Файл: Страницы истории 19201930х годов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов

Цель:сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг.

• Последний русский царь. (Николай П.)

' Когда отмечалось 300 лет со дня избрания Романовых на царство? (В феврале 1913 г.)

• Как назывались группы единомышленников, которые вы­двигали свои программы по преобразованию общества? (Партии.)

• Как называли себя сторонники В.И. Ленина? (Большевики.)

• К чему призывала партия большевиков? (К революции.)

• Когда началась Первая мировая война? (В 1914 г.)

• Когда к власти пришли большевики? (7ноября 1917г.)

• Кто участвовал в Гражданской войне? (Белые и красные.) ' Как называли сторонников большевиков? (Красные.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Страницы истории 1920—1930-х годов».)

— Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (Высказывания детей.)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать, что происходило в этот период.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, по карте, выполнять задания в тетради, рабо­тать в группах, парах, высказывать свое мнение, аргументи­ровать свой ответ и т. д.)

IV. Открытие нового знания

В 1922 г. на карте появилось новое государство — Союз Со­ветских Социалистических Республик. Государство существовало до 1991 г. С начала 20-х гг. и особенно после смерти В.И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. Утвер­дились авторитарные методы руководства, использовавшиеся И.В. Сталиным. С середины 20-х гг. началось сворачивание новой экономической политики (НЭП), а затем - проведение форси­рованной индустриализации и насильственной коллективизации. Коммунистическая партия полностью подчинила государствен­ные структуры. В стране была создана строго централизованная и милитаризованная общественная система, целью которой была быстрая модернизация страны и поддержка революционного дви­жения в других странах. Массовые репрессии, особенно после 1934 г., затронули все слои общества. К концу 30-х гг. в стране была создана развитая промышленность, ориентированная на ну­жды обороны. В конце 30-х гг. произошли резкие изменения во внешней политике страны (отказ от курса на коллективную безо­пасность).

2. Работа с учебником С. 136-137

— Прочитайте текст. Почему новую власть стали называть со­ветской?
(Основным звеном в управлении государством стали Советы.)

4. Рассказ учителя

— Что же происходило в Советском Союзе в 1930-е гг.?

1926-1928 гг. историки считают начальным этапом индуст­риализации. За это время более чем вдвое увеличились капита­ловложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивалось и новое строи­тельство. В 1929-1937 гг. создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хо­зяйства (колхозы). В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», предоставляющий колхо­зам льготы при получении в пользование земли. Ограничивалась аренда земли зажиточными хозяевами — кулаками.

Начавшееся в феврале-марте 1930 г. массовое раскулачива­ние вызвало крестьянские выступления, в которых принимали участие более 700 тыс. человек. Начинаются отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания. После создания колхозов у крестьян стали отбирать весь хлеб и другие продукты. Разразился страшный голод, который унес жизни многих сель­ских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали избы и отправлялись на Урал.

Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.

5. Работа по учебнику С. 138-139

— Прочитайте текст учебника. Что нового узнали из текста? (Высказывания детей.)

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Работа в тетради(Самостоятельное выполнение задания 1 на с. 48.)

Тема: Великая Отечественная война и Великая Победа

Цели: сформировать представления о Великой Отечественной войне и ее героях; создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

III. Самоопределение к деятельности

Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории че­ловечества — это мировые войны, в них были втянуты все круп­нейшие государства мира. Обе эти войны пришли из Германии.

(Учитель показывает иллюстрацию (слайд) «Памятник Неиз­вестному Солдату».)



— Вы узнали это место? Что вы можете о нем рассказать? (Это место находится в Москве, памятник Неизвестному Солда­ту, в День Победы люди возлагают цветы к Вечному огню.)

— Верно, ребята, это мемориал «Могила Неизвестного Сол­дата». На надгробии - боевое Красное знамя, солдатская каска и лавровая ветвь — символы скорби и почести, от­литые из нестареющей меди в память о наших солдатах, погибших в боях во время Великой Отечественной войны. Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Высказы­вания детей.)

— Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечест­венной войны?

— Какие книги о Великой Отечественной войне с фашистски­ми захватчиками вы читали?

— Какие фильмы смотрели?

— Что вам рассказывали дедушки и бабушки, родители об этих событиях?

— С какими героическими подвигами вы встречались при описании военных событий этих лет?

— Какие памятные места, связанные с этим событием, есть в нашем городе (селе)?

— Думаю, вы догадались о теме урока. Попробуйте сформу­лировать ее и учебные задачи, которые мы поставим перед собой. (Тема: «Великая Отечественная война». Задачи:рас­ширить и углубить наши знания об этой войне.)

IV. Открытие нового знания

1. Рассказ учителя

(Прослушать песню «Священная война».)

1 сентября 1939 г. фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Две­надцать европейских стран были захвачены фашистами.

В 4 ч утра 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс.) начали бомбить советские города. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.

Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание, на это рассчитывали фашисты. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тя­жело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

2. Работа с иллюстрацией

— Рассмотрите внимательно фотографию на с. 141 учебника. Как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали объ­явление о начале войны? (Высказывания детей.)

По планам гитлеровских генералов, война должна была про­длиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Гер­мания захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Весь советский народ встал на защиту Родины.
Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, на­родное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непре­рывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

К осени 1941 г. под Смоленском, у города Ельни, советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заста­вить их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице, герои­чески сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения — четыре дивизии — первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

Не считаясь с потерями, продолжали наступать вглубь страны фашисты. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленингра­ду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на по­мощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Ёраг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К. Жуков. В январе 1942 г. наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще дале­ко. Летом 1942 г. фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к за­пасам нефти.

В августе 1942 г. началась более чем шестимесячная Сталин­градская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тыс. фашистов. Сталинградская битва переломила ход всей войны.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое на­ступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Фашисты двинули в бой новые тяже­лые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось не­бывалое в истории танковое сражение. В нем участвовали 1200 ма­шин. Сражение под Курском закончилось нашей победой. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.


Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не остав­лял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спас­ти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 г. полностью освободили Украину, Молдавию, Прибал­тику. Партизаны и подпольщики помогали армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, совет­ские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захвачен­ным оккупантами странам.

В начале 1945 г. советские войска с востока, вступили на тер­риторию Германии. Им навстречу двигались войска союзни­ков — США, Англии, Франции, которые почти не встречали со­противления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

С падением Германии война в Европе завершилась, но она продолжалась на Дальнем Востоке и Тихом океане. Выполняя свой союзнический долг, 9 августа 1945 г. Красная Армия вы­ступила против Японии, которая воевала на стороне Германии, и за 23 дня разгромила сильную японскую армию, освободила Китай, Корею, Сахалин и Курилы. 2 сентября 1945 г. Япония ка­питулировала. Был ликвидирован опасный очаг агрессии на Даль­нем Востоке.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не толь­ко выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа пол­ководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, AM. Василевского, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.

24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади сол­даты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Побе­ды Г.К. Жуков.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Ученики выполняют задание 2 на с. 50—51, работая в группах. Коллективная проверка.)

— Как вы подписали фотографии? (Битва под Москвой, бои за Сталинград, блокада Ленинграда, День Победы.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 144—145 учебника. Расска­жите о Параде Победы в Москве.