Файл: Рабочая программа курса Финансовая грамотность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 класса в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 16 часов. Он может рассматриваться как продолжение курса для 2–3 классов, также рассчитанного на 16 часов.

Место курса в образовательной системе:

1) курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;

2) курс может быть использован как программа дополнительного образования младших школьников в общеобразовательной организации;

3) курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где она является основной, а также в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;

4) курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технология, литература) при составлении авторских программ;

5) курс может быть использован при составлении и реализации программы воспитательной работы.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:

• развитие основ экономического образа мышления;

• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье:

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:


• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания курса финансовой грамотности опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами в начальной школе, как математика, технология, литература и окружающий мир. При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей важно учитывать изменения социальной ситуации развития детей в последние десятилетия:

• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования у детей финансовой грамотности и в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;

• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески;

• актуальность для младших школьников игровой деятельности, совместной деятельности со сверстниками.

Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в том числе наблюдение, опыты, учебный диалог.

Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее как социальную роль ребёнка в качестве ученика, школьника, так и его направленность на саморазвитие.

Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.

В процессе изучения курса у учащихся формируются умения и навыки, связанные с работой с текстами, таблицами и схемами, поиском и анализом информации, публичными выступлениями и презентациями.

Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги?», «Какие виды денег существуют?», «Что я знаю о банковской карте?», «Что такое семейный бюджет?», «Какие доходы бывают в семьях?», «Какие расходы бывают в семьях?», «Сколько денег тратит семья на питание?», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг?»



Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»

У выпускника будут сформированы:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность для формирования:

• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Познавательные:

Выпускник научится:

• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы
, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

Выпускник получит возможность научиться:

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

Выпускник научится:

• определять личные цели развития финансовой грамотности;

• ставить финансовые цели;

• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи; • корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Выпускник получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

Выпускник научится:

• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;


• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Выпускник научится:

• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

• объяснять проблемы, возникающие при обмене;

• приводить примеры товарных денег;

• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

• понимать, что деньги зарабатываются трудом; • описывать виды и функции денег;

• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

• называть основные источники доходов;

• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• называть основные направления расходов семьи;

• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

• различать планируемые и непредвиденные расходы;

• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать свойства товарных денег;