Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В мире вообще трудно найти примеры эффективных демократий в таких сложносоставных сообществах.
У всякого политического устройства есть и человеческое измерение. При демократической системе его роль многократно возрастает, поскольку носителями прав и свобод являются конкретные люди.
Поэтому особенности менталитета и мироощущения каждой социальной и этнической группы неизбежно накладывают свой неповторимый отпечаток на становление и развитие политического устройства той или иной страны.
Социально-психологический облик народа нашей страны - это предмет давних дискуссий, в которых сколько участников, столько и мнений: прежде всего об особенностях понимания свободы. Так уж сложилось, что для нашего сознания формально-правовое или сугубо политическое восприятие демократических свобод не имеет такого первостепенного значения, как для западного человека.
Испокон веков для российского жителя существовало понятие «внутренней свободы», которое позволяло оставаться независимой личностью в самой несвободной среде. До сих пор нам самим трудно понять такие феномены российской истории, как подъем отечественной литературы и общественной мысли в годы николаевской реакции XIX века, достижения науки и техники в период апогея режима личной власти Сталина. Если подходить чисто умозрительно - ничего подобного быть не должно.
Конечно, проявления свободомыслия в несвободном обществе приобретали суррогатные формы: политические анекдоты и слухи, творчество «в стол» и «на полки», переписывание запрещенного и самиздат. Но все это было и сыграло огромную роль в раскрепощении общественного сознания в России.
Помимо «внутренней свободы» с советских времен осталось осознание самостоятельной значимости так называемых социально-экономических прав и свобод. Для многих наших соотечественников право на труд, жилище, отдых, пенсионное обеспечение, доступность образования и здравоохранения по-прежнему имеет гораздо большее значение, чем политико-юридические свободы. Однозначно сказать, хорошо это или плохо, по-видимому, нельзя, но такова реальность.
Кроме этого, особая приверженность коллективизму остается особенностью менталитета населения, или по крайней мере его большинства. И коммунизм лишь старался эксплуатировать в своих политических интересах этот феномен. Во многом он имеет естественные корни, уходящие в глубь веков, когда выжить и хозяйствовать в условиях нашей страны можно было только сообща.
Несомненно, что сегодня личность в России гораздо более суверенна в своих отношениях с обществом и государством. Однако, образно говоря, посредников в системе этих отношений остается много.
К тому же, в России эмоциональная составляющая в отношениях власти, общества и личности всегда играла огромную роль. Трепет и преклонение перед властью легко переходят в отчуждение от власти, страх перед нею, в крайние формы протеста, ненависть к конкретным носителям и представителям власти. И это тоже реальность.
Не все из российских традиций может устраивать нас самих, с чем-то примириться достаточно трудно, всем нам не хватает в общественном развитии здоровых рациональных, прагматических начал. Будем надеяться, что по мере дальнейшего оздоровления экономической и политической жизни России все это придет12.
Заключение
При написании курсовой работы я пришла к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.
К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.
Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.
Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.
Несмотря на четкую регламентацию правовых начал в Конституции Российской Федерации, еще не скоро в нашей стране наступит подлинная демократия. Демократия очень красива и презентабельна на бумаге, но очень трудна на деле. Главной причиной «недействующей демократии» в нашей стране я считаю то, что страна еще не остыла после более чем семидесятилетнего тоталитаризма, который забил все артерии гражданского общества и напрочь сжег идею свободы у русского народа.
Когда же страна резко скинула оковы административно-командной системы, в стране развился хаос. Ведь невозможно человеку, который много лет лежал в параличе, вылечившись, сразу встать и пробежать стометровку. Так и в нашей стране.
Что касается республиканской формы правления, то государство старается дать субъектам ту долю самостоятельности, которую они могут выдержать. Но принципы республики тоже нередко нарушаются, это можно доказать многочисленными нарушениями в региональном законодательстве, где нередко местными органами присеваются некоторые полномочия федерального центра.
Еще, по природе своей, русская душа не знает меры. В этом и отличие русского народа от европейцев и американцев. Получили суверенитет, так не умеем его правильно расходовать. Дали возможность зарабатывать деньги, так не нужно зарабатывать их нечестными путями, нужно знать меру и думать о других. Тут проблема не только в «недемократическом» управлении, еще проблема в «недемократической» культуре.
Да, до реального господства демократии России еще далеко. Но есть же и положительные моменты в пути взращивания этого института в нашей стране. Но они ничтожно малы в сравнении с проблемами.
Важно, очень важно обществу почувствовать ту грань свободы, за которую не следует переступать, а государственным управленцам тот ее порог, за которым уже следует территория народа.
Список использованной литературы
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445 -
Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985)//Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466 -
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., Норма, 2010 -
Вискулова В.В. Институт прямых выборов: необходимы ли дополнительные гарантии?//Конституционное и муниципальное право. 2011. №2 -
Деев Н.Н. Демократическое Конституционное государство: введение в теорию, М, 2006 -
Зотов В.Б. Система муниципального управления. М., 2007 -
Ильин А.А. Демократические начала единства государственной власти в субъектах Российской Федерации//Бизнес в законе. 2011. №3 -
Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2008 -
Мамычев А.Ю. Что такое демократия: постановка вопроса//Философия права. 2010. №2 -
Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008 -
Павроз А.В. Плюрализм и критерии современной демократии//Право и политика. 2010. №3 -
Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 2009 -
Шаварин М.С. Демократичность власти и основные избирательные системы//Современное право. 2010. №1
1 Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008. С.203
2 Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2008. С.86-87
3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., Норма, 2010. С.127-130
4 Деев Н.Н. Демократическое Конституционное государство: введение в теорию, М, 2006. С.145-147
5 Мамычев А.Ю. Что такое демократия: постановка вопроса//Философия права. 2010. №2. С.67-73
6 Павроз А.В. Плюрализм и критерии современной демократии//Право и политика. 2010. №3. С.518-523.
7 Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 2009. С.223-224
8 Шаварин М.С. Демократичность власти и основные избирательные системы//Современное право. 2010. №1. С.113-115
9 Зотов В.Б. Система муниципального управления. М., 2007. С.87
10 Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985)//Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466
11 Вискулова В.В. Институт прямых выборов: необходимы ли дополнительные гарантии?// Конституционное и муниципальное право. 2011. №2. С.45-51
12 Ильин А.А. Демократические начала единства государственной власти в субъектах Российской Федерации//Бизнес в законе. 2011. №3. С.26-28