Файл: Методические приемы обучения решению задач в начальной школе.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение "Казанский педагогический колледж"
Предметно-цикловая комиссия школьной педагогики и психологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исполнитель: Пантелеева Д.Д.
студентка 3 курса 223 группы
очной формы обучения специальность
44.02.02 "Преподавание в начальных классах"
Руководитель: Романчева Е.В.
Актуальность исследования
Обучение решению задач в начальных классах является традицией русской методической школы.Однако уделяется недостаточно внимания теоретического положения относительного нахождения пути решения задачи.
В настоящее время учащиеся обучаются по разным программам, которые, дополняются и усложняются, значит, должны совершенствоваться и содержание и структура самой методики работы с задачами.
Из-за этого важно, чтобы преподаватель имел глубокое представление о текстовых задачах, умел решать их различными способами, умел применять различные методы и приемы для их решения.
Цель исследования: изучение эффективных методических приемов обучения решению задач в начальных классах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить понятие текстовая задача.
3. Определить способы решения текстовой задачи.
4. Раскрыть основные методы и приемы решение текстовых задач.
Объект исследования: процесс обучение решению задач в начальной школе.
Предмет исследования: методические приемы обучения решению задач в начальной школе.
Глава 1. Теоретические основы формирования умений решать текстовые задачи у младших школьников на уроках математики.
Математическая текстовая задача - это связный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными отношениями, указанными в условии.
Единой классификации не существует. Классификация на простые и составные компоненты (2 и более действия). Простые задачи делятся на 3 группы в зависимости от понятий, которые формируются при ее решении:
Задачи, при решении которых раскрывается конкретный смысл каждого арифметического действия.
Задачи, которые раскрывают связь между компонентами и результатами арифметических действий.
Задачи, при решении которых рассматривается смысл разностного и кратного отношения.
Составные задачи:
1. Задачи, в которой нет тройки взаимосвязанных величин.
2. Задачи с пропорциональными величинами:
- задачи на нахождение 4-го пропорционального;
- задачи на нахождение неизвестного по 2 разностям;
-задача на пропорциональное деление;
-задачи связанные с движением.
В зависимости от соответствия понятия "задача" выделяют следующие виды:
задача-вопрос
с недостающим составом условия
с излишним составом условия
с не сформированным вопросом
логические задачи
с разным методом решения
Значительная роль задач в логическом развитии учащихся. Правильно организованное решение задач воспитывает сосредоточенность, внимательность, усидчивость и формирует универсальные учебные действия.
В математике задачи выполняют обучающую, развивающую и воспитательную функцию.
Глава 2. Методические аспекты формирования умений решать текстовые задачи у младших школьников на уроках математики.
Научить детей устанавливать связи между данными и искомыми в текстовой задаче и в соответствии с этим выбрать, а затем выполнить арифметические действия, решается в методической науке по разному и рассматриваются с точки зрения двух принципиально отличающихся друг от друга подходов.
Цель первого подхода - формирование у учащихся умения решать задачи определенных типов. Сначала учатся решать простые задачи, а затем составные, включающие в себя различные сочетания простых задач.
Цель второго подхода - научить детей выполнять семантический, логический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей.
Методика работы с каждым новым видом составных задач ведется в соответствии с тремя ступенями: подготовительная, ознакомительная, закрепление. Процесс решения составной задачи осуществляется поэтапно:
Ознакомление с содержанием задачи
Поиск решение задачи
Составление плана решения.
Проверка решения задачи.
Запись решения и ответа.
Процесс решения задач(простых и составных) рассматривается как переход от словесной модели к модели математической или схематической. Чтобы научить ребенка решать текстовые составные задачи, учитель должен в разумном сочетании использовать оба подхода.
Основными методами решения текстовых задач являются арифметический и алгебраический метод. Решить задачу арифметическим методом - это значит найти ответ на вопрос задачи посредством выполнения арифметических действий над числами. Арифметические способы решения задач отличаются друг от друга одним или несколькими действиями.
Решить задачу алгебраическим методом - это значит найти ответ на вопрос задачи путем составления и решения уравнения. Но надо отметить, что в начальных классах алгебраический способ для решения текстовых задач не применяется.
Традиционно принято выделять следующие этапы для решение текстовых задач:
1 этап - анализ задачи, цель которого состоит в понимании задачи.
2 этап - поиск и составление плана решения задачи, назначение которого - установить связь между данными искомыми объектами, наметить последовательность действий.
3 этап - осуществление плана решения задачи, назначение которого найти ответ на вопрос задачи (выполнить требование задачи).
4 этап - проверка решение задачи, цель которого состоит в установлении правильности или ошибочности выполненного решения.
5 этап - формулировка ответа на вопрос задачи.
6 этап - исследование решения, назначение которого - установить, является ли данное решение единственным или возможны другие результаты, удовлетворяющие условию задачи.
Полнота использования младшими школьниками рассмотренных приемов организации выполнения каждого из перечисленных этапов решения текстовой задачи во многом зависит от уровня математических знаний
, опыта и мыслительных умений младших школьников.
Заключение.
Написание курсовой работы позволило глубже изучить процесс обучения младших школьников решению текстовых задач и осознать значимость решение задач сначала в начальной школе, а потом и на других ступенях образования.
Работа над текстовой задачей остается одним из важнейших аспектов обучения в начальной школе, когда закладываются основные знания, являющиеся движущим фактором в развитии младших школьников.Процесс обучения решению задач наиболее сложный период обучения математике. Применяя различные методические приемы для решения текстовых задач, ученики накапливают опыт работы над задачами и применяют соответствующие умения.
Сначала и до конца обучения в школе текстовая задача неизменно помогает ученику глубже выяснить различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, расширить свои представления в реальной деятельности. С помощью текстовых задач учитель раскрывает сущность теоретических положений, отрабатывает умения выполнять вычислительные приемы, устанавливает межпредметные связи и демонстрирует приложение математических знаний и умений к решению жизненных задач.