Файл: Курсовой проект по дисциплине Внешнеторговые операции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Расчет «спасенного времени», диспача или демереджа в рейсовом чартере
2.2.1 Методика расчета стояночного и сталийного времени
Стали́йное вре́мя (англ. Laytime) — в торговом мореплавании срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки или выгрузки груза и держит его под погрузкой или выгрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей.
Предварительные нотисы (Preliminarynotice). Для того чтобы отсчет сталии начался в соответствии с чартером, капитан обязан подать в порт погрузки (выгрузки) по адресам, указанным в чартере, предварительные нотисы об ожидаемой дате прибытия судна в порт. Количество и сроки подачи этих нотисов оговариваются в договоре. Наиболее часто предусматривается подача 2-3 нотисов, например:
-
об окончании выгрузки и о предполагаемой дате ухода судна из последнего порта захода предшествующего рейса; -
о предполагаемой дате прохождения судном ордерной точки, расположенной по пути следования судна, или ордерной позиции — при выполнении судном дальнего океанского перехода; -
о предполагаемом прибытии судна в первый порт захода, поданные за обусловленное число дней, часов до прибытия судна в порт назначения.
Еще часто предусматривается подача нотиса за 15, 10 и 5 суток, в этом случае последний из них называется окончательным (finalnotice или definitenotice).
Судно, зафрахтованное для дальнего океанского рейса, часто помимо предварительных нотисов обязано сообщить фрахтователю время прохождения контрольных географических точек.
Нотисы необходимы для того, чтобы фрахтователь мог подготовиться к обработке судна: отозвать груз, заказать транспорт, рабочую силу. Поэтому, если капитан не подал или задержал предварительный нотис, фрахтователь обычно имеет право добавить к сталийному времени определенное количество суток, либо не несет ответственности за задержку начала грузовых работ в течение оговоренного времени.
С предварительными нотисами часто связаны в чартере сроки ордирования фрахтователем портов захода. Например, фрахтователь номинирует первый порт погрузки в течение 72 часов после подачи судном предварительного 168-часового нотиса. В случае любой задержки судна после подачи предварительного нотиса капитан должен немедленно информировать об этом порт назначения.
Сроки подачи нотисов могут быть оговорены в чартере в календарных, рабочих (за вычетом выходных и праздников) или в «чистых днях». В последнем случае день подачи нотиса и день прибытия судна в порт не учитываются. Таким образом, 7-суточный нотис фактически должен быть подан за 9 дней.
Нотис о готовности.Отсчет сталийного времени не начинается до тех пор, пока судовладелец не даст нотис (уведомление) о готовности судна к грузовым операциям. Срок и порядок подачи нотиса регулируются условиями чартеров. В современных стандартных формах чартеров обстоятельства подачи нотиса излагаются достаточно подробно. В старых стандартных формах чартеров содержится гораздо меньше конкретных требований подачи нотиса.
По времени подачи нотиса в чартере может быть установлено, что нотис о готовности должен быть подан и будет принят только в официальные рабочие дни и часы порта (обычно они приводятся в чартере) или нотис о готовности может быть подан и будет принят в любое время суток и день недели. Это условие часто применяется при фрахтовании крупнотоннажных судов и в период высокой конъюнктуры фрахтового рынка.
Льготный период (Periodofgrace). Условиями типовых проформ чартеров фрахтователю предоставляется определенный льготный период после принятия нотиса о готовности судна и до начала отсчета сталийного времени, что связано с практикой портов по заблаговременному заказу рабочих бригад. Наиболее часто условие о льготном периоде формулируется следующим образом «если нотис о
готовности судна принят до полудня, то отсчет сталии начинается с 13 (14) часов; если нотис принят после полудня, то счет сталии начинается с 6 (8) часов следующих рабочих суток».
При фрахтовании крупнотоннажных танкеров (иногда - балкеров) оговаривается, что сталия начинается через 6 часов или немедленно после принятия нотиса.
