ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов
Цель:сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг.
• Последний русский царь. (Николай П.)
' Когда отмечалось 300 лет со дня избрания Романовых на царство? (В феврале 1913 г.)
• Как назывались группы единомышленников, которые выдвигали свои программы по преобразованию общества? (Партии.)
• Как называли себя сторонники В.И. Ленина? (Большевики.)
• К чему призывала партия большевиков? (К революции.)
• Когда началась Первая мировая война? (В 1914 г.)
• Когда к власти пришли большевики? (7ноября 1917г.)
• Кто участвовал в Гражданской войне? (Белые и красные.) ' Как называли сторонников большевиков? (Красные.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Страницы истории 1920—1930-х годов».)
— Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (Высказывания детей.)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать, что происходило в этот период.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, по карте, выполнять задания в тетради, работать в группах, парах, высказывать свое мнение, аргументировать свой ответ и т. д.)
IV. Открытие нового знания
В 1922 г. на карте появилось новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. Государство существовало до 1991 г. С начала 20-х гг. и особенно после смерти В.И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. Утвердились авторитарные методы руководства, использовавшиеся И.В. Сталиным. С середины 20-х гг. началось сворачивание новой экономической политики (НЭП), а затем - проведение форсированной индустриализации и насильственной коллективизации. Коммунистическая партия полностью подчинила государственные структуры. В стране была создана строго централизованная и милитаризованная общественная система, целью которой была быстрая модернизация страны и поддержка революционного движения в других странах. Массовые репрессии, особенно после 1934 г., затронули все слои общества. К концу 30-х гг. в стране была создана развитая промышленность, ориентированная на нужды обороны. В конце 30-х гг. произошли резкие изменения во внешней политике страны (отказ от курса на коллективную безопасность).
2. Работа с учебником С. 136-137
— Прочитайте текст. Почему новую власть стали называть советской?
(Основным звеном в управлении государством стали Советы.)
4. Рассказ учителя
— Что же происходило в Советском Союзе в 1930-е гг.?
1926-1928 гг. историки считают начальным этапом индустриализации. За это время более чем вдвое увеличились капиталовложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивалось и новое строительство. В 1929-1937 гг. создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хозяйства (колхозы). В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», предоставляющий колхозам льготы при получении в пользование земли. Ограничивалась аренда земли зажиточными хозяевами — кулаками.
Начавшееся в феврале-марте 1930 г. массовое раскулачивание вызвало крестьянские выступления, в которых принимали участие более 700 тыс. человек. Начинаются отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания. После создания колхозов у крестьян стали отбирать весь хлеб и другие продукты. Разразился страшный голод, который унес жизни многих сельских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали избы и отправлялись на Урал.
Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.
5. Работа по учебнику С. 138-139
— Прочитайте текст учебника. Что нового узнали из текста? (Высказывания детей.)
VI. Включение нового знания в систему знаний
1. Работа в тетради(Самостоятельное выполнение задания 1 на с. 48.)
Тема: Великая Отечественная война и Великая Победа
Цели: сформировать представления о Великой Отечественной войне и ее героях; создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.
III. Самоопределение к деятельности
Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории человечества — это мировые войны, в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны пришли из Германии.
(Учитель показывает иллюстрацию (слайд) «Памятник Неизвестному Солдату».)
— Вы узнали это место? Что вы можете о нем рассказать? (Это место находится в Москве, памятник Неизвестному Солдату, в День Победы люди возлагают цветы к Вечному огню.)
— Верно, ребята, это мемориал «Могила Неизвестного Солдата». На надгробии - боевое Красное знамя, солдатская каска и лавровая ветвь — символы скорби и почести, отлитые из нестареющей меди в память о наших солдатах, погибших в боях во время Великой Отечественной войны. Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Высказывания детей.)
— Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечественной войны?
— Какие книги о Великой Отечественной войне с фашистскими захватчиками вы читали?
— Какие фильмы смотрели?
— Что вам рассказывали дедушки и бабушки, родители об этих событиях?
— С какими героическими подвигами вы встречались при описании военных событий этих лет?
— Какие памятные места, связанные с этим событием, есть в нашем городе (селе)?
— Думаю, вы догадались о теме урока. Попробуйте сформулировать ее и учебные задачи, которые мы поставим перед собой. (Тема: «Великая Отечественная война». Задачи:расширить и углубить наши знания об этой войне.)
IV. Открытие нового знания
1. Рассказ учителя
(Прослушать песню «Священная война».)
1 сентября 1939 г. фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
В 4 ч утра 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс.) начали бомбить советские города. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.
Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание, на это рассчитывали фашисты. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.
2. Работа с иллюстрацией
— Рассмотрите внимательно фотографию на с. 141 учебника. Как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали объявление о начале войны? (Высказывания детей.)
По планам гитлеровских генералов, война должна была продлиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Весь советский народ встал на защиту Родины.
Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.
К осени 1941 г. под Смоленском, у города Ельни, советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения — четыре дивизии — первые в Красной Армии получили звание гвардейских.
Не считаясь с потерями, продолжали наступать вглубь страны фашисты. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Ёраг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К. Жуков. В январе 1942 г. наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 г. фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.
В августе 1942 г. началась более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тыс. фашистов. Сталинградская битва переломила ход всей войны.
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовали 1200 машин. Сражение под Курском закончилось нашей победой. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 г. полностью освободили Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.
В начале 1945 г. советские войска с востока, вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников — США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.
С падением Германии война в Европе завершилась, но она продолжалась на Дальнем Востоке и Тихом океане. Выполняя свой союзнический долг, 9 августа 1945 г. Красная Армия выступила против Японии, которая воевала на стороне Германии, и за 23 дня разгромила сильную японскую армию, освободила Китай, Корею, Сахалин и Курилы. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. Был ликвидирован опасный очаг агрессии на Дальнем Востоке.
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, AM. Василевского, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.
24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Победы Г.К. Жуков.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
(Ученики выполняют задание 2 на с. 50—51, работая в группах. Коллективная проверка.)
— Как вы подписали фотографии? (Битва под Москвой, бои за Сталинград, блокада Ленинграда, День Победы.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 144—145 учебника. Расскажите о Параде Победы в Москве.