Файл: Мастер класс Толстенёвой С. Б., учителя начальных классов м оу сош имени Г. И. Марчука р п. Духовницкое Саратовской области.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мастер – класс Толстенёвой С.Б., учителя начальных классов М ОУ «СОШ имени Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»


«Системно-деятельностный подход в обучении и формировании УУД на уроках литературного чтения»


Единственный путь, ведущий к
знанию,- это деятельность.
Б.Шоу

Причины необходимости перехода общества к новой образовательной системе


Цели ФГОС
начального
образования по
литературному
чтению


Основные цели


Приоритетная
цель


Овладение базовыми
навыками чтения


Развитие
творческих и
познавательных
способностей


Обогащение
нравственного
опыта


Формирование
читательской
компетентности


Задачи ФГОС
начального
образования по
литературному
чтению


Освоение
общекультурных
навыков чтения
и понимания
текста; воспитание
интереса к
чтению и книге


Овладение
речевой,
письменной и
коммуникативной
культурой


Воспитание
эстетического
отношения к
действительности,
отраженной в
художественной
литературе


Формирование
нравственных
знаний и
эстетического
вкуса


Требования ФГОС
к результатам
освоения образовательной
программы по
литературному чтению


Личностные


Метапредметные


Предметные


Личностные результаты


Формирование чувства гордости
за свою Родину, народ


Развитие эстетических чувств,
доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам других
людей


Формирование социально-
ориентированного
взгляда на мир и разнообразие
природы, народов, религий, культур


Становление гуманистических
и демократических
ориентаций


Принятие и понимание социальной
роли ученика и личного смысла учения



Развитие ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных
нормах, социальной
справедливости и свободе.


Формирование эстетических
чувств и потребностей


Метапредметные


Освоение способов решений
учебных задач поискового и
творческого характера.


Формирование умения
планировать и оценивать
учебные действия


Овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам,
установление аналогий и причинно-
следственных связей


Использование различных
способов поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи
и интерпретации информации


Обладание навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание и составлять
тексты в устной и письменной форме


Использование знаково-символических
Средств представления информации
Для создания моделей


Готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность признавать
существование различных точек
зрения и права каждого иметь свою


Предметные


Понимание литературы как явления
национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи
нравственных ценностей


Достижение необходимого уровня
читательской компетентности, общего речевого
развития, т.е. овладения техникой чтения
вслух и про себя, приемами интерпретации,
анализа и преобразования
текстов


Понимание роли чтения, использование
различных видов чтения; умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в
обсуждении, давать и обосновывать оценку


Осознание значимости чтения для личного
развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре,
первоначальных этических представлений


Умение самостоятельно выбирать
интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для
понимания и получения
дополнительной информации

Возникновение понятия «Универсальные Учебные Действия»



связано с изменением парадигмы
образования:
от цели усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития личности.

Универсальные учебные действия


Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Функции универсальных учебных действий


Обеспечение возможостей самостоятельно осуществлять деятельность учения
Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации

Познавательные УУД


Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблемы


Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Подробно пересказывать небольшие тексты.


на уроках литературного чтения:

Регулятивные УУД


Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль(волевая саморегуляция)
Коррекция
Оценка

Регулятивные УУД на уроках литературного чтения


Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД


Планирование
Постановка вопроса
Построение речевых высказываний
Лидерство
Согласование
действий с партнёром
Оценка

Коммуникативные УУД


Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь
других;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.


на уроках литературного чтения

Личностные УУД


Нравственно-эстетическое оценивание
Самопознание и самоопределение


Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные УУД на уроках литературного чтения


Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Действия УУ:


Самоопределение
Мотивация учения
Формирование основ гражданской
идентичности личности


Примеры заданий :


Составьте слово из первых звуков ( «дружба»)
Как вы понимаете слово «дружба»?
Дружба- главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Как вы думаете: с чего начинается дружба? Что обозначает выражение «Водой не разольешь»?Кто ещё не имеет друга? Кто хотел бы найти друга? Для чего нужны друзья?


Блоки УУ Д :


личностные


Буква «М»


Смыслообразование
«какое значение, смысл имеет
для меня учение», и уметь
находить ответ на него.


Действия УУ:


Блоки УУ Д :


личностные


С.62№1


Проблемная ситуация.
Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша с разных. Кто из ребят был прав? Как объясните Мише? Есть повод для ссоры?


Примеры заданий :


Буква «М»


Целеполагание
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно


Действия УУ:


Блоки УУ Д :




Примеры заданий :


Буква «М»


регулятивные


Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с.36


1.Задание для нечитающих детей.

Закрасить части рисунка, в которые вписана буква М.
2.Впишите букву М в пустые квадратики. Прочитайте слова, которые получились.


Действия УУ:


Блоки УУ Д :




Примеры заданий :


Буква «М»


регулятивные


Прогнозирование
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик


С. 63 букварь


В.Орлова «Кто кого»
Прочитайте название стихотворения. Кто автор?
Прочитаем слова записанные на доске по слогам.
О-би-дел - обидел.
У-да-рил - ударил.
Дру-жи-ли - дружили.
Не по-де-ли-ли – не поделили.
Ваши предположения о чем это стихотворение?


Действия УУ:


Блоки УУ Д :




Примеры заданий :


Буква «М»


С. 62 №2


общеучебные
-формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;
-знаково-символические
- моделирование


познавательные


МА-МО-МЯ-МЫ-МИ-
МУ-МЁ-МЮ-МЭ-МЕ
Сколько в первой строчке слогов с мягким согл. звуком?
Сколько во второй строчке слогов с твёрдым согласным звуком?


Действия УУ:


Блоки УУ Д :




Примеры заданий :


Буква «М»


С. 62 №2




познавательные


Логические
-анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-подведение под понятия, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.


Звукобуквенный анализ слов «Маша», «Миша» с помощью цветных фишек.
Соотнесение слов с картинками.
Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики)
Какие предметы можно объединить в одну группу
( Одежда)


Действия УУ:


Блоки УУ Д :




Примеры заданий :


Буква «М»


С. 62 №2




коммуникативные


Планирование
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;


Постановка вопросов
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;