Файл: Лабораторная работа кафедра физической химии спбгэту лэти.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Описание опыта в методических указаниях
Опыт 14.2 Коррозия двух контактирующих металлов
на цинковой пластине наблюдается выделение пузырьков водорода;
пузырьки водорода стали выделяться на медной пластине; водород выделяется интенсивнее
Опыт 14.3 Влияние механических напряжений в металле на его коррозию
Опыт 14.4 Влияние неравномерной аэрации на процесс коррозии
Погруженный участок окрасился в синий цвет;
участок, соприкасающийся с воздухом, - в розовый
Опыт 14.5 Действие стимулятора коррозии
Опыт 14.6 Защитное действие оксидной пленки
Коррозия и защита металлов
Лабораторная работа
кафедра физической химии
СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Цель работы
Изучение влияния некоторых факторов на протекание электрохимической коррозии металлов и методов защиты металлов от коррозии
Условные обозначения
Описание опыта в методических указаниях
Ссылка на просмотр опыта
Опыты
- Коррозия двух контактирующих металлов (опыт 14.2)
- Влияние механических напряжений в металле на его коррозию (опыт 14.3)
- Влияние неравномерной аэрации на процесс коррозии (опыт 14.4)
- Действие стимулятора коррозии (опыт 14.5)
Электрохимическая коррозия
Способы защиты от коррозии
- Защитное действие оксидной пленки(опыт 14.6)
- Анодное и катодное покрытия (опыт 14.8)
- Протекторная защита (опыт 14.9)
Опыт 14.2 Коррозия двух контактирующих металлов
на цинковой пластине наблюдается выделение пузырьков водорода;
на медной пластине – нет
1
(Zn и Cu не контактируют)
Zn
Cu
Zn
Cu
пузырьки водорода стали выделяться на медной пластине; водород выделяется интенсивнее
H2
H2SO4
H2SO4
H2
2
(Zn и Cu контактируют)
Опыт 14.3 Влияние механических напряжений в металле на его коррозию
В раствор NaCl добавили по несколько капель растворов фенолфталеина и K3[Fe(CN)6] и поместили изогнутую стальную проволоку
3
Стальная
проволока
Прямые участки проволоки окрасились в розовый цвет, на них наблюдается образование пузырьков газа; изогнутые участки окрасились в синий цвет
ФЕНОЛ-
ФТАЛЕИН
K3[Fe(CN)6]
Раствор NaCl
2
Опыт 14.4 Влияние неравномерной аэрации на процесс коррозии
3
ФЕНОЛ-
ФТАЛЕИН
K3[Fe(CN)6]
Раствор NaCl
2
Стальная
пластина
В раствор NaCl добавили по несколько капель растворов фенолфталеина и K3[Fe(CN)6] и поместили стальную пластину (часть пластины оказалась непогруженной в раствор)
Погруженный участок окрасился в синий цвет;
участок, соприкасающийся с воздухом, - в розовый
Опыт 14.5 Действие стимулятора коррозии
CuSO4
CuCl2
Реакция протекает быстро, активное выделение пузырьков газа; алюминиевая стружка превращается в рыжий рыхлый осадок
Реакция протекает медленно
Алюминиевая стружка
Опыт 14.6 Защитное действие оксидной пленки
Hg(NO3)2
Образование амальгамы
(жидкого сплава Al и Hg)
Активное выделение газа (очень мелкие пузырьки H2)
H2O
Образование рыхлого осадка Al(OH)3 на поверхности
Опыт 14.8 Анодное и катодное покрытия
3
K3[Fe(CN)6]
3
Fe/Sn
Fe/Zn
Видимых изменений не наблюдается
Царапины окрасились в синий цвет
Пластина оцинкованного железа
Пластина луженого железа
Раствор NaCl
Раствор NaCl
Опыт 14.9 Протекторная защита
Раствор CH3COOH
KI
3
3
Pb/Zn
Pb
Раствор CH3COOH
Интенсивное выпадение осадка желтого цвета
Желтого осадка почти нет
Рекомендуемая литература
- Федотова Г.В., Иванов В.Ф., Рахимова О.В., Коузова Н.И., Худоложкин В.Н. Химия: методические указания к лабораторным работам по химии. СПб, СПбГЭТУ "ЛЭТИ". 2011. 88 с.
- Лебедев О.А. Конспект лекций по курсу «Химия». – СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ». – 2007. – 250 с.
- Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов. – 2000 г.
- Коровин Н.В. Общая химия: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – 2011 г.
- Коррозия металлов и её предупреждение: https://youtu.be/fvvjmp8Pm9Q
- Коррозия металлов и способы защиты от нее: https://youtu.be/ScFhqgX0Zak
- Химия – Просто. Коррозия металла (часть 1): https://youtu.be/2GrM0WreOxE
- Химия – Просто. Коррозия металла (часть 2): https://youtu.be/nrodw_3OyiQ
Описание опытов
Опыт 14.2
1. В V-образную стеклянную трубку, заполненную 0.1 н. раствором Н2SO4, опустить две пластинки (цинковую и медную), не допуская их взаимного касания. Наблюдать выделение водорода на цинке и отсутствие этого процесса на меди.
2. Привести металлы в соприкосновение. Отметить изменение в процессе выделения водорода и дать объяснение. Написать уравнения процессов коррозии, идущих на электродах образовавшейся гальванической коррозионной пары металлов.
Вернуться к опыту
Опыт 14.3
Поверхность стальной проволоки очистить наждачной бумагой, обезжирить ацетоном, промыть водой и досуха протереть фильтровальной бумагой. Проволоку согнуть так, чтобы на отдельных ее участках была различная степень деформации. Поместить проволоку в плоскую чашку и залить 3 %-м раствором NaCl, добавив 3 капли K3[Fe(CN)6] и 2 капли фенолфталеина.
