Файл: Психология стресса 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»



(наименование института полностью)



(Наименование учебного структурного подразделения)




(код и наименование направления подготовки / специальности)



(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №__4_
по учебному курсу «Психотерапия»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

С.Н. Фадеев







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбп-1800в













Преподаватель

В.А. Пересыпкин







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023



Практическое задание 4

Тема 4.1. Психотерапия при различных соматических и психических расстройствах



Цель занятия: изучить психотерапию при различных соматических и психических расстройствах.



Формулировка задания

Опираясь на научную литературу по изучаемой теме, расположенную в свободных источниках, и учебник «Психотерапия», исследуйте, какие виды и формы психотерапии применяются при различных соматических заболеваниях и при психических расстройствах. Исследуя современные направления психотерапии, обратите внимание на их методологическую основу. Далее разработайте содержание темы и составьте таблицу «
Теоретические принципы, техники современных направлений в психотерапии», наполнив ее десятью (10) современными направлениями.

Таблица 4.1

Теоретические принципы, техники современных направлений в психотерапии


п/п

Направление психотерапии

Принцип

психотерапии

Техника

психотерапии

1

Психоанализ

Ключевая идея психоанализа сводится к утверждению, что человек не осознает собственные мотивы поведения – им необходима интерпретация. Согласно классическому психоанализу Фрейда, пациенту следует озвучить все свои мысли, ассоциации, сны. Задача психоаналитика – проанализировать услышанное.

Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник:

1. Метод свободных ассоциаций.

2. Толкование (интерпретация) сновидений.

3. Интерпретация.

4. Анализ сопротивления.

5. Анализ переноса.

2

Гипноз

Суть гипноза состоит в активном восприятии только раздражителей, поступающих от гипнолога.

Ученые считают, что трансовый опыт есть у каждого человека. Погружение в транс происходит незаметно, ежедневно по нескольку раз. Это возможно при сосредоточенности на размышлениях или переживаниях, при прослушивании музыки, просмотре фильмов и телепередач. Во всех случаях, когда происходит сильная концентрация, а мир как бы отходит на второй план.

К трансовым техникам относят классический гипноз (суггестия), эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП)

3

НЛП

Методы нейролингвистического программирования - это специфические методы, используемые для выполнения и преподавания нейролингвистического программирования, которое учит, что люди способны непосредственно воспринимать только небольшую часть мира, используя свое сознательное понимание, и что этот взгляд на мир фильтруется опытом, убеждениями, ценностями, предположениями и биологическими сенсорными системами. НЛП утверждает, что люди действуют и чувствуют, основываясь на своем восприятии мира и на том, как они относятся к этому миру, который они субъективно воспринимают.

техники манипулирования сознанием индивида. Понятие НЛП подразумевает отношение к нервной системе, В основе методики лежит управление когнитивными функциями, в частности, использование фраз, которые нацелены на достижение определенного результата. В структуре речи, при помощи которой осуществляется воздействие на психику индивида, применяют вспомогательные компоненты – жесты, мимику.

4

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия — это направление психотерапии, в основе которого лежит принцип «здесь и сейчас». Суть в том, чтобы помочь человеку сделать свою жизнь более комфортной и яркой, осознать связь мыслей с телом и чувствами и жить в настоящем.

Ещё гештальт-терапию называют терапией контакта, потому что в этом подходе человек рассматривается как субъект, контактирующий с внешним миром и другими людьми.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии - осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул».

Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимыми переживаниями.

5

Аутотренинг

В основе использования аутогенной тренировки (аутотренинга) лежит овладение техникой самовнушения. Главный элемент аутогенной тренировки – усвоение и оперирование формулами самовнушения в виде самоприказов, когда формируется связь между словесными формулировками и возникновением определенных состояний.

И. Г. Шульц впервые ввел и описал метод аутогенной тренировки, а в последующем он был доработан многими отечественными учеными. К перечню классических упражнений AT относятся следующие (по И. Г. Шульцу):

Упражнения для расслабления отдельных участков и всего тела путем умственного сосредоточения и локализации ощущений приятной тяжести: "Моя правая (левая) рука тяжелая", "Обе руки совершенно тяжелые", "Моя правая (левая) нога тяжелая", "Обе ноги совершенно тяжелые".

