Файл: Межпредметные связи на уроках русского языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межпредметные связи на уроках русского языка
Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что в нынешних условиях социального прогресса общество как никогда нуждается в широких специалистах. Без понимания сущности процессов, ведущих к интеграции наук и синтезу научного знания, нельзя подойти к решению проблемы формирования специалистов, компетентных в нескольких областях научных знаний. Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Известно, что многие школьные предметы издавна имеют связь межпредметного характера, здесь уместно говорить о внутрипредметной связи: русский язык и литература, химия и биология, история и общество, физика и математика.

Внутрипредметная связь, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.

Межпредметная связь - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения
, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Знание русского языка помогает развить и совершенствовать у творческой личности коммуникативную, языковую, языковедческую и культуроведческую компетенции. Кроме формирования этих компетенций моя главная задача как учителя русского языка – это развитие творческого ученика.

В своей работе использую методы:

-объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с различным межпредметным материалом) с иллюстрацией различных по содержанию межпредметных источников (карт, схем, диаграмм, картин натуральных объектов и т.д.);

-частично-поисковый метод, основанный на реализацию межпредметных знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей;

Наряду с традиционными в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, проблемно-диалогическое обучение; здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные технологии.

Межпредметный материал применяю на разных этапах урока:

  • в начале урока, во вступлении;

  • при актуализации знаний;

  • при изучении нового материала;

  • в домашнем задании;

  • при закреплении.

При разработке уроков учитываются программные требования, образовательные стандарты.

Логически продуман переход от одного этапа к другому. Отобранный дидактический материал доступен, интересен, богат, разнообразен, что способствует решению определённых целей и задач:

- усвоение знаний о русском речевом этикете;

- овладение учащимися нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими на основе теоретических знаний

- овладение навыками правильной литературной речи, как устной, так и письменной (сжатый пересказ)

- овладение навыками языкового анализа, сравнения, обобщения

- формирование умений оценивать языковые факты с точки зрения их нормативности

- воспитание вежливости, тактичности, уважительности

- обогащение словарного запаса учащихся (словарная работа)

- развитие творческих способностей (написание сочинений-миниатюр по темам и ситуациям, написание писем)

Большое внимание на уроках уделяется развитию культуроведческой компетенции (овладение нормами русского и узбекского речевого этикета, осознание взаимосвязи языка и истории народа). Включение игровых заданий способствует развитию интереса к предмету. Разнообразие методов и приёмов, используемых на уроках по указанным темам, позволяет успешно решить поставленные цели и задачи. Домашние задания, выполненные учащимися, показывают, что материал усвоен.


Диагностика результативности
Как показали мои наблюдения применения межпредметных связей на уроках русского языка, имеет положительные результаты. Я провела, анкетирование и сравнила результаты с исследованиями прошлых лет:

-можно отметить повышение интереса к урокам русского языка и литературы (75 % учащихся отмечают уроки русского языка и литературы среди самых интересных).

-повысилась познавательная активность учащихся в урочное и внеурочное время (в 8а классе 36% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности; 54% -средний; 10% - низкий).

В результате работы по реализации межпредметных связей на уроках русского языка расширяются лингвистические познания учащихся, развивается личность детей, воспитывается бережное отношение к языковой культуре.
Конспект открытого мероприятия в рамках недели русского языка и литературы
Устный журнал «Великое русское слово»

Ход мероприятия
Н.В.

Дорогие ребята, уважаемые учителя, мы рады вас приветствовать на презентации нашего устного журнала «Великое русское слово». Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное слово, как драгоценный камень в сокровищнице человека. Люди, в словарном запасе которых мало слов, теряются в сложном мире, беднеют духовно. А ведь только люди обладают даром речи.
Полина
Редколлегия нашего журнала постаралась, чтобы вы сегодня с пользой провели время, пополнили запас знаний о нашем великом русском языке, поломали голову, решая лингвистические задачи. И начать нашу презентацию мы бы хотели с одной с древней легенды:
«Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.


Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп опять пошёл покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ

Н.В.

- Почему Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет ничего на свете, а в другом утверждает, что язык- это самое худшее? Как понять это противоречие? От кого это зависит?
Мы, изучаем русский язык, говорим на русском языке, но порой относимся к нему небрежно, искажаем слова, неправильно ставим ударения и даже бранимся.