Наличие условия WIBON или WIPON означает, что при отсутствии причала сталия начинается во время стоянки судна на внутреннем или внешнем рейде - после приема нотиса фрахтователя и окончания льготного периода.
Агент судовладельца должен сообщить капитану номер очереди, наименование предыдущего судна и предполагаемое время (дата и час) постановки к причалу.
Иногда применяется компромиссный вариант: первые 24 или 48 часов ожидания причала относятся на счет судна, остальные включаются в сталию.
В типографском тексте проформы Дженкон (Gencon) указано, что нее время ожидания причала считается как время погрузки/разгрузки.
Расчет сталии. Расчет продолжительности сталийного времени может быть оговорен в чартере по норме на люк в сутки (час); по норме на судно в сутки (час); количеством суток (часов); по обычаям порта; с обычной скоростью.
Рассчитаем сталийное время:
где Qпфакт – фактическое количество груза на погузку, тон
Qвфакт – фактическое количество на выгрузку, тон
В практике фрахтования судов под перевозку лесных и некоторых штучных грузов применяется расчет сталии по норме на люк в сутки. Сталийное время определяется делением общего количества груза на норму и на количество люков. При этом под люком понимается любой люк нормальных размеров, обеспеченный стрелой или краном.
Для сокращения расчетного сталийного времени необходимо добиваться максимальной равномерности размещения грузов по трюмам.
Наиболее часто в чартерах оговаривается расчет сталии по норме на судно в сутки. В таких чартерах может указываться расчетное количество люков и вносится оговорка о том, что если их будет меньше, то установленная судо-суточная норма обработки пропорционально корректируется.
При фрахтовании крупнотоннажных балкеров, танкеров применяется исчисление сталийного времени в текущих днях (RD).
Чартером также определено количество рабочих часов, исходя из которого, установлена норма на люк или на судно в сутки. Возможны два варианта: либо норма установлена на рабочую смену (т. е. 8 часов), либо - на 24 непрерывных часа. Вторая формулировка применяется в большинстве современных проформ чартеров.
В тех случаях, когда чартером предусмотрена погрузка или выгрузка судна в нескольких портах, сталийное время устанавливается в целом на соответствующий вид грузовых операций, а отсчет сталии во втором и последующих портах погрузки (выгрузки) обычно начинается немедленно после принятия нотиса о готовности, без льготного периода.
В некоторых случаях при перевозках так называемых «полумассовых» грузов в чартере не указывается ни конкретная норма грузовых работ, ни фиксированное время на погрузку (выгрузку).Официальные портовые справочники содержат лишь самые краткие сведения о нормах грузовых работ, эти данные часто занижены и не соответствуют фактически достигнутой производительности. Кроме этого, фрахтователь получает возможность отнести за счет обычаев порта некоторые простои судна (из-за скопления судов, отсутствия рабочей силы, ожидания плавкрана и т. д.).
Исключаемые периоды. Из счета сталийного времени исключаются дни с непогодой, а также выходные и праздничные дни (sunday, holydayexcluded - SHEX). Кроме того, обычно оговаривается, что в субботу и предпраздничные дни сталия учитывается только до полудня (или как 0,5 суток), а в понедельник и послепраздничные дни -с 8 часов (% сталийных суток).
Во многих странах суббота также является выходным днем и исключается из стадии (SSHEX).В этом случае чартером оговаривается, что в пятницу сталия учитывается до 15 или 16 часов.
Во всех случаях из счета сталийного времени исключаются любые задержки или перерывы в грузовых работах по вине судна: из-за неисправности судовых грузовых средств, люковых закрытий, отсутствие электроэнергии. За счет судовладельца относится также время на перетяжку у причала, лихтеровку, штивку груза, если это вызвано несоответствием характеристик судна условиям чартера (по длине, осадке, приспособленности к грейферной выгрузке).
При исчислении сталийного времени в рабочих днях фрахтователь может при необходимости производить грузовые работы также в воскресные и праздничные дни. В этих случаях возникает вопрос о том, следует ли использованное для работы время включать в сталию.