Упражнения для расширения кровеносных сосудов путем внушения ощущений тепла в разных частях тела: "Моя правая (левая) рука теплая", "Обе руки совершенно теплые", "Моя правая (левая) нога совершенно теплая", "Обе ноги совершенно теплые", "Руки и ноги совершенно теплые".

Упражнения для регуляции деятельности сердца: "Мое сердце бьется ровно и спокойно".

Упражнения для контроля за дыханием: "Я дышу ровно и спокойно", "Мне дышится легко".

Упражнения для регуляции деятельности внутренних органов брюшной полости: "Мое солнечное сплетение излучает приятное, внутреннее тепло".

Упражнения для головы и снятия умственного напряжения: "Мой лоб приятно прохладен".

6

Коучинг

Создавать удобную нишу для клиентов.

Повышать внимание клиентов.

Раскрывать цели и пожелания клиентов.

Использовать новое в работе.

Быть удобным для клиента.

Объединять ценности и цели клиентов.

Расширять собственный кругозор и знания.

Метод «Вопрос-ответ»

Метод Уолта Диснея

Метод «Работа с гремлинами»

Метод «Шкалирование»

Инструмент «Падающая стрела»

Инструмент «Линия времени»

Инструмент «Колесо»

7

Экзистенциальная психотерапия

Суть экзистенциальной психотерапии заключается в том, что человек самостоятельно переосмысливает свое существование и начинает жить по-другому. Ступив на путь терапии, личность делает переоценку ценностей и берет ответственность за собственные действия.

Работа с осознанием смерти

Техника «разрешения терпеть

Техника работы с защитными механизмами

Техника работы со сновидениями

Техника напоминания о недолговечности (бренности) существования

Техника использования вспомогательных средств для углубления осознания смерти

Работа с ответственностью и свободой

8

Семейная терапия

1. Принцип целостности: Семья — целостная система, её нужно рассматривать целиком.
2. Принцип открытости: Все семейные проблемы обсуждаются в присутствии всех членов семьи.
3. Принцип ответственности: Любое внутрисемейное нарушение — результат семейных отношений, а не чья-либо персональная вина.
4. В любом симптоме есть позитивный смысл
5. Принцип нейтральности: Психотерапевт не должен принимать сторону одной из сторон
6. Принцип гипотетичности: Психолог строит гипотезы, которые впоследствии опровергает или подтверждает.

Техника семейной терапии представляет собой специально организованную терапевтом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предписаний, действий, осуществляемых терапевтом в отношении семьи в рамках терапевтического процесса. Разработанная в рамках определенного метода (направления, школы) психотерапии, техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких терапевтических задач.

9

Групповой тренинг

Принцип группового поведения на тренинге, который заключается в том, чтобы не допускать безличных рассуждений и ссылок на «кого-то» и «некоторых». Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях.

Групповой тренинг – это метод активного обучения для 2 человек и более, который предполагает пополнение существующего багажа знаний, развитие имеющихся умений и навыков в области коммуникации, а также их коррекцию. Формы, применяемые в ходе такого занятия, делятся на 2 крупные категории

10

Психосинтез

В психосинтезе применяются различные упражнения, позволяющие поднять на поверхность бессознательный материал, выявить несогласованные компоненты психики человека, рассмотреть их под другим углом, раскрыть настоящие потребности и преобразовать разрушительные качества в созидательные.
Задачей метода стало пробуждение цельности и выработка нового взаимодействия в человеческой психике. Это позволяет собрать воедино то, что уже есть у индивидуума, и использовать согласно предназначению.

«Круг субличностей»

«По следам субличности»

«Знакомство с субличностью»

«Диалог субличностей»

«Конфликт субличностей»

«Определите своего Критика»

«Встреча с Саботажником»

Групповой вариант упражнения «Круг субличностей»




Рекомендации по выполнению задания 4

Опираясь на научную литературу по изучаемой теме, расположенную в свободных источниках, и учебник «Психотерапия», исследуйте основы психотерапии при различных соматических и психических расстройствах. В таблице соотнесите направления психотерапии с основными принципами и техниками психотерапевтического воздействия, приведите пример психотерапии соматического заболевания или психического расстройства.