Файл: Взаимоотношения детей со сверстниками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных способностей младших школьников

Целью нашего исследования стало исследование особенностей межличностного общения старших дошкольников со сверстниками на констатирующем этапе исследования.

В эксперименте приняли участие 20 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Нами было осуществлен подбор следующих методик:

  • наблюдение;

  • методика Г.Г. Кравцова "Лабиринт (см. Приложение 1)

2.2 Результаты диагностики

Наблюдение.

Во время проведения I варианта, когда ребенок взаимодействует со знакомыми ему сверстниками (5-6 человек из своей же группы) не было выявлено никаких отклонений. Ребята сразу начинали взаимодействовать или все вместе, или разбивались на подгруппы (2 или 3 человека) и начинали играть. Атмосфера проведения эксперимента была теплая, дружественная, дети чувствовали себя очень комфортно и непринужденно. В стороне не оставался ни один из испытуемых.

Во время проведения II варианта, ребенок взаимодействовал с группой сверстников (5-6 человек) из другой, незнакомой ему группы. Совершенно у всех испытуемых возникли трудности адаптивного характера, у кого – то проявляясь в большей степени, у кого-то в меньшей.

Основные трудности взаимодействия дошкольников с незнакомыми им сверстниками:

  1. Дезадаптация.

Несмотря на то, что ребенок находится в знакомой ему игровой комнате и в знакомой обстановке, присутствие совершенно незнакомых ему детей вызывает у испытуемых в растерянность. Многие дети довольно быстро привыкают к новым «гостям», однако примерно 15% детей начинают плакать и просятся вернуть их в свою группу, совершенно не идут на контакт, не играют, не откликаются на предложения поиграть других детей.

  1. Отказ или сложности взаимодействия с незнакомыми детьми

Примерно у 50% испытуемых возникают трудности с взаимодействием и общением с новыми детьми. Из этих 50% примерно 15% полностью отказываются играть в коллективе, предпочитая одиночную игру, остальные 35% постепенно наблюдая входят в игру, однако остаются чуть в стороне. У остальных 50% испытуемых таких серьёзных проблем нет. Им тоже нужно время, чтобы привыкнуть и адаптироваться к новой обстановке, однако они быстрее начинают взаимодействовать с сверстниками.


Других, более серьёзных проблем по методу «наблюдении» выявлено не было.

Обработка данных по данному методу обследования проводилась по следующей схеме общения со сверстниками:

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Внимателен к сверстнику: замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в собственных интересах.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т. д.

Оценка данных критериев проводилась в пятибалльной шкале, где 1 наиболее низкое проявления положительных качеств.

Итоговые баллы:

10-15: Ребенок достаточно приветлив со сверстниками, не сильно конфликтен, если же конфликт возникает, разрешает его спокойно, без криков и драк. Помогает другим детям, считается с мнениями других детей, не склонен мешать и навязываться.

5-10:Ребенку сложно находить общий язык со своими сверстниками, такие дети обычно неприветливы, часто отказываются от совместного взаимодействия, при возникновении конфликтной ситуации могут начать

кричать и даже ввязаться в драку. Также, считают что могут мешать остальным детям, выхватывают игрушки.

0-5:Дети данного уровня почти не приспосабливаются, не играют с другими детьми, не взаимодействуют. Неконфликтны, играют в полном одиночестве.

В результате проведения методики наблюдения в II варианте выявлен средний балл – 8. Таким образов почти все дети входят в группу, относящуюся к баллам 5-10. Детям нелегко находить общий язык с незнакомыми сверстниками, они тяжело идут на контакт, часто предпочитают одиночную игру.

Также, было выявлено 3 ребенка, относящие к 3 группе, 0-5 баллов.

Бабенко М.А. – 4б, Мокроусов С.О. – 3б, Остоич Н.А. – 4б. Эти дети вообще отказались от взаимодействия с новыми детьми, только поздоровались, однако более ни на какой контакт не пошли.

Методика «Лабиринт».

Для подведения итогов по проведению данной методики было предложено 6 типов сотрудничества между детьми.



Предложенные шесть типов общения и взаимодействия можно оценить под углом зрения способности к сознательному принятию и удерживанию в течение всей ситуации общения со сверстником определенной задачи и требований к ней. Тогда первый тип общения будет характеризоваться элементарным принятием детьми исходной задачи - поставить машинки в гараж, руководствуясь при этом правилами игры. На второй и третий стадиях развития общения дети принимают задачу, но не могут удержать ее на протяжении всей игры, дети с четвертым типом общения принимают и удерживают задачу, задающую контекст их деятельности, однако у них устанавливаются и удерживаются в течение всей игры соревновательные отношения с партнером. При пятом и шестом типах задача легко удерживается, причем между партнерами возникают отношения подлинного

сотрудничества.

