Файл: 1. Теоретические основы понятия социальная политика государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное регулирование в области социальной политики осуществляется как административными, так и экономическими методами. Одним из основных методов является законодательное регулирование. В законодательных актах заложены основы функционирования всей социальной сферы, закреплены основные направления развития, определены социальные стандарты, условия и права на получение социальной помощи различными социальными группами и т.п.

В качестве регулятора выступают также государственные заказы в области здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства, тарифная система оплаты труда. Социально-экономические программы относятся к высшим формам государственного регулирования. Разрабатываются и целевые государственные программы трудоустройства населения, стимулирования роста занятости, создания рабочих мест в госсекторе, помощи инвалидам, усиления правовой защищенности. Государство воздействует на состояние рынка рабочей силы, профессиональное переобучение и переквалификацию, занимается развитием системы страхования от безработицы, устанавливает пределы в оплате труда, регулирует колебание цен на товары и услуги, носящие жизненно важный характер, например, жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического, транспортного комплекса.

Инструментами проведения социальной политики государства служат социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты, минимальный размер оплаты труда и другие пороговые социальные ограничители. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством.

Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий, предусмотренных Конституцией. Они необходимы также для определения финансовых нормативов. Государственные минимальные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и общих методических принципах.

Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума.


Прожиточный минимум - минимальный доход, один из самых важных инструментов социальной политики. С его помощью оценивается уровень жизни населения, регулируются доходы, он учитывается при социальных выплатах. Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

Потребительская корзина - это совокупность минимумов потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Потребительская корзина разработана в среднем на душу населения и отдельно для мужчин (16-59 лет) и женщин (16-54 лет), пенсионеров и детей.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - нижний ее предел, устанавливаемый (по теории) за наименее квалифицированный, простой труд. Его величина является точкой отсчета для всех остальных ставок заработной платы.

Минимальный размер пенсии (пособия и стипендии) соответственно представляет собой ее нижний предел, устанавливаемый соответствующими нормативными актами. Он рассчитывается исходя из сложившегося уровня минимальной заработной платы и прожиточного минимума.

Государством также определен законодательный объем гарантированных социальных услуг, предоставляемых на бесплатной и льготной основе. Разрабатываются пороговые значения показателей по науке, образованию, культуре, здравоохранению; они берутся за основу при исчислении объемов финансирования этих отраслей. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Минимальный размер заработной платы носит в основном фискальный характер и не обеспечивает прожиточного минимума.
2.2. Анализ показателей социальной политики РФ
Рассмотрим и проанализируем основные показатели социальной политики Российской Федерации: численность постоянного населения России, минимальный размер оплаты труда, уровень безработицы.

Рассмотрим и проанализируем численность постоянного населения России за 2019-2021 годы. (таблица 1).

Таблица 1. Численность постоянного населения России за 2019-2021гг., млн. чел.



Показатель

2019

2020

2021

Изменение, млн. чел.

2019-2021

2020-2021

Численность постоянного населения России, в том числе:

146,8

146,7

146,2

-0,6


-0,5

городское

109,5

109,5

109,3

-0,2

-0,2

сельское

37,3

37,2

36,9

-0,1

-0,3


Росстат раскрыл данные о численности населения России по итогам 2021 года — на 1 января 2022 года число жителей страны составило 145 478 097 человек.

По данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения снизилась с 146,2 миллиона человек. При этом уточняется, что данные показатели не учитывают сведения, собранные во время последней переписи населения.

Естественная убыль в 2021 году в России составила 1,04 миллиона человек. При этом родились в стране 1,4 миллиона младенцев, а умерли 2,44 миллиона россиян.

Ранее в январе Росстат раскрыл данные о смертности в России в 2021 году. Так, стало известно, что смертность в 2021 году увеличилась на 15,1 процента из-за COVID-19, при этом рождаемость снизилась на 2,3 процента.

Рассмотрим и проанализируем показатели уровня безработицы в Российской Федерации за 2019-2021 гг. (таблица 2)

Таблица 2. Уровень безработицы в РФ, %

Показатель

2019

2020

2021

Изменение

2019-2021

2020-2021

Уровень безработицы

4,6

5,9

5,8

1,2

-0,1


На основании данных таблицы 2, можно сделать вывод, что уровень безработицы за весь анализируемый период увеличился на 1,2 %, а за последний год сократился на 0,1%. Рост уровня безработицы в 2020 году является реакцией на пандемию в виде локдауна или санитарных ограничений на ведение экономической деятельности и перемещение граждан. Это то, что экономисты называют внешним шоком со стороны предложения или ограничением предложения определенных услуг.


