Файл: Урока литературы в 5 классе. Тема Д. Дефо. Робинзон Крузо произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым человеческим возможностям.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Тема | Д.Дефо. «Робинзон Крузо» -произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым человеческим возможностям. | ||||
Цель | Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя, понять главную мысль произведения. | ||||
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД | |||
Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы текста. | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | Извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках | ||
Основные понятия | Мужество, стойкость, воля, целеустремленность, оптимизм, способность преодолевать препятствия и добиваться всего своим трудом, трудолюбие, ум, смекалка, вера в себя, предприимчивость, энергия, практичность | ||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, научная литература, речь и культура речи. | ||||
Ресурсы: | Наглядный материал, тест, презентации. | ||||
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая | ||||
Технологии | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
I. Орг.момент Цель. Включение в деят-ть. | Уважаемые ребята, вы самостоятельно прочитали роман Д.Дефо «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка». Хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о прочитанном тексте. Внимательно ли вы читали отрывок из романа? | Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, какие проблемы будем обсуждать. Предполагают, что речь пойдет о Робинзоне Крузо и о том, как он смог выжить на острове. Отвечают на вопросы теста. Взаимопроверка. | Включение в учебный процесс Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. Умение делать выводы, обобщения; |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель – определение содержательных рамок урока | Создание эмоционального настроя – просмотр фрагмента презентации. - Ребята, я надеюсь, что вы догадались, о каком человеке идет речь. Назовите его имя. - Так о чем сегодня мы будем говорить на уроке? | .. Дети наблюдают за штормом в море и терпящим бедствие кораблём. Звучит фрагмент песни о выброшенном на берег человеке. Робинзон Крузо. Формулируют цель урока. | |
III. Актуализа-ция и углубление изученного Цель –актуализация знаний | - К сожалению, вы прочитали не весь роман. Поэтому мы совершим виртуальную экскурсию | Внимательно слушают, отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
IV. Работа по тексту романа Цель -развитие читательских умений. | Беседа по содержанию романа Учитель прерывает чтение, задает вопросы на восприятие текста. «Прожитые годы, события, приключения мелькали в памяти Робинзона…» Что помогло Робинзону Крузо выжить? | Ученики прогнозируют возможный финал.
| Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания | Учитель предлагает сделать выводы. - Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона? - Современна ли эта книга? - Правы ли те исследователи, которые считают роман “Робинзон Крузо” гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения. Игра-разминка «Австралийский дождь» Цель: обеспечить психологическую разгрузку учащихся. (Ученики становятся в круг) Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующее:
-Но что это? Буря утихает.(Хлопки по ногам).
| Делают выводы: . | Личностные результаты: 1. формирование активной жизненной позиции. Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Самостоятельная работа по тексту Цель – тренировать способность к самоконтролю | Работа .
Придумайте свой памятник Робинзону. Пофантазируйте. Нарисуйте его. Расскажите о вашем памятнике. | Работают в группах. Выполняют самостоятельно . Обсуждают группой рисунок. Выделяют лучшее описание.. | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание | Рефлексия учащихся. -Что вы для себя уяснили из романа? -Как выходите из жизненных ситуаций? -С вашей точки зрения, какие главные принципы жизни? Заключительное слово учителя. Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло. Я надеюсь, что вас заинтересовала судьба Робинзона Крузо, и вы прочитаете роман . |
| Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
VIII. Домашнее задание. | В тетради по литературе написать небольшой рассказ на тему : “Моя одиссея”, главным героем которой будет каждый из вас. Подумайте, как бы вы повели себя, оказавшись на необитаемом острове. | | |