Файл: Этапы эконометрического моделирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определитель полученной матрицы не равен нулю, т.к. b23*a33 - (-1)*0 = 0, а ранг матрицы равен 2. Значит, достаточное условие выполнено, и первое уравнение идентифицируемо.

Проверим второе уравнение системы Y2 = b21Y1 + b23Y3 + a22X2 на выполнение необходимого и достаточного условия идентификации.

В этом уравнении три эндогенные переменные Y1, Y2 и Y3 (H=3). В нем отсутствуют две экзогенные переменные X1 и X3 (D=2). Уравнение идентифицируемо, т.к. D+1=H; (3=3), а значит необходимое условие идентификации выполнено.

, взятых в других уравнениях.










Уравнения, из которых взяты коэффициенты при переменных

Переменные




х1

х3




1

a11

0

3

a31

a33










Определитель полученной матрицы не равен нулю, т.к. a11*a33 - a31*0 = 0, а ранг матрицы равен 2. Значит, достаточное условие выполнено, и второе уравнение идентифицируемо.

Проверим третье уравнение системы Y3 = b32Y2 + a31X1 + a33X3 на выполнение необходимого и достаточного условия идентификации.

В этом уравнении две эндогенные переменные Y2 и Y3 (H=2). В нем отсутствуют эндогенная переменная Y1 и экзогенная переменная X2 (D=2). Уравнение сверхидентифицируемо, т.к. D+1>H; (3>2), а значит необходимое условие идентификации выполнено.

Для проверки на достаточное условие составим матрицу из коэффициентов при переменных Y1 и X2, взятых в других уравнениях.










Уравнения, из которых взяты коэффициенты при переменных

Переменные




У1

Х2




1

-1

a12

2

b21

a22















Задача 1.Зависимость объема продаж (Y) от расходов на рекламу (X) характеризуется по 12 предприятиям концерна следующим образом:



Задание: определите линейный коэффициент парной корреляции, регрессионную сумму квадратов отклонений, постройте таблицу дисперсионного анализа для оценки значимости уравнения в целом, определите F-статистику, t-статистику и доверительный интервал коэффициента регрессии.

Решение:

Для определения коэффициента корреляции применим формулу:



Значение коэффициента корреляции свидетельствует о тесной линейной взаимосвязи между объемом продаж и расходами на рекламу.

Коэффициент детерминации составит:



Определим регрессионную сумму квадратов отклонений:



Составим таблицу дисперсионного анализа и определим F-cтатистику Фишера.

Дисперсионный анализ результатов регрессии

Источники вариации

Число степеней свободы

Сумма квадратов отклонений

Дисперсия на одну степень свободы

F-статистика













факт.

табл., α=0,05

Регрессионная

(объясненная)

1

87,359

87,359

21,949

4,96

Остаточная

10

39,801

3,9801







Общая

11

127,16

11,56







Поскольку Fфакт >Fтабл, то признается статистическая значимость, надежность уравнения регрессии.



Связь между F-статистикой Фишера, t-статистикой Стьюдента для коэффициента регрессии, t-статистикой Стьюдента для коэффициента корреляции выражается равенством:



Значит,   . Табличное значение t-статистики для α=0,05, v=10 составляет 2,2281. Поскольку tфакт>tтабл, то коэффициент регрессии b статистически значимо отличен от нуля.

Экономическая интерпретация параметров линейной модели парной регрессии.



Экономический смысл свободного коэффициента Параметр а, или свободный коэффициент регрессионного уравнения, имеет экономический смысл: он показывает значение результативного признака y, если факторный x = 0.

b — коэффициент регрессии. Показывает, на какую величину в среднем изменится y при увеличении фактора х на 1 единицу.


8.Модели нелинейной регрессии, коэффициент эластичности


Среди нелинейных функций, которые могут быть приведены к линейному виду, в эконометрических исследованиях очень широко используется степенная функция:



Связано это с тем, что параметр bв ней имеет четкое экономическое истолкование, т. е. он являетсякоэффициентом эластичности. Это значит, что величина коэффициента bпоказывает, на сколько процентов изменится в среднем результат, если фактор изменится на 1 %.

Например, если зависимость спроса от цен характеризуется уравнением вида  , то с увеличением цен на 1 % спрос снижается в среднем на 1,12 %.

В силу того, что коэффициент эластичности для нелинейной функции не является величиной постоянной, а зависит от соответствующего значения 
х, то обычно рассчитывается средний по­казатель эластичностипо формуле:



Поскольку коэффициенты эластичности представляют эко­номический интерес, а виды моделей не ограничиваются только степенной функцией, приведем формулы расчета коэффициентов эластичности для наиболее распространенных типов уравнений регрессии.

Коэффициенты эластичности по разным видам регрессионных моделей.

1.Линейная .

2. Парабола 2 порядка  .

3.  Гипербола  .

4.  Показательная  .

5. Степенная  .

6.  Полулогарифмическая  .

7. Логистическая  .

8. Обратная  .