Файл: Новейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Новейшая история стран Азии и Африки
1.Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки.
Для изучения истории стран Азии и Африки наиболее распространенными являются Формационный и Цивилизационный подходы.
Новейшая история рассматривается в рамках капитализма.
Марксистская (стадиальная) схема Общественно-Экономических Формаций (первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм), созданная в основном на материалах европейской истории, не вмещала в себя экономические и политические реалии стран Азии и Африки. Первым, кто это понял, был сам Маркс, дополнивший свою схему особой азиатской формацией или АСП (азиатский способ производства).
Важнейшие черты АСП:
1. Государство – верховный собственник земли, а индивид лишь эпизодически (в особых обстоятельствах становится собственником, оставаясь в корне пользователем надела (временно-условным или наследственным владельцем) и распределителем производственного продукта.
2. Крестьяне общинники (не рабы, и не крепостные, а лично свободные крестьяне – основная масса податного населения как основной эксплуатируемый и политически бесправный слой).
3. Надобщинное государство (правительство) деспотического типа, осуществляющее жесткий контроль за частнопредпринимательской деятельностью и монополию на некоторые жизненно важные производства.
4. Значительный слой строго иерархического чиновничества.
5. Различные религиозно-этические доктрины (религии Востока) в качестве официальной (государственной) идеологии.
Теория модернизации пытается найти ответ на вопрос: «как происходит переход от традиционного общества к современному?».
Существует 2 типа модернизации:
1) Органическая (эндогенная) – европейская модернизация, т.к. она протекала естественным путем снизу-вверх.
2) Неорганическая (экзогенная) – восточная модернизация, т.к. она протекала искусственным путем сверху вниз.
Также существует антимодернизация – страны, которые осознанно отказываются от модернизаций, например, Иран, который отвергает западное развитие.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Л.С. Васильев использует для определения истории Востока историко-культурный Цивилизационный подход и разделяет историю на условные ступени развития:
· древность
· восточное средневековье: XVII – сер. XIX.
· колониальный период: сер. XIX – сер. XX.
· деколонизация и формирование современных моделей развития: вторая пол. XX в.
В мировой науке создано несколько концепций, авторы которых ставят своей целью дать сводно-обобщающий анализ всемирной истории, включая историю Востока. Одна из наиболее ярких среди них — это концепция локальных цивилизаций англ. историка А. Тойнби, смысл которой в том, что едва ли не каждая из вычлененных автором (в разных вариантах) двух-трех десятков цивилизаций, древних и современных, не только уникальна и неповторима, но и ценна сама по себе. Развиваясь по принципиально общим для всех законам, она возникает, развивается, приходит в упадок и в конце концов погибает. Несовершенство этой концепции не столько в том, что цивилизации вычленяются Тойнби чаще всего по религиозному признаку, и даже не в том, что они все признаются равными друг другу в своей уникальной для человечества в целом самоценности. Главная слабость этой концепции в том, что в ней смазана динамика всемирно-исторического процесса.
Разница в ходе истории и в облике восточных и западных обществ заключает в себе не только стадиальные, но и типологические различия. Иногда стадиальную и типологическую разницу понимают как дихотомию формационного и цивилизационного. Но следует учитывать, что специфика типологическая (различный характер государства, права, собственности и т.п.) формируется в ходе длительной исторической эволюции и является равнодействующей как цивилизационных черт, так и темпа, ритма и стадии социального развития. Цивилизационный и стадиальный подходы можно понимать как синхронный и диахронный методы описания действительности. Содержательно эти два подхода отличаются тем, что один из них (стадиальный) фиксирует свое внимание на изменчивости, а другой (цивилизационный) – на "наследственности", на стабильном, сохраняющемся в данной популяции через все ее стадиальные изменения. Попросту говоря, нельзя противопоставлять цивилизационный и формационный подходы, как нельзя противопоставлять длину ширине. Это разные измерения относительно целостного исторического процесса.
2.Распад колониальной системы: причины, основные этапы, идеология, лидеры.
Предпосылки и причины деколонизации
:
-
разгром Германии, Италии и Японии во ВМВ; -
ослабление контроля метрополий над своими колониями (особенно Францией и Нидерландами); -
рост влияния и потенциала колоний (особенно английских доминионов); -
развертывание массового национально-освободительного движения, которое в большинстве стран приобрело вооруженный характер; -
большое влияние на обретение суверенитета стран произвела Холодная война, которая давала возможность маневрировать между сверхдержавами и способствовала падению колониализма.
Важным фактором было негативное общественное мнение к колониальной системе в странах-метрополиях и мировой общественности.
Процесс освобождения стран и народов Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости вошел в историю под названием деколонизации, которую можно разделить на четыре условных этапа.
1. "Пробуждение Азии" - Первая мировая война. Назревание кризисной ситуации в условиях неполноты внутренних и внешних предпосылок для политического освобождения, зарождение традиций НОД.
2. 1918–1945 гг. Кризис колониализма становится хроническим, происходит консолидация сил НОД (нац-освоб движ). Национальная буржуазия, усилившаяся за годы войны экономически, после ее завершения подверглась натиску вернувшегося европейского капитала, что привело к антагонизму между ними и превращению национальной буржуазии в лидера НОД. на этом этапе начинается распад колониальной системы (выход из сферы колониального контроля Турции, Ирана, Афганистана).
