти от интуитивного администрирования к профессиональному управлению.