А ведь русский язык – это один из богатейших и

красивейших языков мира. Он обладает

выразительностью и гибкостью. Певучестью и

музыкальностью.
Полина
Так как наш журнал научно-популярный, поэтому на 1 странице, которая называется «Ученые - лингвисты» мы поместили небольшой очерк о замечательном русском лингвисте Алексее Алексеевиче Шахматове, 157 лет со дня рождения которого отметили в ушедшем году все любители и почитатели русского языка.

Имя академика Шахматова известно во всем мире. Это был человек исключительных дарований, редких душевных качеств. Современники так говорили об этом ученом: «У него должен учиться лингвист. У него следует учиться быть человеком». Послушайте рассказ об одном случае из жизни А.А. Шахматова.…
Костя
Защита магистерской диссертации подходила к концу. Все шло своим чередом. Ученые уже называли 26-летнего Алексея Ивановича Соболевского коллегой. Декан медленно поднялся с места, спросил: не пожелает ли кто сделать свои замечания? Все понимали, что это только форма. Кто же отважится делать какие-то замечания после таких ученых, как профессор Тихомиров или Фортунатов? Но вдруг кто-то неожиданно просит слова. Все повернули головы и увидели тоненького большелобого гимназиста в синем мундирчике. Декан растерян. Как быть? Профессора за длинным столом перешептываются. По статусу на защите диссертации может выступить любой. Но такое… Чтобы слово попросил гимназист, такого еще не бывало от самого основания Московского университета. В зале тишина. А гимназист уже на кафедре. Это был Алексей Шахматов. Он не может согласиться со многими положениями труда уважаемого господина Соболевского. Откуда этот мальчик так блестяще знает тексты древнерусских летописей, грамот? – удивляются ученые мужи. Церковнославянские рукописи он на ходу сравнивает с их греческими подлинниками. Невероятно! Николай Саввич Тихонравов, этот знаток древнерусской словесности, просто ушам своим не верит.

Виталик
На другой день в Московском университете только и разговоров было что о вчерашнем чудо-юноше. Кто он? Откуда?

Он рано осиротел. Детство провел в семье своего дяди под Саратовом. В доме было много книг, которые Алеша прочел в короткий срок. Его влекли к себе тома «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина и другие книги о прошлом России. В 10 лет он уже написал собственное объемное сочинение «Русская старина» Целых 350 страниц! Вскоре страсть к языкам завладела им полностью. В 11 лет он поступает в одну из классических гимназий. Латынь и греческий язык даются ему необычайно легко. Ему было только 17 лет, когда он опубликовал в крупном европейском журнале свою первую программную статью, а в 35 лет он становится самым молодым в истории русской филологии академиком.

Интересы ученого многогранны. Он занимается проблемами происхождения восточнославянских народов и их языков, изучением и переводом древнерусских памятников письменности. А.А.Шахматову принадлежит и целый ряд исследований по современному русскому языку. Работы Шахматова до сих пор не утратили своего значения.

А.А.Шахматов увлекался собиранием слов из разных языков. Но он не просто их собирал, он сравнивал их, сопоставлял, находил общие корни. Некоторые сведения из данных материалов впоследствии использовали при составлении различных словарей.
Н.В.

Как вы думаете, чему будет посвящена следующая страница нашего журнала? Правильно.
Вторая страница нашего журнала посвящена незаменимым помощникам любого культурного человека, который следит за своей устной и письменной речью – словарям. И называется она « Словари – наши друзья и помощники» Что такое словарь?

Словарь – это сборник слов с пояснением, толкованием или с переводами слов с одного языка на другой. Это книга, без которой трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и ученому, художнику и писателю.

Полина

 Давным-давно, когда еще не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня.

Аня
Этим маленьким мальчиком был Владимир Иванович Даль. Володю очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронес через всю жизнь. Владимир Иванович стал собирать слова. Он много ездил по стране и везде записывал слова, давал им толкование. А когда у него подросли внуки, он решил «подарить» им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого великорусского языка». . Над своим словарем он работал более пятидесяти лет. Это четыре тома, в которых собрано и объяснено около 200 000 тысяч русских слов И это не просто лингвистический словарь, но еще и словарь-энциклопедия: в статьях приводятся сведения об истории предмета, его разновидностях и его употреблении.