Файл: Межпредметные связи на уроках русского языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще среди самых известных толковых словарей русского языка – словарь под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова.

А самым Первым толковым словарем русского языка можно считать Словарь Российской академии наук. Он издавался в конце 18 века и вышел в шести томах. В этом словаре было более сорока тысяч слов.

Полина

А вот этот словарь считается самым универсальным. Это словарь Сергея Ивановича Ожегова. В нем огромное количество слов, к которым дано толкование. Если вы будете пользоваться этим словарем, то обогатите свой словарный запас.

Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встает другая. Все началось с того, что Соня нарисовала ворону и написала: «Варона».

Разыгрывается сценка «Влиятельная буква».

Катя  Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.

Соня. Ну, подумаешь, одна буква... Ворона или варона – какая разница? И так все поймут.

Катя . Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши т. Что получилось?

Соня. Вот чудеса – получилось ворота!

Катя. Поняла, что значит одна буква?

Н.В. 

Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти правильное написание слов?

 В орфографическом.

Н.В. для чего нужен нам орфографический словарь?

Орф. Словарь нужен нам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.

  1. Я приготовила вам задание: нужно поставить в словах ударение. Скажите, а как проверить правильно ли поставим ударение или нет?

нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Я попрошу ….. взять словарь и расставить ударение по словарю. А остальные учащиеся самостоятельно

На доске:

щавель, свекла, алфавит, звонит, искра

Давайте проверим, как вы поставили ударение?

Дети произносят слова. Проверка по словарю.

Проверка по слайду на экране.

  1. А теперь я попрошу вас придумать однокоренные слова к слову школа. (Дети отвечают.)  Как много слов вы знаете! А к слову высота? Затрудняетесь? Ребята, какой словарь нам может в этом помочь? вам может помочь школьный словообразовательный словарь.

Полина: школьный словообразовательный словарь. Этот словарь поможет подобрать намного больше родственных слов, проверить, правильно ли разобрали их по составу.


3.  Послушайте отрывок из стихотворения.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвучало в померкшем лугу,
Прозвучало над рощей немою,
Прозвучало на том берегу.


Понравилось вам стихотворение?

Д. Не понравилось, так как в нем повторяется слово прозвучало.

А теперь послушайте, как на самом деле написал это стихотворение Афанасий Фет.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.


Вот сколько различных слов употребил Афанасий Фет! Как называются слова с похожим значением? Синонимы.

При написании стихотворений, сочинений, выступлений вы можете пользоваться словарем синонимов и тогда ваши работы будут ярче и красочнее.

Словарь иностранных слов. В обиход русского языка постоянно входят новые слова, например офис. Даже привычные слова, оказывается, имеют иностранные корни.

Например, слово библиотека – греческое, футбол – английское, диктант – немецкое. Написание и толкование любого иностранного слова вы можете найти, работая со словарем иностранных слов.

Катя

 Разговор о словарях безграничен.
Словари действительно потрясающе разнообразны! Есть и словари эпитетов, и словари русских имен. Бывают топонимические словари, в которых поясняется происхождение географических названий. Есть даже редкие словари, такие, как кулинарный словарь!

И среди этого множества словарей немало тех, которые нам могут пригодиться!

Например, нам часто встречаются сокращенные слова. Расшифровать аббревиатуры можно при помощи специальных словарей сокращений. Так что их смело можно добавлять в наш багаж полезных находок.

Очень много словарной информации – от ударения и произношения до синонимов и способов склонения – содержится в русском Викисловаре. На основе признанных всеми словарей построен сайт «Грамота. Ру», где тоже можно получить нужную информацию о любом слове.
Аня:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век запивать чужой».

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.



Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.
Полина:
Обращайтесь к словарям и справочникам постоянно. По­мощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.
Вика:
А мы переходим на третью страницу нашего журнала, которая называется «Почему мы так говорим?» 

Эпиграф к этой странице - слова Н.В. Гоголя: «Нет слова, которое было бы так  замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко   сказанное русское слово».

  Богатство языка – это и богатство его фразеологии, то есть выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов.

  Очень часто за устойчивыми оборотами лежит целый мир, историческая эпоха - факты ушедшего быта, реальные события далёкого прошлого. У вас было задание: познакомиться с историей происхождения образных выражений. Послушаем историю некоторых фразеологизмов.

Даниил:

«Не солоно хлебавши». На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека, дороги были плохие, да и налог на соль был высоким. В старину пищу солили уже сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду своей рукой. Гостю познатнее сыпал больше (иногда и лишнее: вот откуда «пересолил»). А гостю незнатному, сидевшему где-нибудь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось. Поэтому про плохой прием, оказанный кому-нибудь, про чью-либо неудачу говорили: ушел не солоно хлебавши.
Кирилл:

Даниил


Н.В.

А теперь поиграем - попробуйте отгадать фразеологические загадки. 

О каком же слове идет речь? Приведите примеры фразеологических оборотов с отгаданным вами словом.

-Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)

-Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное дело; а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников. (Каша)

-Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. 
(Нос)

-Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

-Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
А теперь попробуйте сами объяснить значение некоторых фразеологизмов

Вика:

 Четвертая страница нашего журнала называется  «Жемчужины русского языка» 

Эпиграфом к этой странице мы взяли слова М.Горького: «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги». Что вы дополните к рассказу о пословицах.

1-й ученик: Пословицы  знакомы нам с детства. Они возникли в давние времена, еще до того, как на Руси появилась грамота. Старинные пословицы живут в языке и сегодня – и в разговоре, и в книге. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми.

 

2-й ученик: Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит, развеселит. Пословицы отражают различные чувства, характеризуют разных людей, хвалят и порицают, сочувствуют, а главное – учат, но не грубо, а мягко, ненавязчиво.

 

3-й ученик: Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. Когда ученые стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более тридцати тысяч!

 

Н.В.

Давайте проверим, как вы знаете пословицы

Я буду начинать пословицу, вы попробуете закончить

 

1.      Не спеши языком… (торопись делом)

2.      Готовь сани летом … (а телегу зимой.)

3.      С кем поведешься … (от того и наберешься)

4.      Труд человека кормит, … (а лень портит)

5.      Делу время, … (потехе - час)

6.       Кто много говорит, … (тот мало делает)

7.      Кто любит трудиться, … (тому без дела не сидится)

8.      Лучше горькая  правда, … (чем сладкая ложь)

9.      Человек от лени болеет, … (а от труда здоровеет)

10.    Красна птица пером,  … (а человек умом.)

Что написано пером …… не вырубить топором

Без труда ….. не вытащить и рыбку из пруда


Не имей сто рублей….

Слово не воробей …. Вылетит

Ведущий: Вот и перевернули мы с вами последнюю страничку нашего устного журнала. Надеюсь, что вы узнали и взяли для себя из него что-то неизвестное для вас ранее, интересное, увлекательное. Ведь не даром К. Паустовский сказал : «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».