В I варианте проведения методики, когда дети взаимодействовали со знакомыми им сверстниками, проблемы возникали достаточно редко. Чаще всего, согласно таблице, действия детей можно было отнести к 4 типу сотрудничества. Они полностью принимают задачу и понимают её, однако для них игра принимает вид соревнования. Дети, отнесенные к данному типу сотрудничества не хотели «съезжать с дороги на парковку», чтобы пропустить партнера по игре, т.к. боялись, что иначе не успеют первыми поставить машинку в гараж.

Три ребенка, проявившие себя с хорошей стороны еще и в методе «наблюдение», были отнесены к 5 типу сотрудничества. У них возникло полное сотрудничество и партнерство. Однако договариваться они начинают только при возникновении проблемы, до этого каждый играет сам за себя.

Остальные дети были отнесены к 3 типу сотрудничества. Дети ищут взаимодействия друг с другом, но постоянно допускают одни и те же ошибки и не ищут пути их разрешения.

Интересно, что после проведения данной методики детей с их сверстниками из другой группы, тип сотрудничества у каждого ребенка понизился на один. Так, преобладать во II варианте проведения методики стал 3 тип сотрудничества. Т.к. дети незнакомы между собой, их взаимодействие носит ситуативный и импульсивный характер. Они не ищут общий язык и следовательно повторяют ошибки снова и снова.

Дети, отнесенные ранее к 5 типу сотрудничества, теперь относятся к 4 типу.

Остальные же, перешли на уровень 2 типа сотрудничества. Для детей этого типа характерно «слепое» подражание действий партнера, они пытаются решить поставленную перед ними задачу, но отказываются от сотрудничества с партнерами. Нередко дети просто опускаются на более низкий уровень – бесцельное вождение машинок по лабиринту, и более не пытаются выполнить задачу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, нами была проделана серьезная работа по выявлению особенностей межличностного общения дошкольников старшего возраста со сверстниками.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы, нами выделены следующие критерии специфической потребности в общении у детей без речевых нарушений:

1.Внимание ребенка к другим детям:

а) большое количество контактов;

б) разнообразие контактов (много социальных действий);

в) проявление инициативы в общении с другим ребенком;

г) управление действиями партнера.

2. Эмоциональный отклик на действия детей:

а) получение удовлетворения от общения с другими;

б) низкая конфликтность;

в) стремление к выражению собственных чувств.

3. Стремление обратить на себя внимание сверстника:

а) перестройка действий для привлечения внимания;

б) аффективная направленность действий;

г) ребенок подстраивает поведение под другого.

4. Чувствительность к аффективному отношению другого.

а) усиление воздействия вызывающее положительную реакцию у других;

б) вариативность способов воздействия на других;

в) снижение активности в ответ на аффективно-негативные реакции.

Однако проанализировав специальную литературу, касающуюся развития коммуникативных навыков и умений у детей и проведя экспериментальную работу, мы можем сделать следующие выводы, относительно коммуникативной деятельности дошкольников:

1. Все дети не имеют нарушения в общении со сверстником.

2. Характеристика коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста:

- малое количество контактов;

- бедность контактов (мало социальных действий);

- малая инициативность в общении с другим ребенком;

3. Чаще коммуникативная деятельность нарушается при общении с незнакомыми сверстниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов. - М.: Акад. проект.2007. - 703 с.

  2. Аружанова А.Г. Речь и речевое общение детей// - М.: Мозаика – Синтез, 2002г.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

  4. Вдовьева Э. Не дайте ребенку стать «трудным»: Об игровой терапии. //Дошкольное воспитание.-1998, №5. – С.54-56.

  5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов, обучающихся по пед. спец. (Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2008. – 624 с.

  6. Выготский В.С. Сборник сочинений в 6 т. (Гл. ред. Запорожец А.В.- М.: Педагогика,1982. – 504 с. 1т.

  7. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до шести М.: ИНТОР , 1996. – 160 с.

  8. Матвеева А., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей или – Что я могу узнать о своём ребёнке. – АСТ-Прасс, 2007. – 570 с.

  9. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. //Советская педагогика, 1944. - № 8, 9 – С.24.

  10. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.

  11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Высшее образование МГППУ, 2009. – 460 с.

  12. Райгородский Д. Я.Родители и дети: Хрестоматия: Учеб.пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с.

  13. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. — М.: «Коги-то-Центр», 2003. — 230 с.

  14. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: Учебное пособие для высших заведений и университетов. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 956 с.

  15. Смирнова Е.О.Детская психология. – Спб.: Питер, 2009. – 304 с..

  16. Смирнова А. Н. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – 2005.

  17. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6

  18. Урунтаева Г.А. Детская психология. – Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

  19. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (основы коммуникации). — СПб.: Питер, 2006. – 230 с