Файл: Отчет по лабораторной работе 3 Исследование нелинейной индуктивности и феррорезонанса.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет» Институт химии и энергетики
Кафедра «Электроснабжение и электротехника»
ОТЧЕТ
ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №3
«Исследование нелинейной индуктивности и феррорезонанса»
Студент: Синдицкий.П.А
Группа: ЭЭТБ-2107а
Преподаватель: Шаврина.Н.В
Отметка о допуске | | Дата | |
Отметка о выполнении | | Дата | |
Отметка о защите | | Дата | |
Тольятти 2023
Цель работы – изучение экспериментальных и расчётных методов определения параметров схемы замещения нелинейной индуктивности и исследование резонансных режимов в нелинейных цепях.
Программа работы
-
Выполнить индивидуальную расчётную часть . -
Снять вольтамперные характеристики катушки с ферромагнитным сердечником и последовательной резонансной цепи с этой катушкой. -
Рассчитать вольтамперные характеристики последовательной резонансной цепи и сравнить её с экспериментальной. -
Построить по результатом измерений вольтамперную характеристику для цепи с параллельным соединением катушки с ферромагнитным сердечником и линейной ёмкостью.
Описание лабораторной установки
В работе исследуется катушка с ферромагнитным сердечником в цепи пе-
р
еменного тока. В качестве нелинейной катушки используется одна катушка 200 витков миниблока «Магнитная цепь»
Рисунок 3.6 –Электрическая схема с последовательным соединением катушки с ферромагнитным сердечником и линейной ёмкости
Рисунок 3.7 - Электрическая схема с параллельным соединением катушки
с ферромагнитным сердечником и линейной емкости
Источником синусоидальной ЭДС служит блок генераторов напряжений.
Синусоидальное напряжение на выходе генератора задается переключателем
«ФОРМА». Амплитуда выходного напряжения устанавливается ручкой «АМ-
ПЛИТУДА» в диапазоне 0-12 В, а частота ручкой энкодера-потенциометра.
Для измерения величин I и U в исследуемых цепях используют блоки
мультиметров.
Таблица – Исходные данные исследуемой электрической цепи
Порядок выполнения экспериментальной части
1. Соберите электрическую цепь, соответствующую схеме на рис. 3.6. Ис-
ключите немагнитный зазор в катушке, если он имеется.
2. К катушке и конденсатору подключите мультиметры в режиме измере-
ния переменного тока и напряжения. Следует помнить, что напряжение на кон-
денсаторе и катушке индуктивности может превышать входное напряжение. Ве-
личину емкости конденсатора С возьмите согласно своему варианту (табл. 3.1).
Собранную схему покажите преподавателю или учебному мастеру.
3. Включите генератор, установите частоту f1 = 400 Гц.
4. Плавно уменьшая и увеличивая напряжение генератора, убедитесь, что
в цепи происходят скачки тока. При необходимости подрегулируйте частоту ге-
нератора так, чтобы ток после скачка составлял 60…80мА. Плавно увеличивая
напряжение от 0, снимите участок 0а вольт-амперной характеристики (см. рис.
3.4, в). Увеличьте напряжение несколько выше точки в и уменьшая его снимите
участок характеристики вб. Результаты измерений занесите в табл. 3.2
Таблица 3.2 – Исследование последовательного соединения нелинейной катушки и конденсатора
| Участок 0a | U>U2 | Участок вб | |||||||||
U, В | 0 | 0,47 | 1,29 | 2,09 | 2,7 | 1,48 | 1,15 | 0,92 | 1,86 | 0,88 | | |
I, мА | 0 | 5,4 | 11,3 | 17,7 | 82,3 | 70,8 | 65,7 | 60,3 | 75,7 | 58 | |
5. Постройте графики снятых участков характеристики и соедините их
между собой пунктирной линией.
6. Для снятия вольт-амперной характеристики катушки индуктивности
удалите из схемы конденсатор. Собранную схему покажите преподавателю или
учебному мастеру. Исключите немагнитный зазор, если он имеется.
