Файл: 1. Теоретические основы понятия социальная политика государства.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.
Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен и т.д.
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1) Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
2) Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3) Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4) Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
Главной целью социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.
С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство Российской Федерации будет осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком Российской Федерации будут приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты.
1.3. Доходы в обществе: социальная обеспеченность и социальная дифференциация
Социальное равенство определяется прежде всего системой доходов. Они представляют собой совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни. Доходы являются, как правило, результатом
экономической деятельности.
Среди экономических данных, характеризующих социальную обеспеченность, видное место занимает показатель уровня жизни.
Его использование возможно в более узком и более широком смысле. В первом случае ориентиром является потребление материальных
благ: продуктов питания, промышленных товаров, жилья (прежде всего — на душу населения).
Более широкое понимание уровня жизни предполагает использование такого критерия, как качество жизни. Этот показатель имеет
обобщенный характер. Введение его в научный оборот связано с более
зрелым пониманием обществом смысла человеческого существования (рисунок 1).
Рисунок 1. Качество жизни
Уровень благосостояния в любом обществе всегда дифференцирован. Существует множество факторов, определяющих расхождение
в уровне доходов (рисунок 2).
Рисунок 2. Причина расхождения уровней жизни
С развитием общества глубина дифференциации проявляет следующую динамику: на первоначальном этапе рыночного развития дифференциация неизбежно увеличивается. На зрелой фазе она уменьшается благодаря социальной политике государства.
Для измерения степени дифференциации в доходах используют
графический показатель, получивший название кривой Лоренца (рисунок 3).
Рисунок 3. Кривая Лоренца
Этот график представляет собой графическое изображение двух
величин: градации населения на равные группы по численности и по
распределению доходов (между этими группами). Методически условно (для простоты и наглядности) в общей совокупности населения выделяют пять групп (каждая при этом составляет 20% от общей численности). Сумма получаемых доходов также условно делится на такие же процентные группы. График показывает, что при строго равном распределении благ эта зависимость выглядит как биссектриса. Однако
такая прямая линия — лишь потенциальная возможность.
В реальной жизни доходы никогда не распределяются равномерно.
Истинная картина графически проявляется в виде прогнутой вниз линии. Эта изогнутость означает, что первые две группы населения (в графике группы разделены в зависимости от объема доходов: вначале приведены получающие относительно низкие доходы, затем — доходы
среднего уровня и, наконец, — высокооплачиваемые) получают относительно небольшую часть от общей суммы доходов.
2. Анализ социальной политики в РФ
2.1. Государственное регулирование социальной политики в РФ
Государственное регулирование играет огромную роль в развитии и поддержании стабильности социальной сферы в любой стране, что подтверждается мировой практикой и отмечается в Докладе Всемирного банка, где говорится, что государство должно оказывать определяющее влияние на развитие сферы социальных услуг и инфраструктуры, на защиту наиболее уязвимых категорий населения, на охрану окружающей природной среды.
В области государственного регулирования социальной сферы выделяются федеральный, региональный и местный уровни управления. В последние годы все большее число вопросов в области социальной политики передается с федерального на региональный и местный уровень, значимость этих уровней в социальной сфере постоянно растет.
На федеральном уровне разрабатывается социальная политика государства, осуществляется ее правовое обеспечение, разрабатываются основные методы и подходы к решению задач социальной политики, вырабатывается и совершенствуется структура исполнительных органов, на которые возлагается решение поставленных социальных задач. На этом уровне проводится социальный мониторинг, социальное прогнозирование, разрабатываются и утверждаются федеральные социальные программы. К функциям федерального уровня власти также относятся установление таких социальных нормативов, как минимальный размер оплаты труда, минимальные пенсии, прожиточный минимум, разработка основных методов социальной поддержки наиболее нуждающихся в ней групп населения.
На федеральном уровне выделяются средства на оплату бюджетной сферы, финансируются учреждения, находящиеся в федеральной собственности, делаются инвестиции в социальную сферу районов нового освоения, районов повышенной социальной напряженности, экологического и социального бедствий, осуществляются выплаты по долговым обязательствам населению. Непосредственно влияет на социальную сферу и функция установления налогов и пропорций распределения федеральных налогов между федеральными, региональными и местными органами власти.
На региональном и местном уровнях разрабатываются концепции социального развития территорий, готовится региональное и местное законодательное обеспечение, подбираются формы и методы работы, адекватные региональным и местным особенностям, а также проводится социальный мониторинг и социальное прогнозирование, изыскиваются средства для дополнительных поступлений в бюджеты территорий, выделяются средства на оплату труда бюджетников, осуществляется финансирование учреждений муниципальной собственности, устанавливается система региональных и местных налоговых и других льгот, осуществляются мероприятия по социальной защите населения.
Законодательные основы социальной политики государства закреплены в Конституции Российской Федерации, где записано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»
Законодательные основы социального комплекса разрабатываются Государственной Думой, законодательными собраниями в регионах и органами местного самоуправления, которые также имеют право на законодательное нормотворчество в пределах своих муниципалитетов. Федеральное законодательство представлено такими законами, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ), Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах", Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах", Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и многими другими, регулирующими развитие социальной сферы государства.
Органы исполнительной власти всех уровней создают основную часть регламентации по всем направлениям и отраслям. Они выпускают постановления, распоряжения, инструкции, утверждают социальные программы, определяют региональные и местные стандарты, содержание и организацию деятельности конкретной отрасли социальной сферы, полномочия, лицензирование, финансирование, порядок предоставления услуг и т.д.
Для реализации социальной политики применяются разнообразные методы государственного регулирования, к которым относятся:
-
Правовое регулирование - принимаемые на всех уровнях государственной власти правовые акты и нормативные документы, действие которых распространяется на предприятия всех форм собственности. -
Финансово-кредитное регулирование - использование рычагов по управлению финансовыми потоками. Основной формой реализации данного метода является выделение в государственном бюджете статей, за счет которых финансируются бюджетные отрасли - отрасли социальной сферы. -
Приватизация - передача предприятий социальной сферы в частную собственность, как правило, ограничена. Расходы по содержанию таких предприятий, оплате труда работников несет государство. -
Целевые программы - программы, имеющие социальную направленность по наиболее острым социальным проблемам. Эти программы также финансируются из государственного бюджета. -
Социальные стандарты - разработка форм и объемов социальных услуг, бесплатное предоставление которых всем гражданам РФ гарантируется Конституцией РФ.