2.2.2 Условия чартера
1. Судно – балкер; экспортный рейс из Калининградского морского торгового порта
2. Наименование груза – металлопрокат
3. Количество груза -10100 тонн
4. Норма грузовых работ – 504 т/люк-сутки
5. Выгрузка – порт Арбатакс
6. Расстояние – 900 миль
7. Количество люков – 5
8. Фрахтователь имеет право использовать один причал;
9. Металлопрокат - нотис о готовности судна принят после полудня (счет сталии начинается с 8 часов следующего дня)
10. Исключаемые периоды: SHEX; суббота – 1/2; понедельник 2/3 сталийных суток;
11. Время работы до начала сталии не учитывать
12.Работа в исключаемые периоды: 1/2 использованного времени включается в сталию
13. Льготный период – до 8 часов следующих рабочих суток после постановки к причалу;
14. Стоянка судна с 08.04.09 с 10:00 до 16.04.09 до 23:00
15. Демередж – 1000 евро
16. Диспач – 500 евро
2.2.3 Акт учета стояночного времени
Вид операции | Дата | Время, ч | День недели |
Приход на внешний рейд | 08.04.23 | 10:00 | Суббота |
Ожидание причала | 08.04.23 | 10:00-24:00 | Суббота |
Ожидание причала | 09.04.23 | 00:00-06:00 | Воскресенье |
Постановка к причалу | 09.04.23 | 06:00-08:00 | Воскресенье |
Выгрузка | 09.04.23 | 08:00-24:00 | Воскресенье |
Непогода | 10.04.23 | 00:00-24:00 | Понедельник |
Выгрузка | 11.04.23 | 00:00-09:00 | Вторник |
Неисправность берегового крана | 11.04.23 | 12:00-24:00 | Вторник |
Обычай порта | 11.04.23 | 12:00-24:00 | Вторник |
Обычай порта | 12.04.23 | 00:00-24:00 | Среда |
Выгрузка | 13.04.23 | 00:00-24:00 | Четверг |
Выгрузка | 14.04.23 | 00:00-18:00 | Пятница |
Отсутствие транспорта | 14.04.23 | 18:00-24:00 | Пятница |
Перешвартовка | 15.04.23 | 00:00-03:00 | Суббота |
Неисправность судового крана | 15.04.23 | 03:00-05:00 | Суббота |
Выгрузка | 15.04.23 | 05:00-24:00 | Суббота |
Выгрузка | 16.04.23 | 00:00-23:00 | Воскресенье |
Работа в исключенные периоды | 8 часов | ||
Стоянка судна | С 08.04.09 10:00 до 16.04.09 до 23:00 |
Грузополучатель__________________
Агент____________________________
Капитан__________________________
Начало отсчёта сталийного времени с 08:00 10.04.09
2.2.4 Расчет стояночного и сталийного времени
Дата | День недели | Стояночное время | Сталия, ч | ||
Грузовые работы | Простои (причины) | Сталийное время | Исключаемые периоды | ||
8.04.22 | Пятница | 0 | 14 | 0 | 0 |
9.04.22 | Суббота | 18 | 6 | 18 | 0 |
10.04.22 | Воскресенье | 0 | 24 (непогода) | 0 | 24 |
11.04.22 | Понедельник | 9 | 12 (неисправность берегового крана) | 6 | 12 |
12.04.22 | Вторник | 0 | 24 (обычаи порта) | 0 | 24 |
13.04.22 | Среда | 24 | 0 | 24 | 0 |
14.04.22 | Четверг | 18 | 6 (отсутствие транспорта) | 24 | 0 |
15.04.22 | Пятница | 19 | 3(перешвартовка) 2 (неисправность судового крана | 19 | 2 |
16.04.22 | Суббота | 23 | 0 | 11,5 | 0 |
| | 111 | 91 | 84,5 | 62 |