7. Включите генератор, установите частоту f1 = f полученную в процессе
эксперимента. Увеличивая напряжение на катушке и контролируя ток от нуля до
150мА с шагом 10мА, внесите в табл. 3.3 значения напряжения на катушке и
тока.
Таблица 3.3 – Экспериментальная ВАХ нелинейной катушки
Экспериментальные данные | Расчетные данные | ||||||
I,мА | ,В | ,В | ,В | ,В | ,В | U,В | |
10,4 | 2,32 | 0,029 | 2,326 | 1,03 | 1,296 | 1,65 | |
20,3 | 3,89 | 0,057 | 3,89 | 2,02 | 1,87 | 2,75 | |
29,5 | 4,41 | 0,083 | 4,4 | 2,94 | 1,46 | 3,28 | |
39,8 | 4,65 | 0,11 | 4,64 | 3,96 | 0,68 | 4,02 | |
50,3 | 4,78 | 0,14 | 4,77 | 5 | -0,23 | 5 | |
61,9 | 4,89 | 0,17 | 4,88 | 6,16 | -1,28 | 6,28 | |
71 | 4,95 | 0,2 | 4,94 | 7,07 | -2,13 | 7,38 | |
80,3 | 5,01 | 0,22 | 5 | 7,99 | -2,99 | 8,53 | |
90,7 | 5,06 | 0,25 | 5,05 | 9,03 | -3,98 | 9,87 | |
100,9 | 5,1 | 0,28 | 5,09 | 10,04 | -4,95 | 11,19 | |
110 | 5,12 | 0,31 | 5,11 | 10,9 | -5,79 | 12,34 | |
126 | 5,21 | 0,35 | 5,19 | 12,54 | -7,35 | 14,53 | |
140 | 0 | 0,39 | - | 13,93 | - | - |
8. Измерьте омметром величину активного сопротивления катушки и
вычислите емкостное сопротивление конденсатора:
9
. Рассчитайте и запишите в табл. 3.3 значения:
10. Постройте график U(I) и сравните его с экспериментальным графиком. Объясните расхождение результатов.
11. Постройте, используя расчётные данные (табл.3.3) две векторные диаграммы для режимов до и после резонанса, считая конденсатор чисто реактивным элементом, а ток и напряжение эквивалентными синусоидами
12. Соберите схему (рис. 3.7), установите ту же величину емкости. Плавно изменяя напряжение в пределах от 0 до 6В, определите напряжение, при котором ток в цепи будет минимальным. Увеличивая напряжение и контролируя ток в цепи снимите показания приборов с шагом по напряжению 0.5 В. Результаты измерений запишите в табл. 3.4.
Таблица 3.4 – Исследование параллельного соединения нелинейной катушки и конденсатора
U,В | I,мА | мА | |
0,5 | 3,6 | 2,7 | 6,6 |
1 | 9,1 | 5,1 | 14,4 |
1,5 | 13,3 | 6,9 | 21 |
2 | 17,7 | 8,4 | 26,3 |
2,5 | 24,2 | 11,1 | 35,6 |
3 | 28,3 | 13,3 | 41,8 |
3,5 | 32 | 16,2 | 48,6 |
4 | 35,2 | 21,6 | 57,1 |
4,5 | 36,2 | 26,8 | 63,2 |
5 | 35,1 | 43,6 | 70,5 |
5,5 | 37,8 | 30,4 | 77,3 |
6 | 41,2 | 31,9 | 84,7 |
13. Постройте по результатам измерений зависимости общего тока, тока в
катушке и тока емкости от приложенного напряжения. Объясните, почему при
проведении опыта не было ни скачков тока, ни скачков напряжения
14. Сделайте выводы по результатам экспериментов.
Вывод: В ходе лабораторной работы были изучены экспериментальные и расчетные методы определения параметров схемы замещения нелинейной индуктивности и исследовали резонансные режимы в нелинейных цепях и построили графики зависимостей.