ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Еще среди самых известных толковых словарей русского языка – словарь под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова.
А самым Первым толковым словарем русского языка можно считать Словарь Российской академии наук. Он издавался в конце 18 века и вышел в шести томах. В этом словаре было более сорока тысяч слов.
Полина
А вот этот словарь считается самым универсальным. Это словарь Сергея Ивановича Ожегова. В нем огромное количество слов, к которым дано толкование. Если вы будете пользоваться этим словарем, то обогатите свой словарный запас.
Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встает другая. Все началось с того, что Соня нарисовала ворону и написала: «Варона».
Разыгрывается сценка «Влиятельная буква».
Катя Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.
Соня. Ну, подумаешь, одна буква... Ворона или варона – какая разница? И так все поймут.
Катя . Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши т. Что получилось?
Соня. Вот чудеса – получилось ворота!
Катя. Поняла, что значит одна буква?
Н.В.
Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти правильное написание слов?
В орфографическом.
Н.В. для чего нужен нам орфографический словарь?
Орф. Словарь нужен нам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.
-
Я приготовила вам задание: нужно поставить в словах ударение. Скажите, а как проверить правильно ли поставим ударение или нет?
нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Я попрошу ….. взять словарь и расставить ударение по словарю. А остальные учащиеся самостоятельно
На доске:
щавель, свекла, алфавит, звонит, искра |
Давайте проверим, как вы поставили ударение?
Дети произносят слова. Проверка по словарю.
Проверка по слайду на экране.
-
А теперь я попрошу вас придумать однокоренные слова к слову школа. (Дети отвечают.) Как много слов вы знаете! А к слову высота? Затрудняетесь? Ребята, какой словарь нам может в этом помочь? вам может помочь школьный словообразовательный словарь.
Полина: школьный словообразовательный словарь. Этот словарь поможет подобрать намного больше родственных слов, проверить, правильно ли разобрали их по составу.
3. Послушайте отрывок из стихотворения.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвучало в померкшем лугу,
Прозвучало над рощей немою,
Прозвучало на том берегу.
Понравилось вам стихотворение?
Д. Не понравилось, так как в нем повторяется слово прозвучало.
А теперь послушайте, как на самом деле написал это стихотворение Афанасий Фет.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Вот сколько различных слов употребил Афанасий Фет! Как называются слова с похожим значением? Синонимы.
При написании стихотворений, сочинений, выступлений вы можете пользоваться словарем синонимов и тогда ваши работы будут ярче и красочнее.
Словарь иностранных слов. В обиход русского языка постоянно входят новые слова, например офис. Даже привычные слова, оказывается, имеют иностранные корни.
Например, слово библиотека – греческое, футбол – английское, диктант – немецкое. Написание и толкование любого иностранного слова вы можете найти, работая со словарем иностранных слов.
Катя
Разговор о словарях безграничен.
Словари действительно потрясающе разнообразны! Есть и словари эпитетов, и словари русских имен. Бывают топонимические словари, в которых поясняется происхождение географических названий. Есть даже редкие словари, такие, как кулинарный словарь!
И среди этого множества словарей немало тех, которые нам могут пригодиться!
Например, нам часто встречаются сокращенные слова. Расшифровать аббревиатуры можно при помощи специальных словарей сокращений. Так что их смело можно добавлять в наш багаж полезных находок.
Очень много словарной информации – от ударения и произношения до синонимов и способов склонения – содержится в русском Викисловаре. На основе признанных всеми словарей построен сайт «Грамота. Ру», где тоже можно получить нужную информацию о любом слове.
Аня:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век запивать чужой».
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Полина:
Обращайтесь к словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.
Вика:
А мы переходим на третью страницу нашего журнала, которая называется «Почему мы так говорим?»
Эпиграф к этой странице - слова Н.В. Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Богатство языка – это и богатство его фразеологии, то есть выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов.
Очень часто за устойчивыми оборотами лежит целый мир, историческая эпоха - факты ушедшего быта, реальные события далёкого прошлого. У вас было задание: познакомиться с историей происхождения образных выражений. Послушаем историю некоторых фразеологизмов.
Даниил:
«Не солоно хлебавши». На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека, дороги были плохие, да и налог на соль был высоким. В старину пищу солили уже сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду своей рукой. Гостю познатнее сыпал больше (иногда и лишнее: вот откуда «пересолил»). А гостю незнатному, сидевшему где-нибудь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось. Поэтому про плохой прием, оказанный кому-нибудь, про чью-либо неудачу говорили: ушел не солоно хлебавши.
Кирилл:
Даниил
Н.В.
А теперь поиграем - попробуйте отгадать фразеологические загадки.
О каком же слове идет речь? Приведите примеры фразеологических оборотов с отгаданным вами словом.
-Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)
-Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное дело; а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников. (Каша)
-Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
(Нос)
-Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
-Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
А теперь попробуйте сами объяснить значение некоторых фразеологизмов
Вика:
Четвертая страница нашего журнала называется «Жемчужины русского языка»
Эпиграфом к этой странице мы взяли слова М.Горького: «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги». Что вы дополните к рассказу о пословицах.
1-й ученик: Пословицы знакомы нам с детства. Они возникли в давние времена, еще до того, как на Руси появилась грамота. Старинные пословицы живут в языке и сегодня – и в разговоре, и в книге. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми.
2-й ученик: Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит, развеселит. Пословицы отражают различные чувства, характеризуют разных людей, хвалят и порицают, сочувствуют, а главное – учат, но не грубо, а мягко, ненавязчиво.
3-й ученик: Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. Когда ученые стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более тридцати тысяч!
Н.В.
Давайте проверим, как вы знаете пословицы
Я буду начинать пословицу, вы попробуете закончить
1. Не спеши языком… (торопись делом)
2. Готовь сани летом … (а телегу зимой.)
3. С кем поведешься … (от того и наберешься)
4. Труд человека кормит, … (а лень портит)
5. Делу время, … (потехе - час)
6. Кто много говорит, … (тот мало делает)
7. Кто любит трудиться, … (тому без дела не сидится)
8. Лучше горькая правда, … (чем сладкая ложь)
9. Человек от лени болеет, … (а от труда здоровеет)
10. Красна птица пером, … (а человек умом.)
Что написано пером …… не вырубить топором
Без труда ….. не вытащить и рыбку из пруда
Не имей сто рублей….
Слово не воробей …. Вылетит
Ведущий: Вот и перевернули мы с вами последнюю страничку нашего устного журнала. Надеюсь, что вы узнали и взяли для себя из него что-то неизвестное для вас ранее, интересное, увлекательное. Ведь не даром К. Паустовский сказал : «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».