ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
|
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
|
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №__4_
по учебному курсу «Психотерапия»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | С.Н. Фадеев | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбп-1800в | |
| | |
Преподаватель | В.А. Пересыпкин | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 4
Тема 4.1. Психотерапия при различных соматических и психических расстройствах
Цель занятия: изучить психотерапию при различных соматических и психических расстройствах.
Формулировка задания
Опираясь на научную литературу по изучаемой теме, расположенную в свободных источниках, и учебник «Психотерапия», исследуйте, какие виды и формы психотерапии применяются при различных соматических заболеваниях и при психических расстройствах. Исследуя современные направления психотерапии, обратите внимание на их методологическую основу. Далее разработайте содержание темы и составьте таблицу «
Теоретические принципы, техники современных направлений в психотерапии», наполнив ее десятью (10) современными направлениями.
Таблица 4.1
Теоретические принципы, техники современных направлений в психотерапии
№ п/п | Направление психотерапии | Принцип психотерапии | Техника психотерапии |
1 | Психоанализ | Ключевая идея психоанализа сводится к утверждению, что человек не осознает собственные мотивы поведения – им необходима интерпретация. Согласно классическому психоанализу Фрейда, пациенту следует озвучить все свои мысли, ассоциации, сны. Задача психоаналитика – проанализировать услышанное. | Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: 1. Метод свободных ассоциаций. 2. Толкование (интерпретация) сновидений. 3. Интерпретация. 4. Анализ сопротивления. 5. Анализ переноса. |
2 | Гипноз | Суть гипноза состоит в активном восприятии только раздражителей, поступающих от гипнолога. Ученые считают, что трансовый опыт есть у каждого человека. Погружение в транс происходит незаметно, ежедневно по нескольку раз. Это возможно при сосредоточенности на размышлениях или переживаниях, при прослушивании музыки, просмотре фильмов и телепередач. Во всех случаях, когда происходит сильная концентрация, а мир как бы отходит на второй план. | К трансовым техникам относят классический гипноз (суггестия), эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП) |
3 | НЛП | Методы нейролингвистического программирования - это специфические методы, используемые для выполнения и преподавания нейролингвистического программирования, которое учит, что люди способны непосредственно воспринимать только небольшую часть мира, используя свое сознательное понимание, и что этот взгляд на мир фильтруется опытом, убеждениями, ценностями, предположениями и биологическими сенсорными системами. НЛП утверждает, что люди действуют и чувствуют, основываясь на своем восприятии мира и на том, как они относятся к этому миру, который они субъективно воспринимают. | техники манипулирования сознанием индивида. Понятие НЛП подразумевает отношение к нервной системе, В основе методики лежит управление когнитивными функциями, в частности, использование фраз, которые нацелены на достижение определенного результата. В структуре речи, при помощи которой осуществляется воздействие на психику индивида, применяют вспомогательные компоненты – жесты, мимику. |
4 | Гештальт-терапия | Гештальт-терапия — это направление психотерапии, в основе которого лежит принцип «здесь и сейчас». Суть в том, чтобы помочь человеку сделать свою жизнь более комфортной и яркой, осознать связь мыслей с телом и чувствами и жить в настоящем. Ещё гештальт-терапию называют терапией контакта, потому что в этом подходе человек рассматривается как субъект, контактирующий с внешним миром и другими людьми. | Основные приемы работы и техники гештальт-терапии - осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул». Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимыми переживаниями. |
