ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рубежный контроль к разделу 2
Филогенез психики
-
Представьте периодизацию эволюционного развития психики Леонтьева-Фабри в виде таблицы.
Стадия и уровень психики | Основные характеристики | Виды животных |
| | |
-
Голодную собаку запирают в клетку. На некотором расстоянии от клетки помещают кусок мяса, обвязанный веревочкой, свободный конец которой лежит у ног собаки. Собаке достаточно было бы ухватить конец веревки зубами, чтобы притянуть к себе мясо. Однако она, по-видимому, не способна спонтанно установить связь между этими двумя элементами; она часами будет скулить, не умея решить задачу. Но если в клетку посадить шимпанзе, а к веревочке привязать банан, то не пройдет и минуты, как она завладеет бананом, потянув за веревочку.
Какая способность проявляется у животного в данном случае? Ответ обоснуйте.
Ответ: способность к умозаключениям. Так как это подразумевает то, что животное без пробных манипуляций справиться с трудностью, благодаря уровню интеллекта
3. Способность к умозаключениям – уровень, достигаемый только высшими приматами, главным образом человеком. Она позволяет решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, просто путем мысленного установления связи между различными элементами данной ситуации, причем это не требует предварительного научения.
-
Насколько правомерна данная точка зрения? -
Подтвердите результатами исследований. -
Приведите примеры способности к умозаключению у животных на разных этапах эволюции.
Литература:
-
Дьюсбери, Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. – М.,1981. -
Зорина, З.А. Зоопсихология.Элементарное мышление животных: учеб. пособие / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320 с. -
Келер, В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян / В. Келер. – М., 1925. -
Крушинский, Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. / Л.В. Крушинский. – М., 1986. -
Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Мешковой, Е. Ю.Федорович. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 307 с.
Тема. Проблема онтогенеза психики и поведения животных
1. Обоснуйте, что К.Э. Фабри понимал под «эмбриональной тренировкой».
2. В экспериментах ряда исследователей у беременных самок крыс периодически вызывали состояния беспокойства. Результат – рождались более пугливые и возбудимые детеныши. На этом примере и других покажите роль влияния материнского организма на формирование признаков поведения в эмбриональном периоде развития.
3. Почему, по мнению Л.А. Орбели незрелорожденные детеныши находятся в более выгодном положении во взаимоотношениях с природной средой, а также являются более прогрессивными по сравнению со зрелорожденными.
4. Проанализируйте ранний постнатальный период онтогенеза на сочетания в нем облигатного и факультативного научения.
Облигатное научение | Проявления | Пример | Факультативное научение | Проявления | Пример |
| | | | | |
5. Проанализируйте следующую информацию и ответьте на вопросы.
Наблюдение за материнским поведением крысы-самки в ее естественной среде показало, что самка при приближении родов (даже если это первородящая самка) совершает те же подготовительные действия по устройству гнезда, что и ее предки на протяжении многих тысяч поколений. Она без устали притаскивает различные материалы, которые разлохмачивает зубами, чтобы сделать их более мягкими, а затем строит шаровидное гнездо, приобретающее окончательную форму в последние часы перед родами. Затем она занимается каждым из детенышей по мере их появления на свет: перекусывает им пуповину и перетаскивает по одному в гнездо.
-
Записана ли вся эта наука в психике животного или же она частично зависит от предварительного обучения? -
Как будет вести себя молодая крыса, выросшая в среде, где она не имела ранее доступа к материалам, необходимым для постройки гнезда, и получила их ко времени родов?
6. Проанализируйте и зафиксируйте в таблице основные теории игры и ее значение в ювенильном периоде.
Теории игры | Основные положения |
Функциональная теория К.Гросса | |
Концепция Г. Спенсера | |
Мотивационная концепция Ф. Бойтендайка | |
Теория развивающей деятельности К.Э. Фабри | |
7. Укажите принципиальные отличия игровой деятельности ребенка от игр животных. Ответ зафиксируйте в конспекте.
Литература:
-
Правоторов, Г.В. Зоопсихология для гуманитариев: учеб. пособие / Г.В. Правоторов. – Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 2001. -392 с. -
Савельев, С.А. Введение в зоопсихологию / С.А. Савельев. – М., 2000. -
Фабри, К.А. Основы зоопсихологии / К.А. Фабри. – М.: Учебно-методический коллектор, 2001. -
Эльконин, Д.Б. Теории игры / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии / под ред. Н.Н. Мешковой, Е.Ю.Федорович.. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2005. – C. 352-368.