Весной во время периода самоизоляции падение объемов услуг по России в целом превышало 40%, а падение товарооборота составляло около 25%. Это совершенно беспрецедентные эффекты. Такого рода вещи происходили во время трансформационного спада, в начале 90-х годов. За последние 25 лет подобное произошло впервые. Это повлияло на возможность людей зарабатывать и тратить деньги.

Более наглядно изменения уровня безработицы представлен на рисунке 4.



Рисунок 4. Уровень безработицы в РФ
Минимальный размер оплаты труда вРоссийской Федерации — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда за час, день, неделю, месяц, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и иных целей обязательного социального страхования МРОТ также используется для определения величин налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации  в зависимости от минимального размера оплаты труда.

До конца 2020 года, МРОТ рассчитывался на основе прожиточного минимума в РФ, в свою очередь, рассчитываемого из стоимости минимально продуктовой корзины. С 1 января 2021 года порядок расчёта МРОТ изменился. МРОТ рассчитывается в размере 42 % от величины медианной заработной платы по РФ за прошлый год, с учётом коэффициента дифференциации по каждому региону. В связи с ростом стоимости продуктов питания, товаров и услуг, падением реальных зарплат населения в последние годы, С.М. Миронов назвал это решение Правительства РФ «шулерским трюком». На 2021 год МРОТ в России составит 12 792 рубля (в 2020 году — 12 130 рублей, или прирост на 5,5 %). Министр труда и социальной защиты Антон Котяков заявил, что при новой методике расчета МРОТ в России будет расти быстрее, чем прожиточный минимум. С 1 января 2022 года МРОТ составляет 13 890 руб. (173,58 евро) и (нетто, после вычета налога в 13 %) 12 084,3 руб. (151 евро), а в 2019-м — 11 280 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя смотрите таблицу 3.

Таблица 3. Минимальный размер оплаты труда в РФ по годам, руб.

Дата введения МРОТ

Сумма МРОТ

Проект на середину 2022 года

15 140

1 января 2022 года

13 890

1 января 2021 года

12 792

1 января 2020 года

12 130

1 января 2019 года

11 280




По показателям таблицы 3 видно, что в 2020 году МРОТ увеличился на 662 рубля, по сравнению с 2019 годом и составил 12 130 рублей. Значение МРОТ в 2021году был увеличен так же на 662 рубля по сравнению с 2020 годом и составил 12 792 рубля. В 2022 году правительство решает увеличить МРОТ на 1098 рублей по сравнению с прошлым аналогичным периодом 2021 годом и сумма составляет 13 890 рублей. По данным таблицы 3 наблюдается ежегодный рост МРОТ.

Более наглядно представлена динамика роста МРОТ в РФ на рисунке 5.



Рисунок 5. Динамика роста МРОТ в РФ

Повышение МРОТ и приравнивание его к прожиточному минимуму было первым шагом в направлении укрепления декларируемых Конституцией РФ принципов социального государства. Следующим шагом должно стать обеспечение справедливой минимальной заработной платы через привязку МРОТ к минимальному потребительскому бюджету. Без установления справедливой цены на труд невозможно решить основные экономические проблемы: обеспечить высокие темпы роста экономики и высокую покупательную способность населения.

Рост доходов населения положительно отражается на уровне и качестве жизни населения. Однако, в современных условиях экономике может не хватить необходимого потенциала, чтобы обременить работодателей дополнительным ростом затрат на оплату труда. А это, в свою очередь, может привести к оптимизации персонала на предприятиях и, как следствие, к росту безработицы. Такие явления негативно сказываются на качестве жизни населения.
2.3. Проблемы и пути решения проблем социальной политики в РФ
Одной из ключевых проблем социальной политики РФ остается значительный уровень бедности российских граждан. При этом особого внимания заслуживает проблема работающих бедных. Так зарплату на уровне МРОТ получают почти 5 млн. россиян.

Следует отметить, что существование бедных и богатых является результатом не только дифференциации в получаемых доходах. Лицами, живущими за чертой бедности, часто становятся и за счет влияния других факторов. К ним можно отнести, например: состояние здоровья членов семьи, ее численность, количество иждивенцев, потеря работы и т.п. Минимизация влияния этих факторов выступает одной из ключевых задач социальной политики государства. Ее решение, как и многих других социальных проблем, осуществляется в основном за счет прямой финансовой поддержки. Помощь предоставляется в виде дотаций на содержание детей, лечение, пособий  многодетным семьям и т. п.