Файл: Теория управления в Германии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина»

Кафедра менеджмента и маркетинга экономического факультета

Направление – 38.03.01 Экономика

Реферат

по дисциплине

Б1.О.24Менеджмент и маркетинг


на тему: «Теория управления в Германии»

Выполнила: ст. б-202 бух группы

Гришко Юлия Александровна

Проверила: Доцент

Зинич А.В.

Омск – 2022 г.



Содержание

Введение………………………………………………………………….……....4

Глава 1

    1. История возникновения немецкой модели менеджмента……….…….….5

1.2 Сущность теории управления в Германии……………………….……..….7

Глава 2

2.1 Особенности и недостатки немецкой модели управления……………..…9

2.2 Сравнение немецкой модели управления и российской…………..……..11

Заключение……………………………………………………………….……...13

Список использованной литературы……………………………………….….14

Введение

Цель исследования: изучение теории управления в Германии.

Задачи:

  1. Узнать историю возникновения немецкой модели менеджмента

  2. Изучить отличительные черты и задачи немецкой модели

  3. Рассмотреть недостатки и особенности теории управления в Германии

  4. Провести сравнение между немецкой и российской теорией управления

В начале 1970 года в зарубежной литературе по менеджменту появилось понятие - "национальные особенности менеджмента". С его помощью начали обозначать, что свойственно системе и процессу управления, работе руководителей в данной стране. Национальный менеджмент зависит от истории развития страны: ее культуры, традиций, обычай, моральных ценностей. [2]

Изучение национального менеджмента, означает осваивать неповторимый управленческий опыт, перенимать то ценное, что может быть трансформировано к условиям данной страны. [1]

На основе изучения практики управления в разных странах определены и раскрыты черты ряда национальных систем менеджмента: американского, английского, немецкого, японского, корейского и др.


В настоящее время немецкий менеджмент считается одной из самых эффективных моделей управления человеческими ресурсами. [1] Основываясь на принципах взаимоуважения, этот тип управления воспитывает одних из самых ответственных и пунктуальных сотрудников в мире. Особенность немецкой модели менеджмента также заключается в том, что управленцы уделяют большое внимание профессиональной подготовке сотрудников и их обучению. Несмотря на очевидные преимущества, немецкий менеджмент, как и любая модель взаимодействия с людьми, имеет некоторые недостатки.

1.1 История возникновения немецкой модели менеджмента

Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее создателем следует считать ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера (1864-1920). М.Вебер был ученым-социологом, его исследования имели прямое отношение к экономике, менеджменту и бизнесу.

Концепция Макса Вебера заключалась в следующем:

  1. Компании должны управлять сугубо рационально, не опираться на свое личное мнение, а придерживаться сугубо правил и соблюдать необходимые процедуры.

  2. Формальная рационализация – процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели полностью или почти полностью был детерминирован правилами, предпи­саниями и законами, имеющими универсальное применение.

  3. Четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников

  4. Ведение формальной отчетности

  5. Разделение функций собственности и управления

Разработав свою концепция управления, Вебер также разработал ряд условий, которые было необходимо выполнить, чтобы воплотить его концепцию управления.

  1. Отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией. Уровень квалификации определяется с помощью экзамена или учитывается опыт с обучение.

  2. Должности распределяются в иерархической структуре

  3. Все административные акты и решения оформляются в письменном виде.

  4. Менеджеры – это не собственники организации, а наемные сотрудники. Они должны работать в интересах только самой организации.

  5. Работа менеджеров контролируется с помощью четких правил и процедур. Это должно гарантировать надежность и предсказывать поведение сотрудников.

  6. Менеджеры должны работать в компании рационально, следуя логике и опираясь на науку. Все принимаемые решение, должны вести за собой их немедленное выполнение.


У концепции Вербера есть определенные недостатки. Например, то, что сотрудник должен работать в интересах компании, но как показывает практика, без мотивирующих премий или зависимости зарплаты от объема проделанной работы, со временем сотрудник теряет интерес и мотивацию работать ради перспективного развития компании. Но, несмотря на это, данный стиль управления актуален в наше время. Идея рационализации просматривается во многих концепциях разных стран, и оказала влияние не только на немецкую школу менеджмента.



1.2 Немецкая модель менеджмента

Немецкий менеджмент отличает особый стиль, который складывался веками.

Менеджеры в Германии умеют просчитывать перспективы и ориентироваться на будущее. Их стиль соперничества можно охарактеризовать как суровый, но даже самое жесткое соперничество никогда не ставит своей целью уничтожение конкурентов. Компании конкурируют друг с другом, но при этом они заинтересованы не в монопольном доминировании на рынке, а в разделении сфер рынка или создании своей особенной ниши на рынке товаров и услуг. Немецкие компании с презрением относятся к практике ценовой конкуренции, которая разворачивается только в случае крайней необходимости. [3]

Отличительная черта немецкого стиля конкуренции - соперничество в обеспечении более высокого качества товаров и услуг, которое немецкие менеджеры называют Leistungswettbewerb (букв.: соревнование достижений)

Главные приоритеты в менеджменте:

1. Качество продукции

2.Обсулуживание

В Германии считают, что высококачественная продукция продает себя сама, и поэтому, желая сделать свою компанию лучшей, стремится довести до совершенства качество выпускаемой продукции. Внимание к продукции в первую очередь означает внимание к процессу ее производства. Поэтому немецкие менеджеры любого уровня прекрасно разбираются в технологии изготовления, на практике знакомы со всеми этапами производства и ориентируются на тесное сотрудничество с непосредственными производителями. Они уверены, что отлично налаженное производство и высокое качество продукции являются главными для достижения высоких итоговых показателей.

