Файл: Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 1 час (60 минут). Работа состоит из 2 частей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения переводного экзамена по русскому языку в 8 классе в 2016 году
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 1 час (60 минут). Работа состоит из 2 частей.
Часть 1 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (1–7) и 9 заданий с кратким ответом (8–16).
К каждому заданию с выбором ответа (1–7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания части 2 укажите на листах с заданиями экзаменационной работы.
Часть 2 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями первой части.
Выполняя вторую часть работы (задание 17), дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на дополнительном бланке ответов.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Часть 1
Прочтите текст и выполните задания 1–17. |
(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:
-
(2)Ой, хочу шарик! (З)Продавщица улыбнулась: -
(4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?
(б)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:
- (8)Хочешь поносить?
(9)И протянула мне ниточку. (10)Я как взял, так почувствовал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи, хотя могу отпустить в любую минуту. (14)Я взял и выпустил его. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а по
том сразу рванулся вправо и долетел до фонаря.
(16)Алёнка заплакала:
-(17)Ой, зачем ты его упустил?
(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.
(20)И я стоял, задрав голову, и глядел, и Алёнка тоже. (21 )И многие взрослые позадирали головы - посмотреть, как летит шарик. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.
(25)И тут все видевшие этот полет пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (З0)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверное, жаль свой шарик.
(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:
- (ЗЗ)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик,.. (34)Чтобы ты его выпустил.
По В. Драгунскому
Задания 1–7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию 1–7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. |
1. Почему герой-рассказчик считает, что он не сумеет «рассказать Алёнке» всё, что чувствовал, когда вместе со всеми смотрел на летящий в небе шарик?
1.Рассказчик считает, что обыкновенные слова не способны передать смену живых чувств и впечатлений.
2.Рассказчик полагает, что не вправе описывать эту ситуацию, потому что она возникла по его вине.
3.Рассказчик считает, что улетевший шарик не был никем замечен..
4.Рассказчик уверен, что он легко сможет поведать о своих чувствах ровеснику или человеку старше себя.
2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выпустил»
(предложение 14).
1.пустил в обращение 2.исключил
3.освободил 4.предоставил право
3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1-2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная: - Ой, хочу шарик!»
1.антитеза
2.эпитет
3.сравнительный оборот
4.фразеологизм
4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове почувствовал (предложение 10) согласный звук [ф] является непроизносимым.
2) В слове видевшие (предложение 25) восьмой звук [э].
3) В слове глядел (предложение 20) мягкость согласного [д΄] на письме обозначена буквой е.
4) В слове любую (предложение 13) количество звуков больше, чем букв.
5. Укажите слово, в котором гласная в корне проверяется ударением
1) занимать
2) позадирали
3) протянула
4) творить
6. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
1) преодолевал
2)рассказать
3) продававшая
4) пристально
7. Укажите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от той или иной приставки.
1) замурлыкала
2) изредка
3) испуганно
4) изначально
Задания 8–16 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к заданиям этой части являются слова и наборы цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без запятых и пробелов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. |
8.Замените слово ПОЗАДИРАЛИ в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом - словом или словосочетанием. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
9. Замените словосочетание НАСТОЙЧИВО ПОТЯГИВАЕТСЯ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ
10. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ: ___________________________.
11. Среди предложений 1 - 6 найдите предложение (я) с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ___________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я как взял, (1) так услышал,(2) что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку!
Ему,(3) наверное,(4) хотелось улететь.
Ответ: ___________________________.
13. Укажите количество
грамматических основ в предложении 30.
Ответ: ___________________________.
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Шарик летел кверху плавно и спокойно,(1) как будто этого и хотел всю жизнь. И я стоял,(2) задрав голову,(3) и смотрел,(4) и Алёнка тоже. И многие взрослые позадирали головы -посмотреть,(5) как летит шарик.
Ответ: ___________________________.
15. Среди предложений 14-19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения
Ответ: ___________________________.
16. Среди предложений 25-29 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Часть 2
Используя прочитанный текст части 2, выполните задание 17. Для ответа к заданию используйте бланк ответов № 2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: 17 |
17.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних фраз Алёнки: «Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик... Чтобы ты его выпустил».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Критерии оценивания сочинения на лингвистическую тему
Задание 17
Задание части 2 (17) оценивается:
-
полный ответ на вопрос, состоящий из 9-12 и более предложений – 9-10 баллов; -
полный ответ на вопрос, состоящий из 7-8 предложений – 7-8 баллов; -
ответ на вопрос, состоящий из 5-6 предложений – 4-6 баллов; -
ответ на вопрос, состоящий из 3-4 предложений – 1-3 баллов;
ответ на вопрос, состоящий из 0-2 предложений – 0 баллов;
Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
№ | | Баллы |
ГК 1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 |
| Допущены 2-3 ошибки | 1 |
| Допущены 4 ошибки и более | 0 |
ГК 2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
| Допущены 3-4 ошибки | 1 |
| Допущены 5 ошибок и более | 0 |
ГК 3 | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка | 2 |
| Допущены 2 ошибки | 1 |
| Допущены 3 ошибки | 0 |
ГК 4 | Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущена не более 2 ошибок | 2 |
| Допущены 3-4 ошибки | 1 |
| Допущены 5 ошибок и более | 0 |
ФК 1 | Фактическая точность письменной речи | |
| Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. | 2 |
| Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | 1 |
| Экзаменуемым допущены 2 (и более) ошибок в изложении материала или в употреблении терминов | 0 |
| Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 | 10 |
Критерии оценок к экзаменационной работе
по русскому языку в 8 классе
Тесты (часть 1) – 16 баллов
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Сочинение – 10 баллов
Грамотность – 10 баллов
Итого: 36 баллов.
Максимальное количество баллов - 36
Количество баллов | Оценка |
30-36 | 5 |
23-29 | 4 |
16-22 | 3 |
1-15 | 2 |
Ключи к тесту по русскому языку в 8 классе
Номер задания | Правильный ответ |
1 | 1 |
2 | 3 |
3 | 4 |
4 | 2 |
5 | 3 |
6 | 2 |
7 | 2 |
Номер задания | Правильный ответ |
8 | подняли |
9 | потягивается с настойчивостью |
10 | хотелось улететь |
11 | 1,5 |
12 | 3,4 |
13 | 2 |
14 | 1,5 |
15 | 18 |
16 | 28 |