Гексацианоферрат (III) калия (K3[Fe(CN)6]) в присутствии ионов Fe2+ окрашивает раствор в синий цвет, фенолфталеин в щелочной среде дает малиновую окраску.
Вернуться к опыту
Опыт 14.4
Зачищенную наждачной бумагой железную пластину поместить в пробирку с 3 %-м раствором NaCl, так чтобы часть пластины оказалась непогруженной в раствор. Добавить в раствор по 2 капли K3[Fe(CN)6] и фенолфталеина. Наблюдать окрашивание в синий цвет раствора вокруг участка пластины, который находится в растворе, и окрашивание в розовый цвет того участка, который соприкасается с воздухом. Объяснить и написать процессы, происходящие на электродах короткозамкнутых гальванических элементов, образовавшихся вследствие неравномерного снабжения кислородом различных участков железной пластины.
Вернуться к опыту
Опыт 14.5
Взять две пробирки, в одну налить раствор СuSO4, в другую CuCl2. В каждую из пробирок опустить по кусочку алюминия. Алюминий покрыт защитной пленкой Al2O3. При разрушении этой пленки возможно вытеснение меди из раствора ее соли более активным металлом (алюминием). Вытеснение меди в первой пробирке идет очень медленно, во второй быстро. Объяснить различие и написать уравнения процессов, идущих на пластинах.
Вернуться к опыту
Опыт 14.6
Зачистить поверхность пластины из алюминия наждачной бумагой и протереть фильтровальной бумагой. На середину пластины поместить несколько капель соли ртути, соблюдая при этом осторожность, так как соли ртути ЯДОВИТЫ! Ртуть, растворяя металлы, образует жидкие сплавы, в которых металл сохраняет свои свойства. Через некоторое время осторожно осушить пластину фильтровальной бумагой. Проследить за образованием на поверхности пластины рыхлого слоя гидроксида алюминия. Поверхность пластины протереть фильтровальной бумагой и погрузить в стакан c водой. Наблюдать выделение газа. Написать процессы, идущие на алюминиевой пластине.
Вернуться к опыту
Опыт 14.8
Два стакана заполнить 3 %-м раствором NaCl, добавив в каждый по несколько капель K3[Fe(CN)6]. Взять пластины оцинкованного и луженого железа, на их поверхности нанести царапины и раздельно поместить в стаканы. Наблюдать, какая пластина раньше подвергается коррозии. Дать объяснение. Написать уравнения электродных процессов, идущих при коррозии каждого образца.
Вернуться к опыту
Опыт 14.9
Два стакана заполнить 0.2 н. раствором уксусной кислоты (СН3СООН), добавив в каждый по несколько капель раствора KI. В один стакан поместить плотно соединенные между собой пластины свинца и цинка, в другой только пластину свинца. Наблюдать, в каком стакане раньше появится желтая окраска PbI2. Дать объяснения. Написать электродные процессы, идущие при коррозии каждого образца.
Вернуться к опыту
Требования к обработке результатов опыта
Опыт 14.2
1. Записать уравнения возможных реакций, полуреакции окисления и восстановления. Объяснить, почему реакция цинка с кислотой протекает, а с медью – нет.
2. Записать уравнения возможных реакций при контакте пластин цинка и меди, указать какой металл является анодом, а какой катодом, расписать анодный и катодный процессы. Объяснить почему выделение водорода наблюдается и на медной пластине, а также почему процесс выделения водорода интенсифицируется.
Вернуться к опыту
Опыт 14.3
Записать катодный и анодный процессы, отметить на каком участке проволоки какой процесс протекает (подтвердить качественной реакцией на ионы Fe2+ и ионы OH). Объяснить почему процесс окисления железа активнее протекает на деформированных участках.
Вернуться к опыту
Опыт 14.4
Записать катодный и анодный процессы, отметить на каком участке пластины какой процесс протекает (подтвердить качественной реакцией на ионы Fe2+ и ионы OH). Объяснить почему процесс окисления железа протекает на погруженном в раствор участке, а процесс восстановления у поверхности.
Вернуться к опыту
Опыт 14.5
Записать уравнения химических реакций, полуреакции окисления и восстановления. Объяснить почему вытеснение меди из раствора CuCl2 протекает быстрее, чем из раствора CuSO4.
Вернуться к опыту
Опыт 14.6
Записать уравнение образования жидкого сплава ртути и алюминия – амальгамы алюминия.
Записать уравнение реакции алюминия с водой, полуреакции окисления и восстановления. Объяснить почему реакция протекает только в месте образования амальгамы алюминия и не протекает на всей поверхности алюминиевой пластины.
Объяснить, почему выделение водорода идет мелкими пузырьками (облаками пузырьков), а не крупными, как в опыте 14.2.
Вернуться к опыту
?
Опыт 14.8
Для каждой пластины указать какой металл является анодом, а какой катодом, расписать анодный и катодный процессы. Какое покрытие является катодным, какое – анодным? Какое покрытие продолжает защищать металл при нарушении целостности?
Вернуться к опыту
Опыт 14.9
Для свинцовой пластины: запишите уравнение химической реакции, полуреакции окисления и восстановления; качественную реакцию на ионы Pb2+.
Для пары пластин: запишите уравнение химической реакции, определите какой металл является анодом, а какой – катодом и напишите анодный и катодный процессы.
Объясните суть протекторной защиты.
Вернуться к опыту