Файл: Учимся спорить Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Учимся спорить»
Цели:

  1. Повторить уже известные детям правила речевого этикета.

  2. Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.

  3. Учить дискутировать.


Спор – не ссора,

бойся ложного задора!

(Пословица)
В споре побеждает не тот,

кто горячится,

а тот, кто думает.

(Народная мудрость)

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.
2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.

- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).

-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?

-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).

- О том, что существуют этикетные правила ведения спора, по-видимому, не знали ребята из рассказа С. Иванова «Спор про вежливость». Давайте посмотрим сценку
«СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ».
После полдника у нас был разговор про вежливость.

  • Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!

  • Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

  • Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!

  • Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!

  • Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.


Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.



  • Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.

  • О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).

  • Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?

  • Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?

  • Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?

«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».

  • Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют

специальные слова и обороты речи.


  • Прочитайте обороты речи, записанные на доске. Выберите только те из них,

которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:

Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

- Но самая главная причина речевой неудачи ребят заключается в том, что они, как сказали бы раньше, - СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ.

Ведь очевидно, что вежливый человек всегда уступит место в автобусе тем, кому это нужно больше.

3. Знакомство с правилами ведения спора.

- Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся

с секретами талантливого спора.

  • Известный философ Сократ ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный.

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).



- НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

  • ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

  • ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

  • ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.


4. Упражнения в ведении диалога.

- Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. (2, 4)
Осенью часто идёт дождь.

Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.

В морях вода имеет соленый вкус.

Это обидное слово – кличка..
- Почему вы не выбрали 1и 3 предложение? (они не имеют основания для спора).

Обоснуйте свой выбор. Сделайте это грамотно, используя обороты «мне кажется»,

«по моему мнению».

Например, вы можете начать так: «Мне кажется, что это положение не имеет основания для обсуждения, потому что в нём высказываются бесспорные истины. Подумайте сами, ведь никто не будет спорить, что…»
- Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями.

  1. Запишите выбранный ПРЕДМЕТ СПОРА. Определите ваше отношение к предмету спора.

  2. В течение 5 минут запишите ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, которые вы могли бы привести, отстаивая своё мнение. Используйте выражения: «во-первых, потому что…», «во-вторых, потому что…» и т.д.

  3. Спор не всегда строится как безобидное обсуждение проблемы. В ситуации спора нередко возникают «острые углы»: противники высказывают разные мнения на один и тот же предмет спора. В этом случае важно не «сердито» оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать своего оппонента и отметить то, в чем ты можешь с ним согласиться, а в чем нет. ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО.

Дети пробуют свои силы в ведении диалога-спора.


  1. Решение проблемы «Как не допустить ссоры».

  • Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).



5. Задание.

- Сочините небольшой диалог – спор любых персонажей. Спор должен быть вежливым.


  1. Подведение итогов.

  • Какие правила речевого этикета вы сегодня узнали?