Файл: Рубежный контроль к разделу 2 Филогенез психики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рубежный контроль к разделу 2

Филогенез психики

  1. Представьте периодизацию эволюционного развития психики Леонтьева-Фабри в виде таблицы.

Стадия и уровень психики

Основные характеристики

Виды животных













  1. Голодную собаку запирают в клетку. На некотором расстоянии от клетки помещают кусок мяса, обвязанный веревочкой, свободный конец которой лежит у ног собаки. Собаке достаточно было бы ухватить конец веревки зубами, чтобы притянуть к себе мясо. Однако она, по-видимому, не способна спонтанно установить связь между этими двумя элементами; она часами будет скулить, не умея решить задачу. Но если в клетку посадить шимпанзе, а к веревочке привязать банан, то не пройдет и минуты, как она завладеет бананом, потянув за веревочку.

Какая способность проявляется у животного в данном случае? Ответ обоснуйте.

Ответ: способность к умозаключениям. Так как это подразумевает то, что животное без пробных манипуляций справиться с трудностью, благодаря уровню интеллекта

3. Способность к умозаключениям – уровень, достигаемый только высшими приматами, главным образом человеком. Она позволяет решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, просто путем мысленного установления связи между различными элементами данной ситуации, причем это не требует предварительного научения.

  • Насколько правомерна данная точка зрения?

  • Подтвердите результатами исследований.

  • Приведите примеры способности к умозаключению у животных на разных этапах эволюции.


Литература:

  1. Дьюсбери, Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. – М.,1981.

  2. Зорина, З.А. Зоопсихология.Элементарное мышление животных: учеб. пособие / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320 с.

  3. Келер, В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян / В. Келер. – М., 1925.

  4. Крушинский, Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. / Л.В. Крушинский. – М., 1986.

  5. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Мешковой, Е. Ю.Федорович. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 307 с.


Тема. Проблема онтогенеза психики и поведения животных

1. Обоснуйте, что К.Э. Фабри понимал под «эмбриональной тренировкой».

2. В экспериментах ряда исследователей у беременных самок крыс периодически вызывали состояния беспокойства. Результат – рождались более пугливые и возбудимые детеныши. На этом примере и других покажите роль влияния материнского организма на формирование признаков поведения в эмбриональном периоде развития.

3. Почему, по мнению Л.А. Орбели незрелорожденные детеныши находятся в более выгодном положении во взаимоотношениях с природной средой, а также являются более прогрессивными по сравнению со зрелорожденными.

4. Проанализируйте ранний постнатальный период онтогенеза на сочетания в нем облигатного и факультативного научения.


Облигатное научение

Проявления

Пример

Факультативное научение

Проявления

Пример




















5. Проанализируйте следующую информацию и ответьте на вопросы.

Наблюдение за материнским поведением крысы-самки в ее естественной среде показало, что самка при приближении родов (даже если это первородящая самка) совершает те же подготовительные действия по устройству гнезда, что и ее предки на протяжении многих тысяч поколений. Она без устали притаскивает различные материалы, которые разлохмачивает зубами, чтобы сделать их более мягкими, а затем строит шаровидное гнездо, приобретающее окончательную форму в последние часы перед родами. Затем она занимается каждым из детенышей по мере их появления на свет: перекусывает им пуповину и перетаскивает по одному в гнездо.

  • Записана ли вся эта наука в психике животного или же она частично зависит от предварительного обучения?

  • Как будет вести себя молодая крыса, выросшая в среде, где она не имела ранее доступа к материалам, необходимым для постройки гнезда, и получила их ко времени родов?


6. Проанализируйте и зафиксируйте в таблице основные теории игры и ее значение в ювенильном периоде.


Теории игры

Основные положения

Функциональная теория К.Гросса




Концепция Г. Спенсера




Мотивационная концепция Ф. Бойтендайка




Теория развивающей деятельности К.Э. Фабри





7. Укажите принципиальные отличия игровой деятельности ребенка от игр животных. Ответ зафиксируйте в конспекте.

Литература:

  1. Правоторов, Г.В. Зоопсихология для гуманитариев: учеб. пособие / Г.В. Правоторов. – Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 2001. -392 с.

  2. Савельев, С.А. Введение в зоопсихологию / С.А. Савельев. – М., 2000.

  3. Фабри, К.А. Основы зоопсихологии / К.А. Фабри. – М.: Учебно-методический коллектор, 2001.

  4. Эльконин, Д.Б. Теории игры / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / под ред. Н.Н. Мешковой, Е.Ю.Федорович.. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2005. – C. 352-368.