Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание:
Введение………………………………………………………………...……….3
Глава 1. Демократическое государство……………………………...…………..5
1.1. Понятие демократического государства и его признаки……...………5
1.2. Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного……………………………………………………………...……...8
Глава 2. Российская демократия………..………………………………...……11
2.1. Российская Федерация как федеративное государство с республиканской формой правления…………………………………………11
2.2. Идеологическое и политическое многообразие………………….…...16
Глава 3. Местное самоуправление, как основа современной демократии……………………………………………...…………………….…18
Глава 4. Проблемы демократического процесса в России……….………...…21
Заключение………………………………………………………..…………….24
Список использованной литературы………………………..………………….26
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующим. Современная Российская Федерация - демократическое государство. В Конституции многонациональный народ страны провозглашен носителем суверенитета и единственным источником власти и высшим непосредственным выражением власти народа, помимо референдума, являются свободные выборы.
Посредством выборов, через избирательный процесс, политическая власть народа трансформируется в государственную власть, формируются органы местного самоуправления, реализуется принцип демократии. Выборы в законодательные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления являются важнейшим шагом в развитии и укреплении народовластия, так как народ, выразив в процессе голосования свою волю, формирует независимую (в пределах своей компетенции) от центра власть.
Становление и развитие демократического правового государства в Российской Федерации возможно при условии обеспечения проведения выборов как единственного легитимного способа делегирования власти народом. На современном этапе в социальной и политической среде довольно часто возникают споры о демократичности Российского государства, поскольку, нормы, провозглашающие демократию в России, закреплённые в Конституции и иных правовых актах, на практике не выполняются.
Однако невозможно оспаривать наличие демократии в России, поскольку для этого нет столь достаточных и полных оснований, однако подробное изучение институтов демократии в подобных условиях необходимо.
Цель курсовой работы - изучить особенности демократического государства, его признаки, рассмотреть и проанализировать основные принципы демократии в России.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть Россию как демократическое государство;
- показать формы осуществления демократии;
- проанализировать местное самоуправление как формы народовластия.
Объект исследования - правоотношения в сфере осуществления демократии в России.
Предмет исследования - формы осуществления демократии в России.
Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Демократическое государство
1.1. Понятие демократического государства и его признаки
Демократическим называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга
1.
Важнейшими признаками демократического государства являются реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).
Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области.
Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции РФ2.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства.
Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом.
Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан3.
1.2. Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного
Тоталитарный политический режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни. Термин тоталитарный (лат. totalis — «полный», «целый») появился в 20-х годах XX века для характеристики режима Муссолини, в последующем Германии, Испании, СССР во время «холодной войны» и др. В каждой из стран он имел особенности, но вместе с тем и общие черты, признаки, раскрывающие его сущность и содержание.
К ним относятся:
-
монополизация власти одной партией, политической элитой во главе с бесконтрольным и всевластным лидером; -
проникновение власти во все сферы общественной и индивидуальной жизни, в результате чего гипертрофируется не только аппарат власти, но и главное — отношения власти и народа; -
происходит детальная регламентация жизни социальных общностей людей, личностей, потеря ими свободы мысли и действий; -
произвол власти основывается не на власти права, а на праве власти, в результате чего право понимается как свод законов, установленных государством и для государства, его элиты, хотя формально предназначено для «народа»; -
наличие однопартийности, при которой одна партия, по существу, монопольно владеет государственными полномочиями, становясь тем самым не партией, а государственной организацией; -
единая и господствующая идеология и идеологизация всей общественной и индивидуальной жизни; -
система всеобщего контроля за поведением людей, за средствами массовой информации; -
действует принцип: «запрещено все, кроме того, что приказано властью» и др.
Авторитарный политический режим — это способ властвования, при котором власть принадлежит диктатуре одного лица или группе лиц во главе со своим лидером. Авторитарный режим возникает в странах, в которых происходит смена общественного строя, а также находящихся в состоянии длительных кризисов. Данные условия являются факторами, обеспечивающими установление авторитарных политических режимов.
Общие черты авторитарных режимов, следующие:
-
субъекты господствующей власти распространяют таковое только на политическую сферу; -
отчуждение народа от власти, субъектом которой является лидер и его группа; -
единая идеология; правящая элита рекрутируется сверху, а не демократическими выборами; -
ограничение свободы носит разрешительный характер; -
отказ от тотального контроля над обществом и личностью и др.
В отличие от тоталитарного режима авторитарный более «мягок» и не столь революционен, и утопичен по цели. При авторитаризме допускается наличие сфер, не подконтрольных государству, и действует принцип: «разрешено то, что не имеет отношения к политике». От народа требуется послушание властям, скромность при тоталитаризме, а при авторитаризме — послушание и профессионализм. Можно сказать, что авторитарный политический режим — это определенный шаг на пути преодоления тотального, всеобщего контроля над людьми в сторону наличия некоторых свобод и прав граждан. Однако сущность этих режимов все же близка, как и близки политико-правовые механизмы ее осуществления.
Демократический политический режим - это способ властвования, основанный на принципах демократии, плюрализма, гуманизма, открытости и др. В его основе — соблюдение, защита и гарантии прав, свобод человека. Данная ценность и цель достигаются тем, что ни один из субъектов не обладает правом на монополию государственной или иной политической власти, а закон является основным регулятором жизни, обязательным для всех и каждого. Государство является правовым, а именно гражданским.
Демократический режим, условно говоря, противоположен тоталитарному режиму. Поэтому переход от одного режима к другому сопряжен со многими условиями и факторами разного характера и порядка. Этот переход длителен и противоречив, сложен и многоступенчат. Отсюда в реальной жизни часто трудно выделить функционирование отдельного режима, поскольку он, включаясь в «орбиту» другого, приобретает черты смешанного политического режима.