Файл: 1. Теоретические основы понятия социальная политика государства.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение | 3 |
1.Теоретические основы понятия социальная политика государства | 6 |
1.1. Понятие, сущность, значение социальной политики государства | 6 |
1.2. Цели, задачи и функции социальной политики | 7 |
1.3. Доходы в обществе: социальная обеспеченность и социальная дифференциация | 11 |
2. Анализ социальной политики в РФ | 14 |
2.1. Государственное регулирование социальной политики в РФ | 14 |
2.2. Анализ показателей социальной политики РФ | 17 |
2.3. Проблемы и пути решения проблем социальной политики в РФ | 23 |
Заключение……………………………………………………………………. | 27 |
Список литературы……………………………………………………………. | 29 |
Введение
Тема курсового проекта: «Социальная политика государства и проблемы ее развития». Актуальность темы заключается в том, что государство России конституционно декларирует себя в качестве государства социального, а социальное государство обязано в силу своего статуса проводить развернутую и действенную социальную политику. Актуальность подтверждается также и состоянием научной разработанности темы. Раскрытием теоретико-методологических аспектов исследования социальной политики занималась большая группа зарубежных и российских авторов. Большой интерес представляют труды философов, экономистов, социологов и политологов. В них содержатся глубокие наработки, особенно, по теории социальной политики и социального развития.
Современные российские ученые также неоднократно обращались к исследованию проблем социальной политики, демонстрируя разнообразие подходов к анализу ее структуры и содержания: труды В.Н.Бобкова, Н.А.Волгина, Ю.Е.Волкова, И.А.Григорьевой, В.И.Елевой, В.И.Жукова, И.Г.Зайнышева, В.М.Капицына, В.В.Колкова, В.И.Курбатова, Г.И.Осадчей, П.Д.Павленка, В.Г.Попова, А.Г.Починка, Т.Ю.Сидориной, С.Н.Смирнова, В.Ф.Уколова, Е.И.Холостовой, Ф.И.Шаркова и ряда других авторов.
Некоторые исследователи выделяют четыре доминирующие школы исследований социальной политики: школу социально-экономических аналитиков; школу неомарксистских политико-экономических теоретиков государства и дюркгеймнианцев; школу политико-институционалистов; школу различий по партийной принадлежности. Все эти направления в исследованиях социальной политики в основном группируют, исходя из значимости факторов, влияющих на сдерживание или рост социальных расходов.
Считается, что социально-экономические аналитики выделяют модели для объяснения международных и исторически сложившихся различий в социальных расходах, зависящих от технических и экономических закономерностей дела. Представители неомарксистской школы рассматривают социальную политику как своего рода реакцию на функциональные пробелы государственного регулирования капиталистической экономики. В рамках дюркгеймнианского подхода к анализу социальной политики различных индустриальных стран осуществляется попытка описания и объяснения тенденций долгосрочного развития социальной политики. Политико-институциональная школа оперирует политическими детерминантами, которые влияют на динамику социальных расходов. Школа различий по партийной принадлежности причину различий социальных расходов в разных странах обосновывает исходя из специфики партийной системы.
Что же собой представляет социальная политика? Ответ на поставленный вопрос прост и сложен. Прост потому, что любой человек имеет свою точку зрения по вопросу о социальной политике, которая представляет собой неотъемлемую принадлежность окружающих общественных реалий, сопровождает человека с самого его рождения на протяжении всей его дальнейшей жизни.
Однако за очевидностью социальной политики скрываются ее комплексность и особенность.
Ни одно из направлений деятельности Российского Правительства не подвергается столь жесткой и столь массовой критике, как социальная политика.
Особая проблема - недостаток информации и, как следствие, превратное представление в действиях Правительства в социальной сфере, начиная с убеждения, что оно эту сферу сознательно разваливает, и заканчивая мнением о полном бездействии.
Представленные данные свидетельствуют о значительной работе, проделанной по защите текущих социальных интересов различных групп населения, и что еще важнее, по созданию новых механизмов социального регулирования и саморегулирования, когда наряду с государством субъектом социальной политики становится само общество в лице независимых от государства ассоциаций граждан. И одно из условий осуществления принимаемых мер - знание гражданами своих прав и механизмов их обеспечения.
Целью данной курсовой работы является изучение макроэкономического аспекта социальной политики в современной экономике.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1) исследовать сущность социальной политики;
-
проанализировать основные направления, цели и принципы социальной политики; -
рассмотреть проблему неравенства в распределении доходов, а также такие понятия как уровень и качество жизни населения; -
отразить меры и механизмы реализации социальной политики в России на современном этапе развития.
Объектом исследования является социальная политика в современной России. Предмет исследования - ее цели, задачи, функции, принципы и направления.
Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы, позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты, касающиеся сущности и состояния социальной политики.
Теоретической базой курсовой работы послужили основополагающие законодательные акты, на которые опирается социальная политика России.
Эмпирической базой исследования явились статистические данные, приведенные в научной и публицистической литературе отечественных и зарубежных авторов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В теоретическом исследовании раскрывается сущность социальной политики, исследуются ее цели, функции, задачи, принципы и направления, а также роль государства в перераспределении расходов.
1.Теоретические основы понятия социальная политика государства
1.1. Понятие, сущность, значение социальной политики государства
Под социальной политикой понимается система целей, принципов, намерений и планируемых мероприятий, регулирующих функционирование и развитие социума. Предметами социальной политики являются меры по обеспечению благоприятных условий жизни всех слоев, групп и поколений населения, включая условия труда, занятости, охрану здоровья и материнства, социальную поддержку, жилищно-коммунальные условия, а также условия интеллектуального, духовного и нравственного развития человека.
Объекты социальной политики - это население и его группы, гражданское общество и его институты, а также (в определенной степени) сектор производства социальных благ. Субъекты социальной политики - органы всех ветвей государственной власти и местного самоуправления; работодатели и бизнес-сообщество в целом; гражданское общество, включая политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации.
Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.
Смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
1.2. Цели, задачи и функции социальной политики
Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) Обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) Выдача помощи на случай безработицы;
4) Обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5) Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Социальная политика - это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы.
Цели социальной политики:
1) Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны
2) Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе
3) Повышение благосостояния и культуры
Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, - например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.
Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно, социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным, происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.
Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.