5 | Аутотренинг | В основе использования аутогенной тренировки (аутотренинга) лежит овладение техникой самовнушения. Главный элемент аутогенной тренировки – усвоение и оперирование формулами самовнушения в виде самоприказов, когда формируется связь между словесными формулировками и возникновением определенных состояний. | И. Г. Шульц впервые ввел и описал метод аутогенной тренировки, а в последующем он был доработан многими отечественными учеными. К перечню классических упражнений AT относятся следующие (по И. Г. Шульцу): Упражнения для расслабления отдельных участков и всего тела путем умственного сосредоточения и локализации ощущений приятной тяжести: "Моя правая (левая) рука тяжелая", "Обе руки совершенно тяжелые", "Моя правая (левая) нога тяжелая", "Обе ноги совершенно тяжелые". Упражнения для расширения кровеносных сосудов путем внушения ощущений тепла в разных частях тела: "Моя правая (левая) рука теплая", "Обе руки совершенно теплые", "Моя правая (левая) нога совершенно теплая", "Обе ноги совершенно теплые", "Руки и ноги совершенно теплые". Упражнения для регуляции деятельности сердца: "Мое сердце бьется ровно и спокойно". Упражнения для контроля за дыханием: "Я дышу ровно и спокойно", "Мне дышится легко". Упражнения для регуляции деятельности внутренних органов брюшной полости: "Мое солнечное сплетение излучает приятное, внутреннее тепло". Упражнения для головы и снятия умственного напряжения: "Мой лоб приятно прохладен". |
6 | Коучинг | Создавать удобную нишу для клиентов. Повышать внимание клиентов. Раскрывать цели и пожелания клиентов. Использовать новое в работе. Быть удобным для клиента. Объединять ценности и цели клиентов. Расширять собственный кругозор и знания. | Метод «Вопрос-ответ» Метод Уолта Диснея Метод «Работа с гремлинами» Метод «Шкалирование» Инструмент «Падающая стрела» Инструмент «Линия времени» Инструмент «Колесо» |
7 | Экзистенциальная психотерапия | Суть экзистенциальной психотерапии заключается в том, что человек самостоятельно переосмысливает свое существование и начинает жить по-другому. Ступив на путь терапии, личность делает переоценку ценностей и берет ответственность за собственные действия. | Работа с осознанием смерти Техника «разрешения терпеть Техника работы с защитными механизмами Техника работы со сновидениями Техника напоминания о недолговечности (бренности) существования Техника использования вспомогательных средств для углубления осознания смерти Работа с ответственностью и свободой |
8 | Семейная терапия | 1. Принцип целостности: Семья — целостная система, её нужно рассматривать целиком. 2. Принцип открытости: Все семейные проблемы обсуждаются в присутствии всех членов семьи. 3. Принцип ответственности: Любое внутрисемейное нарушение — результат семейных отношений, а не чья-либо персональная вина. 4. В любом симптоме есть позитивный смысл 5. Принцип нейтральности: Психотерапевт не должен принимать сторону одной из сторон 6. Принцип гипотетичности: Психолог строит гипотезы, которые впоследствии опровергает или подтверждает. | Техника семейной терапии представляет собой специально организованную терапевтом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предписаний, действий, осуществляемых терапевтом в отношении семьи в рамках терапевтического процесса. Разработанная в рамках определенного метода (направления, школы) психотерапии, техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких терапевтических задач. |
9 | Групповой тренинг | Принцип группового поведения на тренинге, который заключается в том, чтобы не допускать безличных рассуждений и ссылок на «кого-то» и «некоторых». Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. | Групповой тренинг – это метод активного обучения для 2 человек и более, который предполагает пополнение существующего багажа знаний, развитие имеющихся умений и навыков в области коммуникации, а также их коррекцию. Формы, применяемые в ходе такого занятия, делятся на 2 крупные категории |
10 | Психосинтез | В психосинтезе применяются различные упражнения, позволяющие поднять на поверхность бессознательный материал, выявить несогласованные компоненты психики человека, рассмотреть их под другим углом, раскрыть настоящие потребности и преобразовать разрушительные качества в созидательные. Задачей метода стало пробуждение цельности и выработка нового взаимодействия в человеческой психике. Это позволяет собрать воедино то, что уже есть у индивидуума, и использовать согласно предназначению. | «Круг субличностей» «По следам субличности» «Знакомство с субличностью» «Диалог субличностей» «Конфликт субличностей» «Определите своего Критика» «Встреча с Саботажником» Групповой вариант упражнения «Круг субличностей» |
Рекомендации по выполнению задания 4
Опираясь на научную литературу по изучаемой теме, расположенную в свободных источниках, и учебник «Психотерапия», исследуйте основы психотерапии при различных соматических и психических расстройствах. В таблице соотнесите направления психотерапии с основными принципами и техниками психотерапевтического воздействия, приведите пример психотерапии соматического заболевания или психического расстройства.