3. 1945–1975 гг. Вопрос о системе международной опеки (иначе говоря, колониальной проблеме) в соответствии с договоренностью глав правительств Англии, СССР и США был включен в повестку дня конференции в Сан-Франциско, учредившей в 1945 г. ООН. Была принята формула, близкая к предлагавшейся советской делегацией: система опеки ООН должна вести подопечные территории в направлении «к самоуправлению и независимости». За 10 последовавших лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1,2 млрд. человек. На карте мира появилось 15 суверенных государств, в которых проживало свыше 4/5 населения бывших колониальных владений. Добились освобождения английские колонии Индия (1947) и Цейлон (1948), подмандатные территории Франции – Сирия и Ливан (1943, вывод войск – 1946), освободился Вьетнам, завоевавший независимость от Франции в ходе восьмилетней войны (1945-1954), победили революции социалистического характера в Сев. Корее и Китае.
4. 1975 – 1990-е гг. был ознаменован крушением португальской колониальной империи, после чего вся территория Африки стала свободной от колониализма. В результате деколонизации в мире появилось около 100 новых независимых государств. Всего после ВМВ от колониальной зависимости освободилось более 2 млрд. человек.
3.Социалистические концепции на Востоке (теория «Новой демократии» Мао Цзэдуна, теория «Джамахирии» М. Каддафи).
МАО ЦЗЭДУН
Теория «новой демократии» была выдвинута Мао Цзэдуном на рубеже 1930-х – 1940-х гг. на территории контролировавшегося КПК Пограничного района Шэньси–Ганьсу–Нинся, находившегося в условиях ведения антияпонской войны и одновременного фактического противостояния КПК гоминьдановскому режиму в Китае, несмотря на официальный союз с Гоминьданом в войне с Японией.
М. Цзэдун, развивая положения Ленина о революционно-демократической диктатуре рабочих и крестьян, создал теорию новой демократии, как переходного (к социализму) общественного строя. Новодемократический строй характеризуется развитием капиталистического сектора наравне с социалистическим при упоре на последний и постепенным давлением на первый и его сокращением и классовой диктатурой союза всех революционных и демократических сил (пролетариат, крестьянство, мелкая буржуазия, национальная буржуазия), во главе которых стоит пролетариат.
Со временем новодемократическое общество встаёт перед выбором: идти дальше в социализм или утвердить государственный капитализм/капитализм. Сам Мао Цзэдун стоял на позициях перерастания демократической революции в социалистическую и построения социалистического общества через дальнейшее ограничение, кооперирование и свержение национальной буржуазии и мелкой буржуазии, через кооперацию и коллективизацию сельского хозяйства. С проведением в жизнь этих мероприятий демократическая диктатура народа перерастает в диктатуру пролетариата, а новая демократия -- в социализм. Но если не обеспечить власти в руках пролетариата и беднейшего крестьянства, поощрять развитие капиталистических элементов и ослаблять диктатуру, то произойдёт укрепление капитализма и ликвидация социалистического сектора экономики.
Новая демократия в маоизме подразумевается необходимой для большинства отсталых зависимых стран, которые находятся в том же положении, что и Китай тех лет, или схожем с ним.
«ТРЕТЬЯ ВСЕМИРНАЯ ТЕОРИЯ» МУАММАРА КАДДАФИ
«Третья Всемирная Теория»
, изложенная Каддафи в «Зелёной книге» (1976—1979) — новая система взглядов, которая противопоставляется идеям коммунизма Маркса и капитализма Адама Смита.
Теория отрицает традиционные орудия власти — парламенты, партии, выборы, референдумы — и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. При этом Всеобщий народный конгресс, принимающий общегосударственные законы, рассматривает лишь те вопросы, которые обсуждены и предложены в повестку дня первичными народными конгрессами, объединяющими всё взрослое население страны.
Закон общества не может зависеть от политической конъюнктуры, а должен базироваться на обычаях и религии. Третья всемирная теория провозглашает необходимость отмены наёмного труда и право работника на производимый им продукт.
Как и предшественники, Каддафи искал идеальную форму общественного сосуществования, при котором наряду с социальной справедливостью наличествовала бы сильная власть, народная представительность и национальная самобытность. В Ливии была сделана попытка реализовать его идеи на практике: в марте 1977 г. была обнародована «Декларация Себхи», и страна стала именоваться Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (слово «Джамахирия» («государство народных масс») — арабский неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы)). Существование данной формы государственного устройства, отличной от монархии и республики, вытекает из «Третьей Всемирной Теории».
С наступлением глобализации и информационной революции Каддафи несколько модифицировал свою теорию, введя в неё тезис об эпохе больших пространств, в которой национальное государство становится нежизнеспособным.
«Зелёная Книга» представляет собой цитатник ливийского лидера, разделённый на три части, и охватывает следующие аспекты существования:
-
Решение проблемы демократии (Власть народа) -
Решение экономической проблемы (Социализм) -
Общественный аспект
4.Социализм в Северной Корее: идеология и практика.
После прекращения войны основной задачей КНДР стало восстановление разрушенного хозяйства. Наряду с этим ЦК ТПК (Трудовая партия Кореи) принял решение продолжить социалистические преобразования, в частности, ускорить кооперирование сельского хозяйства. Работа по восстановлению шла успешно, на новой технической базе. Успехи в восстановлении хозяйства и нормальной жизни, осуществление культурной революции, открывшей доступ широким массам к образованию, укрепили авторитет ТПК и ее руководства. В эти годы стал постепенно складываться культ Ким Ир Сена. Началось оправдание его выдающейся роли в партизанском антияпонском движении 1930-х годов.