Главная задача менеджмента в Германии:

  1. Сотрудничество

  2. координация деятельности с государством.

Немецкая промышленность традиционно работает в тесном сотрудничестве с государством, и поэтому в "немецком сознании" прочно утвердилась идея, что частная инициатива должна развиваться в рамках четкого государственного регулирования.


Менеджеры всегда внимательны к государственным стандартам, политике и регулированию. Также для них не типичны судебные разбирательства, они относятся к ним настороженно. Если имеются разногласия, их принято решать с помощью дискуссий, не принято привлекать внимания к конфликтам. [3]

Зарплата немецкого менеджера в среднем выше, чем у его европейских коллег (за исключением шведов), но на треть меньше зарплаты американского менеджера. В Германии менеджеры, как правило, работают в одной компании на протяжении всей своей карьеры, постепенно продвигаясь вверх по служебной лестнице. От них ожидают не быстрых практических результатов, но долгосрочного планирования, поэтому менеджеры не волнуются о том, что их карьера будет испорчена плохими квартальными или годовыми показателями работы компании.

Отличительными чертами немецкого стиля менеджмента, можно назвать [3]:

  1. Коллегиальность

  2. Стремление к согласованию

  3. Ориентированность на продукцию и качество

  4. Преданность одной компании, со вниманием к ее перспективному развитию

Можно сделать вывод, что немецкий стиль управления консервативен и не подготовлен к быстрой реакции на изменения, но с другой стороны он нацелен на то, что менеджер будет полностью знать все этапы производства и это, несомненно, поможет для планирования будущего развития компании. [6]
2.1 Особенности и недостатки немецкой модели управления

Как у любой системы управления, в Германии также есть свои достоинства и недостатки.

Главными особенностями немецкого менеджмента, являются: [4]

  1. Качество продукции, производства и предоставляемых услуг

  2. Смена рабочих мест проходит довольно редко

  3. Качественное образование, которое дает им профессиональную подготовку

  4. Профессионализм

  5. С технической стороны, организация старается обеспечить все необходимые условия для работы менеджера. Сюда же относится сотрудничество с университетами и компаниями других стран.

  6. При компетентности сотрудников, нет необходимости в их контроле со стороны управляющих.

У немецкого менеджмента также имеются недостатки. Существует проблема, связанная с прогулами сотрудников. В период низкой занятости населения, у людей нет желания заниматься работой, в том числе у руководства нет желания предлагать сотрудникам более интересную занятость. [4]


Из этого следует другой недостаток такого стиля управления – это текучесть кадров. Если у человека нет желания работать из-за отсутствия мотивации, вовлеченности в процесс, то сотрудник уходит примерно через 3 года. Для компании в Германии это очень невыгодно т.к. затраты на замену сотрудника составят больше 150% от затраты уволившегося сотрудника. Также есть риск, что бывший сотрудник уйдет в компанию конкурента. [6]

Конкурирующие между собой компании всегда борются за своих сотрудников, т.к. менеджер должен уметь работать с клиентами, а таких профессионалов не так много. Следовательно, появляется проблема с взаимодействием с клиентами.

В Германии принято доверять мнению о каком-то товаре не своим друзья или семьи, а консультантам компаний.

Таблица 1 – Недостатки и достоинства менеджмента в Германии

Теория управления в Германии

Недостатки

Достоинства

Прогулы сотрудников

Качество продукции и услуг

Отсутствие вовлеченности в работу

Лояльность кадров

Текучесть кадров

Профессионализм

Доверие мнению консультантов, а не знакомым

Компетентность сотрудников и отсутствие необходимости контроля

Низкая ориентация кадров

Техническая оснащенность


2.2 Сравнение немецкой и российской системы управления

Разница между моделями менеджмента России и Германии достаточно велика, эти модели даже можно назвать противоположными. Важнейшее роль в построении системы управления играет национальный менталитет. Если в Германии основные национальные черты - это ответственность и высокий уровень самодисциплины, в России это скорее – контроль над сотрудниками (сверху вниз) и делегирование полномочий. К сожалению, уровень образования кадров всех уровней и минимальный срок существования рыночной системы в России не позволили к данному времени выработать эффективной национальной системы менеджмента. [2] Германия же, со своим опытом, подходом к образованию и организации труда добилась достаточной эффективности в управлении, что позволяет немецким компаниям быть узнаваемыми, ценимыми и конкурентоспособными на мировом рынке.